A road full of blood | "Дорога стали и надежды"

Автор: Артём Помозов / Добавлено: 09.10.16, 22:02:44

A road full of blood

Мнение о романе Дмитрия Манасыпова "Дорога стали и надежды".

 

 

 

По одежке встречают


Необычно все! Начиная с нетипичной, для "Вселенной" мрачной обложки и оканчивая, не побоюсь этих слов, чарующим и подкупающим названием «Дорога стали и надежды». Звучит, а! В принципе, истолковать название можно вполне легко. Дорога и дорога. Железная. Ведь большинство важных для сюжета событий происходят рядом (и на) железнодорожных путях. Но, как мне показалось, название отожествляет собой нечто иное, нежели описание главной локации. Дорога, как бы банально это не звучало, означает судьбу каждого героя романа. Это их путь. Путь, наполненный кровью, порохом и сталью, но помимо этого, еще и надеждой. Надеждой встретить хотя бы еще один, пускай и последний рассвет. Банально? Да, нет, почему? 
 

Первые впечатления...


Сюжет берет своё начало в небольшом селе, которое начало потихоньку очухиваться от последствий Ядерной войны. От описаний и аллегорий автора мурашки идут по коже. Сочная и красочная картинка отчетливо встает перед глазами. Дождь бьет в окно, скрепят под напором завывающего ветра ставни и половицы. Автор грамотно и со знанием дела нагоняет са́спенс, заставляет с содроганием переворачивать очередную страницу в ожидании апогея. И когда мы достигаем вожделенную развязку пролога (!), земля уходит из-под ног. Действительно, настолько сурового и жестокого введения в сюжет я, осмелюсь сказать, не было ни в одной книжке из серии «Вселенная Метро 2033». 
 

«Тяжелaя ковaнaя кочергa леглa в руку легко, неожидaнно удобно и привычно. Стекло вылетело чуть позже, зaпустив внутрь зaпaх земли, воды, льющейся с непроглядно серого небa, и гнили. 
Аня дико крикнулa, боясь не успеть, оттолкнулa дочку, удaрилa коротко, без зaмaхa. Много ли нaдо мaленькой девочке? Ее собственнaя смерть пришлa к ней секундой позже и окaзaлaсь кудa стрaшнее и больней».

 


Дальше нас переносят на некоторое время вперед, в относительно спокойную обстановку, которая резка контрастирует с мрачным прологом. Здесь Дмитрий знакомит нас с одним из главных персонажей – Азаматом, который держит свой путь по Дороге Стали. Как выясняется, погибшая в прологе семья была близка Азамату. И тот, намереваясь отомстить и спасти дочь своего товарища Мишки, погибшего при защите своих близких от клыков мутировавших тварей, направляется в логово мутантов, напавших на дом. Здесь же нас вводят в курс дела, что, дескать, смерть этих людей была неизбежна. Живущие в селе специально поселили новоприбывшую семью на краю, дабы принести их в жертву. Жестоко? Может быть. Однако я бы не стал делить мир на черное и белое. Каждый выживает, как может. Посему винить селян в излишней циничности, жестокости и бесчеловечности крайне трудно. Время такое. И очень хорошо, что Дмитрий Манасыпов не романтизирует катастрофу с первой и до последней строчки. Жизнь после Всеобщего Конца – говно, кровь, слезы, боль, смерть, а не веселые приключения бессмертных героев, совокупляющихся с самыми красивыми девушками и в перерывах уничтожающих своих врагов пачками. Сказка, а не жизнь, правда? Дмитрий Манасыпов же просит забыть нас о таком. На, дорогой читатель, жаждущий Конца Света, смотри, что с тобой будет. 
 

Пуля нaклонил голову, рaссмaтривaя дело своих рук, потянул с поясa топорик. Успелa ли нaвья зaметить отточенный метaлл? Азaмaтa это не волновaло. 
Леночкa всхлипывaлa, прижимaясь к плечу Азaмaтa. Он зaкутaл ее в рвaное пaльто, нaйденное в одной из зaхоронок пещеры. Оно, конечно, отсырело, но одежды у девочки не остaвaлось совершенно. Особенно после того, кaк Пуле пришлось ловить ее, и остaтки плaтьицa, зaцепившись зa торчaщий из стены корень, рaзодрaлись к чертям собaчьим.

 

Орден Возрождения

Знакомство с так называемым «Орденом Возрождения» происходит совсем не в радужных тонах. Глава «Ордена», называющий себя «Мастером», вынужден поддерживать свою жизнь, отнимая жизни других людей. Именно для этого в застенках Ордена содержатся рабы, с одним из которых мы встречаемся лично. С молодым парнем Кириллом, ставшим очередной жертвой бесчеловечной «процедуры» для продления жизни Мастера. Дмитрий Манасыпов за очень короткий срок успевает привязать нас к персонажу, да так, что его становится по-настоящему жалко. Никому бы не пожелал такой участи, честное слово. 
 

Сейчaс мaльчишкa, нaдежно притянутый к плоскости подъемной чaсти медицинской тележки, улыбaлся и пускaл пузыри. Ей дaже стaло любопытно, это зрелище довелось нaблюдaть впервые. Рaньше Мaстер никогдa не звaл ее нa рaзговор во время регулярной для него процедуры. Юный дикий зaсрaнец рaдостно дaвил улыбку, совершенно нaплевaв нa потерю жизненно вaжных состaвляющих собственного телa - крови, плaзмы, костного мозгa. Кaтетеры, толстые иглы-пробойники, прозрaчные трубки, уже нaчaвшие нaполняться.



Выделим одного представителя этого славного Ордена. Представительницу, если быть точнее. А если быть еще точнее, то Ингу Войновскую. О как. 
    Вот теперь мы лаконично затронем один из главных минусов книги. Образ Инги – до жути стереотипен. Если бы перед нами было иностранное кино, я бы назвал девушку «стереотипной солдаткой». Инга, естественно, кровожадна и, вроде как, сексуальна. Именно в такой последовательности. Командует своим отрядом, да и вообще, крутая, аки сваренные в крутую яйца, девица. Только образ она неживой. Ну, не веришь ты в него. Может, вина в том, что таких «бой-баб» хватает в каждом втором зарубежном фильме? Черт его знает, на самом деле. 
 

В богине Кирилки весьмa немaло сaнтиметров и килогрaммов. Но все они нужны и великолепны. Вместо серо-мышиного верхa с зеркaльно-грубым низом - мягкaя глубинa оливкового и хaки, серебро кожи тонкой выделки. Ремни портупеи мягко обтекaли божественную крaсоту ее сильного и опaсного телa. Чуть золотились коротко остриженные волосы и холодно поблескивaли прекрaсные линзы прицелa ее небесно-лaзурных глaз.

 

Банда Антона Клыча

 

 

 


Клыч – больной ублюдок. Да, да, именно так. По велению злого рока, Антону очень понадобилась голова центрального персонажа – Морхольда, имевшего глупость подписать контракт на, хе-хе, транспортировку некой особы женского пола по имени Даша. 
    Так вот, противостояние Морхольда и Клыча – самый эпичный эпизод всей истории. Правда, я иногда путался, за кого я болел больше. За Клыча или Морхольда? Ибо образ Клыча затмил собой образ Морхольда. Настолько он крут. Красавчик Джек, не иначе. 
    И чем же закончится война между этими двумя весьма харизматичными личностями? Ответ кроется на страницах «Дороги». Поверьте, хотя бы ради этого локального конфликта стоит читать эту книгу. 
 

Прочие эпизоды


Железная дорога. 


   Момент с железнодорожниками – вышка, на мой скромный взгляд. За один эпизод автор распаляет в душе читателя просто бурю эмоций. Отвращение, ненависть ко всему и вся, в том числе к Морхольду, который без зазрения совести оставляет множество людей на неотвратимую погибель. Кто сказал, что рыцарь должен быть без страха и упрека? 


    Каннибалы. 


    Вот здесь Дмитрий меня вообще не впечатлил. Что и говорить, коварные каннибалы уже давно стали клише жанра и серии «Метро» в частности. Да, жутко, да, атмосферно. Но все предсказуемо и до жути банально. Складывается ощущение, что ты это все видел уже, если не тысячу, то сотню раз. При этом повторюсь, описан эпизод со смаком. Мрачно, даже пугающе, но не впечатляет, увы. 


    Школа. 


    Эпизод в школе достоин похвалы. Очень атмосферно. Читая, я буквально представлял себя на месте героев, затаив дыхание, шарящих по углам, прячась от преследователей. Зачет. Гамма различных эмоций была испытана при прочтении. И страх за жизни героев. И радость за их находчивость. Да много всего, если честно.
 

 

Пасхалки.


Тут кратко, по сути. Буду разбирать каждую пасхалку – займет объем, наверное, с книгу самого Дмитрия Юрьевича. "Дорога" пестрит всякого рода отсылками к книгам, музыкальным исполнителям, фильмам и прочее-прочее. В общем, кто поймет, тот поймет, а кто не поймет, тот ничего не потеряет. Даже я не могу с уверенностью сказать, зацепился ли я за все «крючки», оставленные автором, или же нет. 
 

Немного о Морхольде


Возможно, вы заметили, что я глубоко не рассматривал образ Морхольда да и саму историю не стал разбирать по косточкам, пробежав только по некоторым особо важным, на мой взгляд, моментам. Что же, это было нарочно, ибо всякий, кто прочтет эту книгу, сделает свои выводы. Возможно, кому-нибудь полюбится беспринципный Морхольд. Возможно, кто-то возненавидит его. И это, я считаю, правильно. Таким должен быть персонаж. Не картонно-белым/черным, а живым, со своими скелетами в шкафу, со своими грехами, со своей жизненной философией. В создании образов (рассматривается конкретно серия «Метро»), Манасыпова может потеснить разве что Цормудян. 
 


Вывод: «Дорога стали и надежды» - это нечто новое, но только в рамках цикла «Вселенная Метро 2033». Книга, которая вновь пробудила во мне интерес к «Метро», после того, как я зарекся брать в руки опусы из этой серии. Однако, следует понимать, что «Дорога» далеко не прорыв в жанре, а посему не стоит ждать от неё великих откровений. В рамках «Метро» она действительно выглядит своего рода прорывом, но в рамках постапокалипсиса, не совсем. В общем, без лишних слов, книгу рекомендую к ознакомлению тем, кому надоело смотреть на глобальные катастрофы сквозь призму розовых очков. 

 

 

Близкие по духу

 

  • Сурен Цормудян, "Резервация 2051".
  • "Книга Илая"
  • "Одни из нас"
  • "Fallout 2"


 

Сюжет: восемь баллов по десятибалльной шкале. 

Мир: девять баллов по десятибалльной шкале. 

Персонажи: восемь баллов по десятибалльной шкале. 

Язык и стиль автора: восемь баллов по десятибалльной шкале. 

Качество печатного издания: восемь балов по десятибалльной шкале. 

Общая оценка: восемь баллов .

 

Читать = > https://lit-era.com/book/doroga-stali-i-nadezhdy-vm-2033-b13408

3 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти

огромное спасибо, Артем. Крайне приятно, когда про книгу скажут разное. Еще более приятно, когда про твои книги также скажут неоднократно. Такие читатели на вес золота.

Артём Помозов, не то слово

avatar
Юрий Уленгов
09.10.2016, 22:06:22

Вся литература на 90% состоит из штампов и клише. Вопрос - в подаче.

Артём Помозов
09.10.2016, 22:17:58

Юрий Уленгов, Потому и интересен:)