Полезное: создаем запоминающегося героя

Автор: Dmitry Belov & Vi / Добавлено: 15.09.16, 11:03:42

Герой – главное действующее лицо в любой истории. Это двигатель сюжета, и на его личности завязаны и идея, и интрига, и ход событий. От его поступков, целей и мотивов зависит порой вся событийная цепочка.
Как же с помощью героя сделать книгу увлекательной?
Стоит уделить время описанию характера героя, а также создать в голове читателей его внешний образ. Основные части образа – внешний вид и внутренний мир. И каждая из этих частей, в свою очередь, состоит из нескольких взаимосвязанных элементов.
Создаем внешний вид героя
1. Визуальный облик.
Общие элементы визуального образа — цвет глаз, волос и кожи, рост-вес, комплекция, черты лица. Дополнительные элементы – необычная форма частей тела, прическа, шрамы, хромота, очки, борода, веснушки и т.д. Если описывается новая или малоизвестная раса – стоит расписать внешность более подробно.
Внешний вид – это знак. А наше сознание наполнено стереотипами, которые откликаются на знаки. Как при знаковом слове «яблоко» мы представляем себе образ фрукта и его вкус, так и при описании героя связываем его внешность с шаблонными чертами характера.
К примеру, человека пухлого и низкорослого многие сразу посчитают добряком, рыжую и зеленоглазую женщину – страстной и свободолюбивой натурой, прихрамывающий черноглазый человек со шрамом – однозначно бандит, голубоглазая блондинка – недалекого ума ангелочек. И так далее.
Выбирая персонажу цвет глаз и волос, автор не только ориентируется на собственный идеал, но и подсознательно приписывает ему черты стереотипа. И на этом можно играть, делая пухлого «добряка» главным злодеем, а блондинистого ангелочка – бесенком, удивляя читателей неожиданностью восприятия.
2. Одежда и обувь.
Мы сами одеваемся: исходя из черт характера (в повседневности), из надобности (сезон или работа), из моды, из национальных особенностей или особенностей субкультуры (эмо или готы). Персонажей авторы одевают и обувают по тем же принципам. И так же выбирают цвет и крой одежды, обувь, аксессуары вроде шейных платков или шляп.
Знающим людям одежда и ее цвет расскажут многое – о характере, о предпочтениях и страхах. При работе над образом героя знания психологических характеристик – хотя бы цветовой гаммы – могут очень пригодиться. Также полезно изучить местные субкультуры – они символичны, и на их основе можно создать что-то свое.
3. Аудиальное и кинестетическое (осязательное) восприятие.
К аудиальному восприятию относится в первую очередь тембр голоса. И на соответствии-несоответствии голоса и облика можно сыграть, разнообразив образ и удивив читателя.
Наверняка многие замечали, что иногда голос соответствует внешнему виду: так приятная внешне женщина говорит тихим, спокойным и мелодичным голоском. А иногда – нет: так, невысокая хрупкая девушка говорит хриплым басом.
К аудиальному восприятию образа также относят все звуки, издаваемые человеком: покашливание, кряхтение, восклицание, смешки. И часто смеющийся человек вызывает определенную эмоциональную реакцию, которая дополнит образ. Равно как и голосовые характеристики национальных особенностей речи – известное диалектное «оканье» или «яканье», «проглатывание» последнего слога и др.
Вся гамма человеческих эмоций отражается в голосе – в удивленном восклицании, в повышении тона при злости, в заикании при смущении, в вопле при недовольстве и др. Русский язык богат на описания эмоций, нужно только подобрать своему персонажу нужные.
Кинестетическое восприятие – это ощущения от человека. Запахи, интуитивное восприятие, ощущение ауры. Есть известные расхожие выражения – «от него исходила аура опасности», «у него тяжелая энергетика, и он подавлял собой». И пренебрегать этими ощущениями не стоит, они являются неотъемлемой частью персонажа и добавляют ему «жизненности».
4. Эмоциональные и поведенческие реакции.
Мимика, жесты, изменения в движениях или в цвете лица – все это выгодно дополняет внешний вид персонажа. Без них он кажется картонным, нарисованным, ненастоящим, неживым.
Эмоциональные реакции – это, собственно, эмоциональный отклик на свои или чужие слова, на поведение, на неожиданную встречу, на чувства, которые один персонаж испытывает к другому, на отношение к происходящему.
Так, персонажи бледнеют от злости, краснеют от ярости, розовеют от смущения. Они радостно или злобно улыбаются, морщатся от неудовольствия, прищуриваются в подозрении.
Поведенческие реакции – это видимое поведение: в жестах или в движениях, привычное или изменяющееся в разных ситуациях.
Привычные реакции – это машинальные движения, те, которых сам человек уже не замечает, но делает постоянно.
Кто-то любит накручивать на палец прядь волос, кто-то при разговоре подкрепляет слова жестами и машет руками. Сюда же можно отнести и походку, и посадку – на диване или за столом (часто встречается: «привычно развалившись на диване» или «привычно забравшись с ногами в кресло»).
Вариантов – множество, и часто автор переносит собственные привычки на образ персонажа, сам того не замечая.
Изменяющиеся реакции – это перемены в привычных действиях или в действиях, зависящих от ситуаций. Так, человек сутулится при холодном ветре, вздрагивает и озирается по сторонам при резком окрике, грозит пальцем или показывает кулак, потягивается после долгого сидения, ускоряет шаг, опаздывая, и др.
Конечно, при первичном описании персонажа все эти элементы не учесть, зато их можно постепенно развивать, вплетая при случае в сюжет. Но прежде их надобно придумать и собрать в единый образ.  В этом может помочь наблюдение – за собой, за окружающими, за случайными прохожими.

Теперь рассмотрим аспекты, из которых состоит внутренний мир героя.
1. Психологический аспект.
В первую очередь это характер, отражающий все оттенки личности. Характеру важно уделить самое пристальное внимание. Он должен быть достоверным и логичным, то есть задуманные черты личности, соединяясь, не должны противоречить друг другу. И не должны быть однотипными – у личности много граней.
Если вы начали работу над персонажем и не знаете, как учесть все составляющие характера, ознакомьтесь с типами темперамента. Распространенных всего четыре – холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. К каждому типу прилагается набор характерных черт, которые можно развивать по ходу сюжета. Если копнуть чуть глубже, то можно обнаружить также людей-теоретиков и людей-практиков; экстравертов, интровертов и амбовертов; самостоятельный и конформный (поддающийся) типы характеров. И так далее.
Необязательно изучать все классификации и пытаться собрать из них единое целое. Достаточно взять за основу два-три типа – сангвиник и экстраверт, например. Изучить характерные черты – и вам будет проще понимать героя.
Также не стоит забывать о причинах, которые влияют на формирование характера, – семейные отношения или отсутствие семьи, знаковые события прошлого. Это откладывает отпечаток на личность. Поэтому историю героя и его развитие до точки начала истории хорошо бы придумать заранее.
Следующий аспект психологии образа – это цели и мотивы поступков, причины мотивации, потребности.
Наличие цели и стремлений – показатель самодостаточности. Так что, помимо стремления победить мировое Зло, у героев должны быть и личные цели — от мелких (например, выспаться) до глобальных (добыть принцессу и полцарства).
Мотивы – это побудители, то, что активно толкает героев вперед.
Мотивы могут сформировать ключевую цель (хочу богатства + хочу принцессу + хочу прославиться = пойду убивать Горыныча). Чем не двигатель сюжета?
Причины мотивации – то, что формирует мотивы, — неотъемлемая часть личности. Почему мы хотим? Почему именно это? Для чего? И причины мотивации тоже могут стать отличным двигателем сюжета. Как минимум, через них можно показать прошлое героя или раскрыть его непростой характер.
И, наконец, потребности — внутреннее физиологическое или психологическое состояние нужды. Физиологические – есть, спать и т.д. Психологические потребности – это потребность любить и быть любимым, иметь друзей.
И еще об одном аспекте психологии образа – о внутренней речи, о мышлении.
Мышление – это процесс отражения действительности: обрисовка мира, анализ персонажей и событий, моделирование действий. Мыслительный процесс героев должен быть логичным и отвечать особенностям возраста, пола, расы, социального положения.
Так, если ваша героиня тринадцатилетняя девочка, а автору слегка за тридцать, то без учета особенностей подросткового мышления он не сможет достоверно выстроить образ. То же самое касается социального положения — пахарь и герцог будут мыслить разными категориями.
Мышление – это отражение «я» персонажа. А он не должен быть во всем похож на вас, особенно если по воспитанию, возрасту, полу вы отличаетесь. Тем более если вы – женщина, которая пишет от лица мужчины-воина, столетнего мага или двухсотлетнего эльфа. В таком случае именно вам придется подстраиваться под чужое мышление, а не подгонять его под свое. Не забывайте об этом.
2. Философский аспект.
Философский базис –вещь необходимая. Это понимание мира, понимание своего места в мире, жизненные принципы, отношение к жизни и смерти, к любви и предательству, к дружбе, вере и т.д.
И, конечно, не забывайте о разнице в философии нелюдей и людей, мужчин и женщин, детей и стариков.
3. Социальный аспект.
Герой вашей истории либо растет и живет в социуме, подчиняясь его порядкам и законами, либо – живет отшельником-одиночкой в лесу. И то, и другое отражается на личности персонажа.
Умеет человек жить по законам общества или чихать на них хотел? Признает все обычаи или знает о них, но не блюдет? Готов следовать социальным стереотипам (родился, отучился, устроился на работу, женился, умер) или ищет иную судьбу?
Опять же, герой может быть социальным типом и прижиться среди людей (или нелюдей) или асоциальным.
Здесь же несколько слов можно сказать об общении. Мы вынуждены идти на контакт, и либо учимся общаться, либо нет, либо от природы общительны, либо нелюдимы и это неисправимо.
Здесь же – социальные статусы.
Социальный статус отвечает за многое: за мироощущение (я – никто, если нищий, я – все, если сын герцога). За мотивацию и ее причины (у меня ничего нет – хочу все иметь, или – у меня и так все есть, можно развлекаться), за формирование личности и т.д.
Социальный статус – это не только профессия, но и воспитание (или отсутствие оного). Показатели социального статуса – поступки и речь. И особенное внимание при работе с персонажем нужно обратить именно на речь.
Так, герцог не может «блинкать» или «нукать», не может позволить себе изъясняться как простолюдин – даже среди семьи или друзей. А необразованный кочегар будет иметь небольшой словарный запас, основу которого составляют ругательства и простейшие шаблоны речи («А я че?»).
Есть определенные шаблоны речи на которые стоит ориентироваться при описании диалогов и мыслей героев.
4. Культурный и этический аспект.
Культура – это национальный язык, традиции, история, менталитет и так далее. Культурный аспект в персонаже – его место в историческом настоящем, почитание национальных традиций, уважение к моральным и этическим принципам культуры (или неуважение), знание религии или мифологии и др.
Так, в обществе может быть принято уважать старших и чтить культ предков, в том числе и мертвых. Отражение в личности – страх перед смертью, боязнь наказания от духов предков, соблюдение определенных моральных и этических устоев, дабы не прогневать мертвых.

Рассмотрим также основные моменты «взаимоотношений» автора и героя.
1. Не жалейте своего героя.
Он должен пройти огонь, воду и медные трубы. От этого выиграет, во-первых, сам герой, меняясь в стрессовой обстановке, во-вторых – динамика повествования. Если вам хочется, чтобы на каждом шагу его пытались убить – пусть пытаются, если сюжет требует, чтобы он терял близких – пусть теряет, если в уличной драке ему нужно сломать нос — ломайте.
Читатель должен переживать за героя, листая страницу за страницей, чтобы узнать – как он справился, как выкарабкался, как выжил. Если герой не вызывает сочувствия и отклика, то и книга не вызывает интереса. В таком случае убедить читателя в том, что она стоит его времени, будет намного сложнее.
Единственное, все потери и страдания героя должны быть обоснованы и вписаны в сюжет, должны менять героя. Потери ради потерь – это «рояль», которого читатели точно не оценят. Так что не переусердствуйте.
2. Любите своего героя
Герой должен находить стимулы, чтобы жить, любить, верить и смеяться, несмотря ни на что. Угрюмые и равнодушные циники хороши персонажами, а герой должен быть живым и чувствующим. И любимым, да. И вами, и персонажами, и читателями.
Окружите героя близкими (или не очень) людьми (или существами) – семьей, друзьями, напарниками, попутчиками. Он не должен в одиночку тянуть лямку повествования. Рядом, особенно в стрессовые моменты, нужен тот, кто подставит плечо, подаст руку или подскажет.
В ситуации общения и решения совместных вопросов герой раскрывает свой характер, что невозможно в ситуации выживания.
3. Не ассоциируйте себя с героем. Абстрагируйтесь от него.
Герой – это некая отдельная личность, со своим нравом, мироощущением и поступками. Конечно, в нем будет что-то от вас. Независимо от себя вы перенесете на положительных участников истории свои черты характера, привычки и поступки. Это неплохо помогает на начальной стадии работы с образом. Однако если герой «родился», абстрагируйтесь от него. Позвольте ему вести, решать, думать и чувствовать.
Когда мысли, чувства и поступки героя перестают перекликаться с вашими, то все — он стал самостоятельной личностью. И в этом случае очень важно не ломать его, не подстраивать под себя, а позволить действовать. Да, это сложно. Но это необходимо. Иначе он не получится живым и настоящим.
4. Не идеализируйте своего героя.
У любого – даже у самого-самого мужественного и распрекрасного героя – есть свои темные стороны и скелеты в шкафу. Равно как и у самого-самого непробиваемого головореза должны быть слабые стороны и уязвимые места. Если изначально их нет – значит придумайте.
Идеалы красивые, но картонные. А герой должен быть живым, иметь и положительные и отрицательные черты характера, ошибаться, совершать дурацкие поступки, а не только спасать мир или что он там у вас делает.
5. Не бросайте своего героя.
Проходите вместе с ним весь его нелегкий путь, наблюдая, подсказывая, помогая. И если вы завели его в изначально безвыходную ситуацию, чтобы возбудить читательский интерес, то вы должны рассказать, как он из нее выбрался.
Момент «выкручивайся сам» заметен у многих начинающих авторов. Он состоит в том, чтобы загнать первого героя в угол – и переключиться на второго, а потом показать первого таинственным образом появившегося в ореоле славы. Подобным героям не веришь. Читатели хотят знать, как он преодолел трудности.

При обсуждении книг слова «образ», «персонаж», «герой» мелькают повсеместно, но мало кто знает, чем они отличаются друг от друга. Кажется, что герой – что персонаж, все едино. А едино ли? И каковы различия?
Образы в книге
Образ – это набросок, имеющий несколько ключевых, знаковых черт, на которые ориентируется автор. Образ – это отправная точка при создании как характера будущего героя, как и роли в сюжете.
Понятие образа применимо не только к человеку, но и городу, и к целому миру, и к автору-рассказчику.
Например, вы создали некий мир и решили заслать туда попаданца. Попаданца придумали бравым воякой, бесстрашным, ироничным и усатым. Все, один образ будущего героя готов. Вы сами относитесь к его будущим похождениям с юмором, готовитесь шутить по поводу и без – вот готов и образ автора-рассказчика.
Мир, кстати, тоже готов пошучивать над попаданцем: то гоблины его захватят и божеством провозгласят, то его чародеи подберут и решат, что попаданец – мессия, и отправят его спасать мир. Вот и образ мира готов: с магией, необычными местными жителями и странными верованиями.
Образ – это карандашный набросок на листе бумаги, который еще предстоит серьезно дополнить, добавляя детали и создавая необходимый антураж.
Персонаж – вторая ступень образа
Персонаж – это образ, дополненный деталями и подробностями. Другими словами, действующее лицо произведения. В зависимости от той роли, которую персонажи играют в истории, их можно разделить на:
эпизодических,
второстепенных
и главных.
Все они могут быть как активными, так и пассивными.
Эпизодические персонажи, как правило, необходимы для антуража и не играют большой роли в истории, ненадолго возникая и быстро пропадая из виду. Так, эпизодическими персонажами будут гоблины, готовые поклоняться попаданцу.
Второстепенные персонажи, в отличие от эпизодических, появляются чаще и не только для антуража. Часто второстепенными персонажами становятся родные главного героя или его давние друзья, то и дело появляющиеся на горизонте с весточками и приветами.
Второстепенным персонажем может стать один из магов, который опознал в попаданце мессию и время от времени появляется рядом, чтобы спасти его или поучить жизни.
Главные персонажи – это образы, на которых завязана вся история, это основные действующие лица, на поступках которых строится сюжет произведения. Это и есть наш бравый попаданец.
Пассивные персонажи – это образы, не имеющие роли в истории и никак не влияющие на главного персонажа. Они тихо существуют сами по себе и не вмешиваются в основные события. Говоря языком игр, это боты. Пассивные персонажи часто создаются для антуража или атмосферы мира.
Например, рядом с попаданцем верится некая девица. Она, во-первых, представитель незнакомого мира, а значит – и носитель чужих нравов и традиций; во-вторых, просто украшает собой произведение, ибо хороша и остра на язык; и в-третьих, не дает заскучать читателю, доставая попаданца глупыми вопросами о его прежнем мире и намекая на любовь. Если он на любовь не реагирует, то она — пассивный персонаж. Если же ее действия меняют вектор развития сюжета и/или главного персонажа, то девица становится персонажем активным.
Активные персонажи, соответственно, всеми силами участвуют в истории. Благодаря их поступкам меняется сюжет, появляется и развивается интрига. Активные персонажи – это действие и поступки, неожиданность, перемены, сюрпризы для читателя.
Причем активному персонажу необязательно быть главным. Он может быть и эпизодическим. Однако при его появлении – даже если он появится в истории три-четыре раза – события будут резко меняться.
Активным эпизодическим персонажем в нашем примере станет некий маг, который каждую неделю снабжает попаданца новыми заданиями по спасению мира. А если в итоге этот маг окажется еще и главным злодеем, из-за которого начались мировые проблемы, то тогда в активности ему точно не откажешь. Даже если все эпизоды с его участием умещаются на трех листах.
О фокальных персонажах говорят, чаще всего, только применительно к эпизоду, сцене или главе. Фокальный персонаж – это персонаж, чьими глазами читатель наблюдает за событиями. Другими словами, тот, кто важен для читательских переживаний — за чьими мыслями, догадками, чувствами следит читатель.
Фокальный персонаж может быть один – основной, на всю историю. Чаще всего в таких случаях история полностью показывается глазами главного героя. А может быть – несколько фокальных персонажей – новый в каждой сцене, в каждой главе. Как можно догадаться, в таком случае фокальный персонаж – не всегда главный. Но его глазами читатель смотрит на кусочек общей картины, важный для развития всего сюжета.
Акценты (кого считать фокальным, кого – пассивным или активным, а кого – главным или второстепенным) автор расставляет сам, исходя из собственной задумки.
Герой – это главное, основное действующее лицо, главный персонаж, роль которого наиболее заметна и весома, действия которого наиболее важны. Именно на героя, как правило, завязана и интрига, и идея произведения, именно вокруг героя стоится сюжет истории.
Как правило, герою отводится больше всего, по сравнению с главными персонажами, времени – как для действия, так и для самореализации. Но самый главный его признак – развитие характера. Если же развития нет, если главное действующее лицо истории остается одним и тем же что в начале книги, что в конце, то до героя оно, увы, не дотягивает. Остается обычным персонажем, только главным.
Если попаданец из бравого, бесстрашного и ироничного вояки к концу истории эволюционирует в такого же бравого, но научившегося думать и сострадать генерала, тогда он будет настоящим полноценным главным героем. Если останется прежним, не по окружению и статусу, а по характеру – будет главным персонажем.
Образы, персонажи и герои – это один из ключевых элементов повествования. И от работы над действующими лицами во многом зависит, насколько образной, красочной и интересной окажется ваша история.

Источники информации: http://school-of-inspiration.ru/pishem-knigu-avtor-i-geroj, http://school-of-inspiration.ru/pishem-knigu-kak-sozdat-geroya-ili-elementy-obraza-chast-1, http://school-of-inspiration.ru/pishem-knigu-kak-sozdat-geroya-ili-elementy-obraza-chast-2, http://school-of-inspiration.ru/pishem-knigu-o-personazhax-obrazax-i-geroyax

Комментарии автору:

Всего веток: 0

Комментировать