Мнение по книге "Прощай,оружие!" Эрнест Хемингуэй

Автор: Ольга Воробей / Добавлено: 19.11.16, 23:58:46

   Я так давно хотела взяться за Хемингуэйя. И вот небеса сошлись  клином и я приобрела книгу, о которой не раз слышала – «Прощай, оружие!». Вскользь в сети часто видела, что каким-то загадочным образом имя Хэмингуэйя  и Ремарка сравнивают, и постоянно спорят, кто лучше. Поэтому стало очень интересно самой понять, в чем же дело. Так вот, господа и дамы, их сравнивать вообще нельзя! Всё, что их объединяет -  это время, в которое довелось жить. Они это «потерянное поколение» и всё. На этом сходство заканчивается.

Ну что же, в Википедии написано, что книга «Прощай, оружие!» «имела в Америке небывалый успех — продажам не помешал даже экономический кризис»(с).Т.е. хлеба не покупали, а покупали книгу. Значит, она чертовски хороша! И как же меня обломало это всё. И как же хочется сказать: ну что за тупой и пустой народ американцы. Но нет, будем толерантны и промолчим.  А как? А за что собственно это стало таким популярным?  

   Итак, ближе к делу, вернее к книге – «история любви американского добровольца и английской медсестры, развивавшейся на фоне сражений Первой мировой войны» (с).  И я так понимаю, Эрнест писал о себе, когда ему удалось все-таки попасть на фронт в итальянскую армию, шофером-добровольцем санитарной роты Красного креста. Как гласит все та  же Википедлия, что характерно для Хемингуэйя это точность, ясность языка, отсутствие многословий и стилистических небрежностей. Он преуспел в этом так, что мне показалось, что я читаю не книгу великого писателя, а дневник рядового школьника.  Плоскость, картонность, безэмоциональность. Если попробовать пересказать, то получится примерно так: и настало утро и мы завтракали, принесли граппу, мы выпили по стаканчику, потом был день и мы обедали, настал вечер и мы пили вино, асфальт был мокрый от дождя, мы легли спать – всё, и вы зря надеетесь услышать от автора больше, придется рисовать картины за счет своего богатого воображения. Топографическая точность расположения объектов вокруг и никакой эмоциональной окраски. Да даже война была неприятная вещь и всё.  Я помню, когда читала Ремарка, мне от описания как ему вкусно и приятно, хотелось бежать в магазин искать какой-то кальвадос и пережить весь спектр обещанных ощущений. Не составляло труда уставиться взглядом в осеннее серое небо и вот уже прорастать окоченевшими останками солдат из промерзшей припорошенной снегом земли, думать о доме и как мне туда хочется… А тут? Тут где-то рядом война, и  ее не видно. И если целью автора было показать, что войны как бы и нет, и все происходит с кем-то, но не со мной – ему удалось. Удалось показать, что шел бесконечный дождь, и всем надоела эта война, надоела скучная обыденность военной службы, даже шлюхи в местном борделе давно не менялись…  

   Но не теряем надежды и читаем дальше. Вот автор бросает санитарный отряд к линии наступления. И я прям напрягаюсь и с жадностью читаю, что же будет дальше. А дальше они ели холодные макароны с сыром, скупо разговаривали и ждали, пока их не накрыло огнем австрийских минометов. И автор впопыхах убирает главного героя с фронта, лишь краем глаза давая увидеть: «Мертвые были сложены в стороне. Врачи работали, до плеч засучив рукава, и были красны, как мясники» (с). И снова ни одной эмоции и мысли, просто описание происходящего, как в хронике происшествий. И тут у меня закрадывается мысль, что главный герой был великим Мастером, познавшим дзен и просветление, что позволяло ему пропускать происходящее через себя и никак к этому не относиться, прибывать в «здесь и сейчас» без какого-либо волнения… Но ведь его же ранили! На глазах умер сотоварищ, минуту назад строивший планы на будущее! Нет. Ничего. Никакого сожаления…

   Ладно. Генри серьезно ранило, перемолотив ноги в фарш, и вот, наверное, сейчас, пока он лежит где-то в госпитале, начнется постстрессовый отходняк, и из него попрет и я прочувствую ужас происходящего. Да хрен там, даже не чувствую как ему больно, ничего не чувствую… Но зато весьма повеселил диалог о причитающейся награде, решался лишь вопрос бронзовая или серебряная. Условием получения последнее было не только ранение, но и подвиг:

- Расскажите подробно, как было дело. Совершили подвиг?

- Нет, - сказал я. – Когда разорвалась мина, я ел сыр.

- Не дурите. Не может быть такого, чтобы вы не совершили какого-нибудь подвига или до того, или после. Припомните хорошенько.

- Ничего не совершал» (с).

     Данный кусок романа вновь отражает реальный факт, когда Хемингуэй вернулся в США героем, как первый американский раненный на итальянском фронте. И то, что король Италии наградил его серебряной медалью «За воинскую доблесть», несомненно, дает мне уверенность думать, что и главный герой книги ее получит. Не вспомнит подвига, так его притянут за уши.

   Книга о любви, говорилось выше. Ну, давайте посмотрим. Генри запал на местную медсестру-англичанку Кэтрин, ему понравились ее шикарные волосы, и насколько могу понять я, появилось желание уложить эту красотку в постель. И тут начинаются какие-то странные игры «в любовь». После первого поцелуя Кэтрин разрыдалась у него на плече и выдала:

- Милый! – сказала она. – Вы со мной ВСЕГДА будете хороший, правда?» (с). На третьем свидании она: « И вы меня любите?»(с)

   А вот теперь его мысли (в кои-то веки): « Я знал, что не люблю Кэтрин Баркли, и не собирался ее любить. Это была игра, как бридж, только вместо карт были слова»(с). И вот они уже вовсю играют словами: милый, хороший, люблю, навсегда, никогда и т.п. и эти слова повторяются по десять раз за диалог. Лично мне хотелось заткнуть Кэтрин или как-то прекратить этот пустой поток ванили по страницам.  Я уж было порадовалась словам Кэтрин: «Знаете что, не будем лгать, когда в этом нет надобности. Вы очень мило провели свою роль, и теперь всё в порядке. Я ведь не совсем сумасшедшая. На меня если и находит, то чуть-чуть и ненадолго» (с). То есть карты вскрыты и нет смысла играть. Но нет, игра будет до последней страницы.  На хрен такую любовь, я вам скажу, сначала играли в любовь, потом поверили, потом убедили себя, потом некуда было деваться… За дурацкой этой игрой в слова, с бесконечными повторениями, сам уже как дятел начинаешь разговаривать подобным образом. И приходит мысль, что эта книга отлично подходит,  чтоб выучить английский язык (читая оригинал, разумеется).

   Оставим любовь и перейдем к названию: «Прощай, оружие!» Есть отличные сцены движухи где-то в четвертой части, главный герой попадает в окружение, потом его чуть не убивают и он решает, что хватит, наелся войны, поиграл в нее, чуть не умер, не понравилось, теперь надо выбраться из этого плохо прописанного квеста. «Я решил забыть про войну!» (с) Т.е. по факту книга о дезертире. Но винить в этом дезертирстве его нельзя. Это не его война. Зачем же спрашивается ты вообще приперся сюда? А вот и ответ автора в своем интервью: «Я был большим дураком, когда отправился на ту войну. Я думал, что мы спортивная команда, а австрийцы — другая команда, участвующая в состязании» (с)  Да-да, амеркианцы ни капли не сказочные.  Чего печалиться, если сам Генри говорит: « Я создан не для того, чтобы думать. Я создан для того, чтобы есть. Да, черт возьми. Есть, пить, и спать с Кэтрин»(с).

   До конца книги крутилось это слово в голове – дезертир… Это ведь предательство, это ведь подло, это не делает чести человеку, взявшему на себя обязательства… Фоном шли строки из песни:

«Здравствуй, мама, Я - дезертир,

Не на щите пришел, а с позором.

Навоевался, побился о мир,

Запуган светом, клеймен приговором.

Знаешь, мама, я видел, как пыль

Каменеет, на крови замешена.

Я прополз по ней сотни миль,

Чтобы быть возле дома повешенным.»(с)

   Но наш Генри, не видел войны так близко, не видел, не прочувствовал, не пропустил через себя, как результат не был сломлен. Он не воевал за идею, не чувствовал долга и патриотизма, и посему его поступок - не дезертирство,  его поступок стал поводом написать роман.

   Неужели все так плохо спросите вы? Мимоходом, продираясь через немногословность автора, я замечала важное. Автор расскажет и о дружбе, о взаимовыручке, о бескорыстной помощи, о трусости, о предательстве, о страхе, о понимании, об откровенном непрофессионализме докторов, о самоотверженности медсестер и об обычных людях, для которых война лишь неудобство бизнесу. А еще Хемингуэй позволит на чуть-чуть заглянуть в нутро хирурга Ринальди, профессионализм которого изо дня в день растет благодаря бесперебойной практике. Он показательно рад такому опыту, и единственное, что удерживает его крышу на месте – это алкоголь и шлюхи. Но черепица трещит и сыплется…

   Спасибо, что дочитали отзыв до конца. Решать вам, читать или нет. Лично меня этот бестселлер спровоцировал на сильные эмоции непонимания - определила для себя Хемингуэйя. Один уважаемый Человек сказал: возможно, ты не была в резонансе с автором, и автор-то мужской, и стоит попробовать прочесть «Старик и море», "По ком звонит колокол". Возможно так и было, возможно стоит попробовать и другие произведения, но я так наелась этим, что надолго хватит…

«Viva la Pace!» ©

15 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти
avatar
Саша Купырева
26.12.2016, 19:17:06

Очень интересный отзыв! :) Честный, детальный, субъективный и глубокий!
Прямо возникло желание еще раз перечитать и сравнить ощущения. Если бы не рабочая отчетность, перечитала бы прямо сегодня))
Читала "Оружие" давно, впечатления были двоякие.
Если бы нужно было выбрать, Ремарк или Хемингуэй, однозначно Ремарк.

avatar
Шимун Врочек
20.11.2016, 01:28:38

Хорошо изложено. Если бы я не читал до этого Прощай, оружие и вообще Хемингуэя, вы бы меня убедили не читать эту книгу:)) Но интересно вот что — все, что вы перечисляете "в книге этого нет", а для меня все это там есть. И это загадка.
Хотя я действительно раза три начинал в разное время читать Прощай оружие — и бросал. Не цепляло.
А потом в один момент — вдруг зацепило. Не знаю.
У меня так было с рассказами Шукшина. Я когда читал их впервые — смеялся, иногда снисходительно, и думал — ну, неплохо, но что тут такого? Забавные, мол, рассказы. Но где тут классика? А потом перечитывал через год — и не могу, плачу. Прямо как игла в сердце каждый рассказ. И вроде опять смешно, и больно почему-то.

Marina Eshli
20.11.2016, 22:25:58

Шимун Врочек, себя что ли любимую процитировать, у меня есть в произведении "Брат" разговор
"– И как по-твоему спасти мир? – поинтересовался Иван.
– Работай, заповеди Божии соблюдай, главное, к людям по-человечески относись, будь милосердным... – начал объяснять Мыкола.
Иван захохотал:
– Милости ждать? А дождешься? Сами возьмем и поделим!
– Вот скажи мне, – перебил его Мыкола, – ты хочешь, чтобы Бог на Страшном Суде был к тебе справедливым или милосердным?
– А если нет никакого Бога? – увернулся Иван.
– А люди? – не уступал Мыкола. – Хочешь, чтобы люди к тебе были справедливыми или милосердными?
Иван ушел, хлопнув дверью."
ну для меня это не сентиментальность, перебор жалости, а милосердия больше у одного. А у другого тяга к справедливости. Ну как Достоевский и Толстой еще. Я Достоевского а не Толстого выберу.

avatar
Marina Eshli
20.11.2016, 04:54:00

похоже, хемингуэй скорее раздражает (кроме старик и море), а ремарк торкает

Marina Eshli
20.11.2016, 22:22:38

Ольга Воробей, я давно читала ремарка, последний раз 15 лет тому назад его ранние вещи, которые вдруг решили издать (кажется, против его воли, а то он их стеснялся, раз успеха не имели). ну и мне очень понравились, там молодость и авантюризм и надежда. А в детстве любила На западном фронте.. В ранней юности Черный обелиск. Про концлагерь штука потрясла в зрелости.

Ольга - молодец. Радует своим взглядом и честностью.
Хорошее мнение. Соглашаться или нет - даже и не знаю.
Наверное потому, что мне просто все равно по поводу Хэмингуэя.
Но вот качество мнений растет, и это радует.

Ольга Воробей
20.11.2016, 21:22:51

Дмитрий Манасыпов, Странно, мне казалось совсем иначе, ну да ладно...

Какой интересеный критик! Вроде, пишите, что Вам не хватило эмоций, а при этом пишите в достаточной степени эмоционально и именно под впечатлением от книги. Такое чувство, что Вы получили эмоции, но не те, которых ждали, может, мысли в романе не совсем те, которые Вы ждали, это и вызвало разочарование. Война войной, а люди просто живут. Почему бы не поверить, что автор - который там был и знает, что делает - как раз именно это и хотел до нас донести?

Я читала давно, всех подробностей уже не помню. Но помню, что начало мне понравилось, а вот любовная составляющая, как и вас, утомила их диалогами.

Соглашусь с одним уважаемым человеком - стоит попробовать прочесть "Старик и море". Мне этот рассказ очень понравился. Может, попозже глянете, когда когда пройдёт чувство "сытости" от "Прощай, оружие!".

Ольга Воробей
20.11.2016, 20:45:03

Ekaterina Avdeeva, Спасибо, Екатерина, конечно гляну. А эмоции хлестали через край - это верно. Откровенно всю книгу ждала чего-то,что сожмет сердечную мышцу, надорвет и ... И ждала прям до конца книги. Переожидала короче))) Забавно, как-будто пообещали мне конфетку и продинамили)))
На счет того, хотел так автор или не хотел, не знаю, оброс он у меня чуток какой-то тайной, которую я не вижу. Но с другой стороны гениальность и откровенная дурость они так похожи...

avatar
Гедеон
20.11.2016, 02:03:01

Мне Хемингуэй тоже не пошёл после Ремарка. Вроде и об одном, но насколько по-разному.

Гедеон
20.11.2016, 15:27:01

Ольга Воробей, Это моя не точность. Об одном - это о войне. Но она у них разная. И описана по-разному.

"Прощай, оружие" я читала очень давно, поэтому по подробностям спорить не могу, но тогда мне сильно понравилось - одно из тех событий, через которые я начала ломать свои стереотипы. Это была одна из немногих книг о войне, написанная без пафоса и фантастических подвигов, это история самого обычного солдата с его самыми обычными мыслями, которых процентов 90%, но которая и есть самый настоящий реализм (под реализмом я понимаю именно типичность мыслей, а не кровь-кишки). При этом и важные вопросы затрагиваются, но про них автор не кричит, не выделяет красной строкой - они есть именно в таком виде, в котором самый обычный человек до них доходит

Ольга Воробей
20.11.2016, 14:20:08

Оксана Алексеева, Да. Мы разные и сие прекрасно.

avatar
Ольга Жакова
20.11.2016, 00:24:53

"Старик и море" меня в свое время впечатлил.

Ольга Жакова
20.11.2016, 14:05:48

Ольга Воробей, Не исключено, что он не ваш автор. Но все-таки попробуйте что-то другое, чтобы понять точно, виновата книга или автор.

avatar
Надежда Волгина
20.11.2016, 08:56:11

Первый раз услышала, что сравнивают Хемингуэя и Ремарка. Первый у меня не пошел от слова совсем, хоть и начинала читать его романы не раз. Разве что "Праздник, который всегда с тобой" прочла и с удовольствием. Но там, конечно заслуга Парижа и того, что Хемингуэй описывает биографию своей молодости. А вот Ремарк - один из моих любимых писателей. Его я перечитываю и не по разу;))
Спасибо за разбор! Было интересно почитать)

Ольга Воробей
20.11.2016, 13:35:36

Надежда Волгина, Спасибо вам за комментарий. У Хемингуэйя, как я смогла понять все произведения близки к автобиографичным событиям.
Ремарк мне тоже более близок. Но вот читая комментарии мне все больше и больше становится интересно посмотреть на Хэма по-другому... Но пока так)))

О, я как раз из тех, кто очень любит Хемингуэя, но вообще не переносит Ремарка ))
Но меня даже больше "Фиеста" проняла, чем "Прощай, оружие!" Вот как раз немногословностью и кажущейся сухостью, когда видишь картинку своими глазами, без всяких авторских объяснений и украшений, когда самостоятельно оцениваешь поступки героев, а не слушаешь, что про это думает автор. Живые люди, которые живут своей жизнью...
Несколько раз начинала Ремарка, но не могу... мне все кажется, что очередной герой вышел на сцену только для того, чтобы автор мог толкнуть какую-то свою мысль и красочно рассказать, что он думает. Не потому, что герои, так живут, а потому что автору так надо...
Хемингуэй как раз показывает, а не рассказывает, и это мне как раз нравится.
Лишний раз убеждаюсь, что однозначной оценки быть не может ))) Каждому свое...

Ольга Воробей
20.11.2016, 13:28:21

Екатерина Бакулина, Спасибо за комментарий. Я понимаю о чем вы. Однако я видимо привыкла к участию автора в произведении. Иначе получается как историческая статья. Вот тогда было так и так-то, и лишь вам,читатель решать плохо это или хорошо. Это очень хорошо,что автор заставляет думать читателя самому. Но, блин, видимо ожидала иного и посему так расстроилась....

Как говорили узники концлагерей, после недели ужасов, всё уже воспринимается без эмоций. Смерть, трупы, вонь, болезни всё это становится обыденностью. Человек ко всему привыкает, только не спрашивайте, каким образом...

Ольга Воробей
20.11.2016, 13:24:06

Владимир Борисов, Да,Владимир, я вам верю,что сие так. Но вместе с Хемингуэйем я даже вскользь не прожила того ужаса, от которого цепенеешь и внутри что-то переключает тумблер в режим защиты. Если вы читали, то вспомните как он проводил дни, завтрак,обед, прогулка, ожидание наступления, шлюхи и разговоры в баре, отпуск, путешествие по Европе, возврат и закрутить роман с Кэтрин... Я все-таки больше верю, что он не стал таким равнодушным,а изначально воспринимал все как игру и поэтому не чувствовал реальности происходящего...

avatar
Татьяна Кошкина
20.11.2016, 01:27:05

Мои любимые у него: "Фиеста" и "Праздник, который всегда с тобой", хоть последнее не совсем художка, а скорее мемуары)
но я его, кажется, люблю ровно за то, за что не полюбили вы:)))

Ольга Воробей
20.11.2016, 01:34:20

Золотая кошка, Спасибо. Я даже рада этому.Надежда важна.

avatar
Евгений Решетов
20.11.2016, 00:12:04

"По ком звонит колокол" написан ровно так же безэмоционально и сухо.

Ольга Воробей
20.11.2016, 00:58:58

Решетов Евгений, Значит пробуем "Старик и море" )))