Образы и характер.

Автор: Карина Демина / Добавлено: 03.10.15, 20:37:36

Поскольку в первом посте речь зашла об образах, о том, что зачастую персонаж как личность в книге отсутствует, то и возник у меня зуд поделиться мудростею нажитой. Надеюсь, это временно.

А если серьезно, то вспомнился один разговор с умным человеком и замечательным писателем, который дал весьма и весьма разумный совет. Случается, что автор знает, какой его герой замечательный, но знание это остается исключительно с автором, т.к. он чисто технически не понимает, как это знание до читателей донести. Вот и расписывает, что герой умен, хорош собой, остроумен... вот только остается сие исключительно на словах автора, ибо поступки героя заявленному портрету не соответствуют. Почему? А потому, что автор и сам, как ни удивительно, героя не знает. Не понимает. Видит, любуется, но не понимает.

И что делать?

А выделить в характере героя 3 (5, 10, 120, кому как охота) доминирующие черты. Затем определить, как именно эти черты будут проявляться. Пример: Шерлок умен, но не потому, что автор его заявил, будто Шерлок умен. Он создал ситуации, когда этот ум проявился. Более того, на интеллектуальном превосходстве его держится вся серия. Доктор Хаус циничен. И это проявляется из серии в серию. Он самолюбив. Эгоистичен. И опять же, есть эпизоды, которые раскрывают эти черты характера. Таким образом, возникает чисто технический момент: как и где, каким образом герой раскроется. И здесь для создания целостного характера проходные эпизоды не менее важны, чем поворотные.

Есть еще одна хитрость. Почти любое качество имеет свой диапазон, в котором оно может менять знак с положительного на отрицательный. Герой или, допустим, героиня, добра. Это ведь хорошее качество, нам с детства внушают, что доброта - это добродетель. Однако доброта бывает разной... к примеру, она настолько добра, что не в силах терпеть чужих страданий. Она или он помогает всем страждущим, если это в ее (его) силах... и в итоге раздает все, чем владеет... и ладно, если сама. Но есть ведь и близкие, которые страдают от этой доброты.

К чему это все. Те самые доминирующие черты характера могут проявляться как положительные, так и отрицательные, это как две стороны одной монеты, но тем самым характер будет выявляться, складываться вне авторского диктата. А свобода воли, пусть и в рамках, это всегда плюс для читателя.

Комментарии автору:

Всего веток: 14

Ольга Жакова 03.10.2015, 20:47:07

Вот! Спасибо, что поделились полезным!
Самое важное, что нужно уяснить писателю, - что героя надо проявлять в поступках. Тогда читатель и сам все увидит. Почему-то многие авторы этого как бы не понимают. Или просто не дают себе труд продумать, как же это сделать. Вот и выходят герои либо картонные, либо мэрисьюшные.

В ветке 3 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Анна Зинченко 27.10.2015, 23:05:23

Карина Демина, Очень интересно ваше мнение на эту тему. Мне в последниее время Мери-Сью проза видится почему-то скорее индивидуальными психотерапевтической историями. Особенно подростковые фанфики. Автор творит альтернативную реальность, где он таки побеждает своих драконов. :) А читатели, вовлекаясь в такие истории, побеждают своих. :)

Варвара Шихарева 08.10.2015, 08:37:40

Спасибо за статью. Истины прописные, но "повторение -мать учения")))
Что же до поступков, то я люблю играть с их двойной подоплекой.
К примеру, вначале поступки и поведение героя кажутся проявлением благородства, и лишь некоторые крошечные зацепки намекают на то, что все не так радужно.

Эльвира Осетина 08.10.2015, 06:34:49

Спасибо Карина, за вашу статью, вот вроде прописные истины объяснили, а все равно крепко задумываешься)) Обожаю ваше творчество и ваших героев)

Gala Monast 05.10.2015, 21:30:15

Карина, думаю поэтому я в восторге от Ваших книг... Там ОЧЕНЬ много действий героев и любишь их или ненавидишь именно за поступки, а не за ... ну скажем внешность :))) Восприятие книги идет через героя, через его ощущения, какое-то 3D получается... Хотя нет, скорее всего 4D, потому что участвует душа читателя... Как-то так...

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Карина Демина 05.10.2015, 21:55:07

Gala Monast, Спасибо )

Анастасия Химич 04.10.2015, 08:35:50

М-м-м-м... странно, а разве все это не само собой разумеется?

В ветке 5 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Анастасия Химич 04.10.2015, 20:50:18

Карина Демина, С недавних пор никому ничего не советую, особенно на почитать. К тому же я старомодна и люблю классику.

Татьяна Богатырева и Евгения Соловьева 04.10.2015, 15:32:16

Подниму-ка я топик.
Ибо дельные советы тут дают не так часто, как хотелось бы.

В ветке 5 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Татьяна Богатырева и Евгения Соловьева 04.10.2015, 20:48:58

Карина Демина, та ну! Надоело уже. Интереснее - писать)))))

Катя Зазовка 04.10.2015, 14:16:04

Спасибо, Карина!

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Карина Демина 04.10.2015, 19:45:23

Катя Зазовка, Та не за что

Надежда Мамаева 04.10.2015, 13:56:26

На мой чукотский взгляд, лучше всего получается передать характер, когда автор на время становиться тем, кого описывает, влезает в его шкуру, выполняет роль актера. Тогда не будет и разногласий между авторским описание героя «умный/добрый/дурак» и его поступками. Как вариант: писать «с натуры», используя образ прототипа, с которым в жизни хорошо знаком.

В ветке 6 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Карина Демина 04.10.2015, 19:45:05

Надежда Мамаева, Я бы выразилась иначе. Автор должен понимать своего героя, мотивы, которые им движут, характер. И тогда не будет злого злодея, который желает поработить мир, ибо надо герою подвиг совершить.
Плюс матчасть...

Сарыч 03.10.2015, 23:06:26

Для меня образцом всегда были Стругацкие. У них приём был следующий.Начинают описывать героя стандартно. Ну, там волосы,рост, одежда. А потом уже убаюканому читателю бах! Какой-нибудь штришок яркий, который если не меняет образ, до добавляет ему такую грань, о которой раньше и не задумывался. Или, тут же, после описания бросает его в некую экстремальную ситацию.

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Карина Демина 04.10.2015, 09:27:34

Сарыч, А у меня со Стругацкими не сложилось. Как-то вот... не мои они авторы. Тот случай, когда разум понимает, а душа нет.
Мне скорее импонирует стиль изложения Олди. Ярко, характерно и в своей особой стилистике для каждого мира.

Ольга Шерстобитова 03.10.2015, 21:03:54

Потрясающий мастер-класс! И с пользой! Давно хотела что-то такое от мастеров слова получить:), чьи книги с удовольствием читаю. И как раз на днях про характеры героев с одним человеком разговаривали.
Карина, а как вы создаете второстепенных персонажей? У меня с ними беда совсем. Они либо шаблонные, либо их как будто нет:( Есть ли разница между созданием главных героев и второстепенных? Или принцип тот же? Может есть какие-то секреты, на которые внимание обратить нужно в первую очередь,создавая второстепенных героев?

В ветке 5 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Ольга Шерстобитова 03.10.2015, 23:22:28

Карина Демина, Спасибо. Огромнейшее. :) Вы очень удачно все по полочкам разложили. Буду ориентироваться на это.

Галина Манукян 03.10.2015, 22:40:02

Спасибо, Карина! Совершенно верно подмечено)

Екатерина Лоринова 03.10.2015, 22:07:25

Карина, спасибо за полезную статью)

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Карина Демина 03.10.2015, 22:25:42

Екатерина Круглова, Не за что.