Планирование сюжета книги: делимся опытом

Автор: Виктория Драх / Добавлено: 07.09.16, 18:34:38

Назрел весьма злободневный для писателя вопрос: кто каким образом строит сюжет?

Слышала про метод "снежинки" - нужно описать книгу одним предложением, затем развить его до абзаца, затем разбить на части и описать каждую часть одним предложением, затем, снова, развить их в полноценные абзацы, затем так же с главами... Попробовала сама. Скажу честно - не получилось.Слишком сложно сразу продумать все, даже если постоянно возвращаться в начало и все редактировать.

Некоторые авторы советуют в деталях еще и характеры героев прописывать. Вот тут начинается самое веселое - герои имеют свойство меняться =) Иногда пометишь для себя "наглый тиран" - а он в книге таким милашкой получается... 

Мой основной способ - краткие наброски возможных сцен в двух-трех предлолжениях. Если герой что-то делает, обязательно отметить - почему. Из этих сцен в итоге и формируется основная линия, причем часть готовых вкусных отрывков могут пропасть зря - сюжет тоже не статичен. А позже, когда с основой становится все понятно, можно добавить и второстепенные линии.

Ну а если сцен набралось много, получается, как на фотографии: выписать все на стикеры и сидеть складывать пасьянс, мучаясь головной болью от того, что хронологие местами не сходится =)

Кто еще какими способами пользуется? Делимся опытом!

 

44 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти
avatar
Лифария
12.01.2022, 19:05:33

Вообще я поняла, что мне планировать даже вредно. Получается сухо, описаний и ощущений мало или вовсе отсутствуют. Короче, если и планировать сюжет - то только на одно событие вперед, не больше.

avatar
Полина Дорошина
08.09.2016, 12:41:19

Авторское закулисье. Интересно =)
Иметь некоторое "досье" на героев - это хорошо и важно. Помогает не забыть какие-то биографические детали, когда героев много.
Имею толстую тетрадь с общей информацией по времени, в котором происходит действие, по миру соответственно. По стране и т.д.
Сам сюжет составляю сначала на временной шкале (леплю стикеры с обозначением эпизодов на кухонные шкафы), затем немного расшираяю и переношу в таблицы Exel. Оттуда уже в файл главы, где развиваю.
Порой что-то меняется в ходе написания, но незначительно.
Резюмируя: перед написанием есть примерный план полного сюжета по главам. А построение самих глав формируется в процессе уже.

Полина Дорошина
09.09.2016, 11:21:41

Виктория Драх, не так давно мне самой казалось, что раскладывать информацию по таблицам в Exel - перебор, но... когда линий много, а сюжет закручивается сам в себя по принципу спирали... Мне мозгов не хватает, чтобы все помнить.Поэтому таблицы =)
Но все методы хороши, когда они работают. Завидую людям, которым достаточно начальных набросков и планов. Честно.

Каждому своё. А вот если начиная писать книгу или не знаешь куда вырулит, или сюжет сам собой выруливает не туда?

Ульяна Гринь
08.09.2016, 17:47:57

Васильев Ярослав, Смайлиииииик!))))))))
Выруливает и пусть! Так же интереснее )))

avatar
Анна Елагина
08.09.2016, 11:31:12

Спасибо за темку :) мне тоже интересно, как другие над сюжетами работают.
У самой обычно вначале появляется примерная общая сюжетная канва, с чего начнется и к чему должно прийти. А потом простор для творчества. Однако в новом романе расписываю и по плану на каждую главу, делаю заметки, мини-сцены, что должно произойти, сверяюсь с ранее написанным, чтобы по максимому исключить провисания сюжета. Плюс некоторые моменты отдельно записываю - на будущее. И потому у меня кроме основного файла с романом, еще всегда открыт отдельный документ с идеями, открыт файл с вставками к главе, и похоже, скоро к ним добавится файл с описаниями героев )))

Анна Елагина
08.09.2016, 12:34:25

Виктория Драх, О) стикеры у вас мне понравились) все перед глазами)

avatar
Ира Якимова
08.09.2016, 12:26:20

Ну... у меня сюжеты сами по себе появляются, как путь с уже определенными точками А и Б, откуда история движется и к чему придет. Писать типа: "а ну-ка я возьму разношерстную компанию эльфов-гномов, сведу в одном трактире, а там как пойдет" - не пробовала, не мой путь. Когда путь из А в Б известен, приходит черед композиции, как ее построить, чтобы и историю рассказать, и читатель не заскучал. Потом поглавный/ посценный план - и вперед. Но. В процессе написания в связи с более глубокой проработкой характеров персонажей, возможны изменения в изначальном сценарии, вплоть до глобальных, меняющих судьбу даже главных героев.

Про снежинку уже вроде писали в блогах раньше)) какое-то дежавю возникло)
Про моделирование сюжета вам тоже могут поведать специальные люди)
А от себя я лишь добавлю, что каждый пишет так как ему удобнее, так как он привык или де так как ему захочется. Мне, например, удобнее составлять план на каждую главу (по очереди, а не все сразу), затем этот план уже наполнять текстом. Так как главы у меня в среднем от 1 а.л, то действий в одной главе может быть не мало, зачастую, по ходу написания, план начинает сильно отличаться от того что получилось в итоге))

Детально продумываю начало) Потом, по ходу, продумывается остальное) Одна из причин, по которым я пишу медленно))

avatar
Олег Волков
08.09.2016, 08:17:22

О-о-о… Сюжет, точнее моделирование сюжета, моя страсть. Конечный объем моих книги всего лишь в полтора раза меньше пошагового плана.
Весь свой опыт, ну, большую часть, я уже изложил в своих статьях. Ссылки по алфавиту.
«Бог не играет в кости».
«Выход из безвыходной ситуации».
«Главное содержание пошагового плана».
«Главный герой VS внешний мир».
«О сюжетных линиях».
«Путеводная нить сюжета».
«Сотворить мир с нуля».
«Что мешает писать по плану».

Олег Волков
08.09.2016, 08:23:14

Олег Волков,
«Что такое внешний сюжет и зачем он нужен».

Да, хвастаюсь.
С уважением.

avatar
Вера Эн
08.09.2016, 07:31:54

Изначально приходит в голову развязка сюжета с главными героями. Если хочется ее записать, начинаю придумывать завязку. А дальше - как бог на душу положит. Могу ввести новых героев и параллельно рассказать их историю. Могу придумать незапланированного главгада и свалить на него ответственность за все беды. Могу в середине романа жахнуть то, что планировалось в конце, в результате чего переделать всю линию. Сценки из будущего, возникающие в голове, записываю на листочки и иногда перечитываю, чтобы воскресить в памяти (обычно все держу в ней). Зачастую эти сценки ко времени их использования уже не вписываются в действие - ну что ж, может, потом пригодятся.
Раньше делала план. Прям последовательность составляла, что за чем должно идти, как будут называться главы, что должны в них делать герои. Соответствовать получалось не всегда, потому как фантазия обузданию не подлежит и постоянно норовит подсунуть еще какой-нибудь поворот сюжета. А когда я сопротивлялась и загоняла героев в рамки, они получались скучными и картонными, что ли. Неинтересно им было проживать расписанную жизнь. А мне потом такие романы даже перечитывать не хотелось. Поэтому теперь все на самотек.

Вера Эн
08.09.2016, 07:33:02

Цвет глаз и волос помню, в именах не путаюсь. Пусть герои преподносят мне сюрпризы. Так не скучно.

avatar
Иринья Коняева
08.09.2016, 03:37:34

Я не продумываю до мельчайших деталей. Если героев мало и линеечка, пишу из головы. А вот цикл уже так не напишешь, тут и блокнотик есть с героями, и вордовский файлик с сюжетом, и уже подумываю икселевскую таблицу завести и жутко ругаю себя, что сразу поленилась это сделать, хотя думала.

avatar
Ульяна Гринь
07.09.2016, 19:00:57

не стать мне великим писателем, не умею писать по плану! Если вдруг составлю план - никогда не напишу роман, станет просто неинтересно: историю-то я уже знаю! более того, я иногда даже не знаю, кто у меня главный злодей! В Заложнице, например, до главы 20 наверное, не знала, кого сделать бякой. А план всегда выписываю поглавно начиная с 2/3 или даже с 3/4 написанной книги. чисто чтобы не заблудиться в собственных ружьях ))) пробовала и карточки, и снежинку (там дальше 2 шага вообще не пошло), но все бросила и пишу как бог на душу положит! )))

Иринья Коняева
08.09.2016, 03:23:34

Яся Белая, стейки у нас поселились на неделю, а акция "стейк авансом" действует 1 день (ябедничаю: это Ульянка и предложила, сказала, что не стоит авансировать, а то авторы - товарищи ленивые, ничего не напишут на сытый желудок)))

Писала и так, и эдак) Только одна история была продумана до мельчайших деталей. Если бы я писала ее сейчас, то она получилась бы совсем другой. Продуманный мир там чувствуется, но все получилось сжато и скомкано, как будто хотелось просто побыстрее эти все детали всунуть. В двух историях, в которых есть прям сложные детективные и логические линии, вообще никаких набросков не было. В первой я играла сама с собой в игру - загоняла героя в неразрешимую ситуацию, выкладывала эту главу, а потом сама ходила из угла в угол и придумывала, как он выпутается. Считаю, что только благодаря этому ситуации и получились изначально сложными, а выходы непредсказуемыми. Если пляшешь от выхода, то мозг упрощает себе задачу. А в своем единственном детективе я и в середине книге не знала точно, кто будет виновным!))) Надеюсь, никто из моих читателей этот пост не увидит)))

В общем, каждому свое. Наверное, лучше иметь в голове общий сюжет изначально (ну лучше не полностью, а иначе связки упрощаются). Но и правы те, кто говорят, что потом сама писанина превращается в рутину.

Знаю общую линию. Скажем так, костяк сценария. Затем стараюсь прочувствовать персонажа по полной программе, ставлю его в готовые декорации и, вуаля, остается только записывать то, что вижу)

всегда знаю как закончится книга и как начнется, все остальное по ходу сюжета

Начинаю всегда на чистом вдохновении, а дальше герои сами рассказывают свою историю) в отдельном файлике, конечно, прописываю интриги, чтобы не запутаться)
Пробовала писать поглавный план - расхождения появлялись почти сразу же) наверное, надо быть мегамозгом, чтобы сразу видеть всю историю, до мельчайших деталей...

avatar
Марина Весенняя
07.09.2016, 23:26:10

Держу под рукой заветную тетрадку. Есть общее представление о сюжете, как правило имеются несколько сцен. Так что на бумагу записывают необходимые связки между имеющимися сценами, моменты, которые будут необходимы для логического развития. И так все нарастает, словно паутина....

avatar
Алиса Дорн
07.09.2016, 23:16:35

А я без плана пишу. Не делайте как я)
Все примерно знаю, как-где будет, но все в голове.

Для меня в написании главное - экспозиция, кульминация и окончание. Без них не сажусь писать. Начало приходит само собой, развитие сюжета могу не знать вообще. План составляю с трети или середины произведения, ближе к концу с интересом перечитываю - совпадений с написанной книгой мало))
Героев заношу в вордовский файлик (склероз))), но разве что имена и роль в сюжете парой слов. Остальное пишу, как захочет Муз :)

Алена Федотовская, ++++

Например Огненную надпись я писала очень подробным планом. Все было расписано. Но, как правило, герои часто поступают не так как хочется мне. Поэтому план можно назвать лишь условным. Принцессу я писала с частичным планом, как и ИКМ.
Я попробовала писать арками и это вышло легче. По типу например "Другие" я писала примерно так:

1. Арка Стефана-жнеца (примерное количество глав, изначально было 2 но вышло три и причем не того объема которого я ожидала) - детство Стефана кратко, посвящение, первое задание
1.1. Арка Артема-оракула (втиснулась в процессе написания и оказалась неотделимой частью сюжета) - важный для сюжета город и события, которые там произошли, встреча с отцом, возвращение
2. Арка Марка-медиума (Черничный город) детство Марка, проблема корнями застрявшая в прошлом, кульминация, концовка (вынужденная мера была из-за сроков конкурса).
Далее (то что должно было быть в 1 ой книге перекочует во вторую)
2.1. Арка Марка продолжается, так как его история не закончена: старый дом, смерть родителей, завязка нового сюжетного поворота
3. Арка Сани-имаджениума: детство, драма в интернате, встреча
и тд.
Конец я никогда не знаю.

Тин Алиса Волк, Вообще план это как вспомогательное средство для меня. Эти все сведения что поступают мне в голову с разных проектов перемешиваются и выходит то, не знаю что. Если у меня не упорядочена инфа (а в голове держать для меня это не надежно), то писать тяжело. Я теряюсь.

Кажется как раз в тему: https://vk.com/video-72338432_456239021?list=c8e8d338215c75de12 (еще смотрю)

Честно говоря, я, мягко говоря, в шоке :))) что так многие классные (чего уж там! :) авторы пишут вообще безо всякого плана... Я так писала первый свой роман (не зная, кто вообще главгад и придумывая на ходу, а потом подбирая все ниточки в одну) и до сих пор считала, что это было чистой воды графоманией. А теперь задумалась :) Писать, не зная, что будет впереди (точнее нет, зная, на самом деле, но только частично) было веселее! Правда, то было первое лицо и относительно незамысловатый сюжет-ходила-бродилка попаданки...

Ульяна Гринь
07.09.2016, 23:10:39

Екатерина Елизарова, клянусь всеми богами Прави, не знаю!!!! )))))))

avatar
Алекс
07.09.2016, 23:07:27

И да - плана нет никогда. Не умею я планировать. И не пытаюсь даже. Смысла нет - все равно история сама поведет меня, все равно герои и логика повествования вывернут на ту тропу, куда нужно роману. Я иногда чувствую себя проводником - словно герои и мир сами указывают мне, что делать, а должна сидеть тихо, настраивать антенну и ловить сигналы

avatar
Алекс
07.09.2016, 23:05:31

У меня тоже такой же мозаичный узорчик - но в голове. Пишу отдельными сценами, приблизительно представляя себе всю историю - то есть я могу не знать, куда повернет сюжет и какие будут "приключения", какие еще герои второстепенные родятся - но я знаю четко, куда и зачем идет и растет мой герой, и чего вообще я от него хочу в итоге. Я финал примерный вижу сразу. Иногда я могу начать роман, "увидев" всего лишь одну сцену из него.

avatar
Галина Штолле
07.09.2016, 22:07:07

У меня всегда есть план и костяк сюжета всегда неизменен. Зато в мелочах реплики могут от одного персонажа перейти к другому, сцены прыгать из начала в конец, новые подробности вылезать. Я каждый раз в шоке. При этом импровизация строго в рамках плана.

А никаких планов вообще, пишу подряд, что придет в голову, или отдельными эпизодами, а потом катаю связки. (чистая запись картинок, сменяющихся как кадры в кино)
Последнее время начала составлять списочек персонажей с титулами и полными именами, а то уже было, когда путалась.

Основа сюжета (включая непосредственно связанные друг с другом завязку и финал) обычно у меня рождается одновременно с миром произведения и главными героями в виде исходного "клубка задумок". Подробный план не составляю (исключение, хотя и не всегда, - сложные сюжетные узлы, в которых переплетаются сразу несколько сюжетных линий, и экшн-сцены). Сюжетную канву держу исключительно в голове, где она по ходу написания обрастает "мясом", т.е. подробностями и дополнительными задумками. Сюжет обычно начинаю с некой точки в середине фабулы. Он у меня движется одновременно "в настоящем" и "в прошлом"(важные для хода событий "от настоящего к будущему" воспоминания отдельных персонажей; новая информация о прошлом, открывающаяся главным героям по ходу событий "от настоящего к будущему" и т.п.).

avatar
Катерина Риш
07.09.2016, 20:26:42

Фактически, работаю по методу "снежинки", но в то же время это и есть развёрнутый план по всему роману. Проработка всех сюжетных линий и мира. Всех глав, когда пишешь в стиле ПОВ, по-другому не выйдет. Или сюжет застопорится, или наоборот. Каждый герой знает что-то своё и становится на авансцене в нужный момент. От первого лица пишется проще и иначе. Ещё расписываю сюжетную линию по всем аспектам - завязка, кульминация, и тд. Упорядочить события очень помогает изучение таких книг, как "Путь героя", Мифы Кэпмбелла, Роберта Макки, но это если хочется писать действительно хорошие книги. А писать, даже не зная, кто у тебя злодей, это весело))))

avatar
Елена Лисавчук
07.09.2016, 19:51:00

У меня все происходит следующим образом: появляется банальная, но чем-то для меня интересная мысль. Например - люблю я ландыши и плавно мысли перетекают к ромашкам. Сразу представляю поле ромашек и там... Маша. Все, идея для книги есть - Маша и ромашки (чем не название для книги?). :) Сразу определяюсь с жанром - юмористическое фэнтези. Далее обдумываю, важно как Маша оказалась на поле с ромашками или важен сам момент собирания ромашек? Представляю варианты развития сюжета и выбираю конечный вариант действия истории. Все, сюжетная линия готова. Далее подробно расписываю ,что ждет Машу в каждой главе, а потом только остается набрать в ворде и книга готова. Так я вижу все ляпы и не состыковки сюжета и могу контролировать весь сюжет книги совершенствуя его.

avatar
Анна Невер
07.09.2016, 19:11:42

Здравствуй, сестра! Один в один)) Пасьянс на стикерах - наше все.

Виктория Драх
07.09.2016, 19:50:57

Анна Невер, У меня часто бывает так: в голове есть сюжет с огромными дырами)
Стикерами выкладываю главную линию, если какие-то события происходят одновременно - появляется второй ряд, третий, и так далее.
Часто это дерево приходится строить несколько раз. У меня на фотке - примерно первые глав 5, сбоку - маленький хвостик из финала, и совсем справа (фотка вся не влезла, кажется) - несколько событий со второстепенными персонажами, которые в принципе могут произойти в любой момент. Запас на случай, когда глава по смыслу завершена, а странички по объему не хватает))
Середина - дыра, причем специально. пока буду писать первые главы, идей полезет столько, что только и успеваю записывать. Из них сформирую следующие глав 5, и так далее)

Плана нет. В голове яркие образы и сцены, словно прикольный трейлер крупномасштабного фильма. Вся работа сводится к заполнению отсутствующих в трейлере кусочков. Так от одной заявленной воображением сцене перебираюсь к следующей и так по цепочке. Вот такая книжная режиссура получается.

Снежинка меня бесит. Пишу развернутый план от начала до конца - все мысли, что приходят в голову. Плюс карточки персонажей, проработка мира. Потом по ходу написания добавляю в план новые ходы и мысли... А потом пишу что-то левое мимо плана)))
Вообще не могу писать эпизоды вразнобой, только последовательно. Как будто входишь в континуум текста и он сам себя диктует, даже если не совсем сложился во время предварительного планирования.

Анна Невер
07.09.2016, 19:35:17

Светлана Гольшанская, Развернутый план - это сильно! Тоже пишу только последовательно по сюжету.

Никакого плана. Только общая идея - вокруг чего всё вертится.
Примерно понимаю, что должно быть в конце.
Потом - ГГ.
Потом - отдельные эпизоды.
...
Иногда всё начинается с какой-то сцены, которая вдруг приходит в голову под влиянием чего-то...

avatar
Лилия
07.09.2016, 18:56:55

У меня вначале складывается в голове сюжет, потом образ героев, не бывает так что я села писать историю, не зная пути ее развития и окончания, и все сцены продуманы в голове, записываю на бумажке только имена героев.

Ого как у вас всё серьёзно.
А я шесть лет слушал музыку... И история сама создавалась в голове. Шесть лет... Глава за главой, под любимую музыку. Никаких тетрадей, бумажек и остального. Не ну черновики, конечно есть, но их мало. И всё в голове.
:)

Виктория Драх, Ну некоторые рыбы способны запоминать события трёхмесячной давности, а некоторые люди не могут вспомнить, что было вчера:)

avatar
Дарья Ратникова
07.09.2016, 18:42:48

Никакого плана. Максимум краткое описание истории мира (фэнтези), чтобы не запутаться. Пишу первую главу и не знаю, что будет во второй. Потом как-то оно само получается. сажусь писать только после того, как увижу образ героев. Это для меня самое главное. Всё остальное - сюжет, история создаются потом. Но при таком методе получается иногда, что иногда сюжет провисает и не совсем понятно, что дальше, или мелкие нестыковки получаются. Но их можно убрать при правке.

Дарья Ратникова
07.09.2016, 18:53:55

Виктория Драх, Ну у меня не так чтобы сильно провисает, но недочёты замечаю. Но с планом писать не могу - вся изюминка теряется(((

Попробовав разное, в том числе и "снежинку", я выбрала метод "детектива". Здесь был пост про то, как правильно написать детективную историю. И что она пишется с конца. Я немного изменила под себя данные там рекомендации. Так, я начинаю со "злодея", что он совершил, кто ему в этом помог и где они "наследили". После чего ГГ идет по следу из "хлебных крошек" и добирается до финала. А в снежинке я так запуталась что в итоге бросила.

Виктория Драх
07.09.2016, 18:53:13

Наталья Самсонова, Интересный способ, надо попробовать)
спасибо за идею))

avatar
Нина Галимова
07.09.2016, 18:52:57

Я пишу по принципу "одна сцена - одна глава" . Потом из этих глав, как из кирпичиков складывается роман.

avatar
Ольга Буйкова
07.09.2016, 18:48:27

У меня нет опыта в написании романов, самая длинная повесть - около 130 тыс. зн., и в этой ситуации весь план продумывается и держится в голове. Вообще с планированием мне сложно, у меня получается только нанизывать фразы, как бусины, одна за дргой.
Пробовала расписывать план, когда взялась за детектив (тоже, кстати, компактный). С детективами без плана совсем тяжко. Я сначала расписывала 2-3 следующих главы по одному предложению на каждую, т.е. знала точно, какие события в неё войдут. Потом разбивала на детали, помня весь сюжет (не выдам ли раньше времени преступника, не забыла ли какую деталь, которая в будущем всплывёт, как улика). Но дальше 2-3-х глав оставляла только что-то туманное в голове.
А вот если писать роман, это, наверное, никак не спасёт. Хотелось бы тоже услышать разные рецепты от авторов.

avatar
Юлия Михалева
07.09.2016, 18:49:52

Я тоже по плану пишу. Сначала - основная идея, точки начала и конца. Потом ключевые точки - получается схема, которую делю на приблизительные сцены (кто, что и зачем). А потом уже пишу сам текст.

У меня примерно так же, с отдельными листочками ))
Знаю начало, знаю конец и несколько ключевых сцен. И сижу туплю в это всё. Потом начинаю писать - и она как-то само по себе в голове проясняется потихоньку.

В голове)
Хотя вот сейчас, развиваю сюжет истории в ежедневнике) Пишу, обдумываю. Но это потому что знаю, что воплощать буду когда дозрею ( через года два где-то).

avatar
Фора Клевер
07.09.2016, 18:43:21

У меня все в голове. Никогда ничего не записываю. Как правило, когда начинаю писать книгу, у меня есть примерный сюжет и главные герои. На этом все. Все сцены и второстепенные герои появляются по мере написания. А вот с планами я не дружу. Не могу по ним писать)