Фокал или не фокал? Что делать?

Автор: Елена Соловьева Елена Лир / Добавлено: 18.10.15, 13:04:56

Вопрос появился потому, что воскресенье, утро, и я почитала хорошую статью.
В давние времена, когда еще не было такого засилья мнений по поводу третьего ограниченного лица в тексте,  я начала писать книгу. Потом, естественно, забросила, а теперь открываю: о! а фокал-то у меня прыгает! Стало жалко: идея вроде неплохая, но написано, как бы понятней выразиться, от имени многих персонажей, причем не в разных сценах, а даже в одной. Читать сложновато, короче. Печаль.

И тут я наткнулась на очень адекватный ответ, который вселил в меня надежду на то, что моя старая недописанная рукопись даже без переписывания имеет право на жизнь:

http://www.proza.ru/2014/03/21/2313

В частности, там сказано (причем я и так все это знаю, но неуверенность, скромное отрицание себя как автора, напор тех, кто советует громче заставили сомневаться в очевидных вещах):

"3. Точка зрения персонажа. На протяжении всего повествования автор незаметен, он не даёт оценок действиям, словам и мыслям персонажей. Однако персонажа-повествователя в произведении тоже нет. Зато есть множество персонажей, через призму восприятия которых, - поочерёдно, в зависимости от того, чьё восприятие важнее в данном эпизоде, автор и подаёт историю. Таких персонажей может быть хоть триста, хоть тысячу. 
Внимание - это не точка зрения всезнающего автора! Это различные точки зрения различных персонажей!

Пример:
 
"Будь нa то моя воля, думaл Питер Мaкдермотт, я дaвным-дaвно выгнaл бы этого нaчaльникa охрaны. Но поступaть по собственному усмотрению Питер не мог, и вот теперь этот ожиревший бывший полицейский сновa кудa-то исчез, и кaк рaз в тот момент, когдa был особенно нужен.
Мaкдермотт согнулся всем своим высоким сухопaрым телом и нaчaл нетерпеливо трясти телефонный aппaрaт.
- Тут целый aд нa голову обрушился, - зaметил он, обрaщaясь к молодой женщине, стоявшей у окнa просторного кaбинетa, - a он кaк сквозь землю провaлился.
Кристинa Фрэнсис взглянулa нa свои чaсики. Было без нескольких минут одиннaдцaть.
- Я бы поискaлa его в бaре нa Бaрон-стрит". (с) "Отель", Артур Хейли.
  
Что, в последнем отрывке "скачет фокал"? 90% западной литературы написаны иначе и редакторы гневаются, когда написано так, как написал Артур Хейли?.."

Так вот: спасибо автору статьи, Дмитрию Вишневскому, что нашел время потрясти начинающего автора - меня - за поникшие плечи. Может, третье ограниченное лицо и легче читать, но не нужно переписывать с нуля книгу только потому, что, о боги! - я написала от лица многих персонажей. Суть ведь в том, насколько грамотно написан текст. Очевидно же?

А как вопрос с фокальными персонажами решаете вы? Какой вариант предпочитаете писать и читать, и в каких жанрах?

Комментарии автору:

Всего веток: 14

Татьяна Богатырева и Евгения Соловьева 18.10.2015, 14:21:16

Стиль Артура Хейли - скорее публицистический, чем психологический. В его романах даже главных героев нет - то есть главным героем выступает то отель, то аэропорт, то клиника. Это крайне специфический автор, который берет не столько сопереживанием персонажам, сколько погружением в закулисье всем вроде бы понятных и известных мест/явлений.
Если вы хотите писать именно в таком стиле, что ж, успеха. Особенно если у вас все так же хорошо с сюжетом, композицией, психологической достоверностью и матчастью.
Однако есть некоторые правила, выведенные не на пустом месте. И здесь - как в любом ремесле, имеет смысл сначала освоить азы и научиться пользоваться правилами, а потом уже их осознанно и мастерски нарушать.
Так что по сути все дело лишь в уровне мастерства и таланта. Если уровень высок - да плевать на фокал и все прочее!
Ну а если такого понятия, как профессионализм и мастерство в литературе, нет - то тем более плевать. Пипл и так схвавает.
;)
П.С. Что касается моего способа решения: я предпочитаю писать от лица один эпизод от лица одного персонажа. Это позволяет намного полнее раскрыть характер.
Иногда пользуюсь фокалом "автора" или "рассказчика", если требует задача.

В ветке 5 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Татьяна Богатырева и Евгения Соловьева 19.10.2015, 14:16:42

Дженкинз Тесо, не за что) Как видите, все на самом деле просто и даже несложно))
Удачи с правками!

Кариса Лир 18.10.2015, 19:27:41

На русскоязычном сайте писатели используют слово "фокал". Русские слова закончились? =)

В ветке 9 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Дана Арнаутова 19.10.2015, 12:27:07

Кариса Лир, На русскоязычной странице авторы используют слово "сайт". Что, русские слова закончились?)))

Кияница Вероника 18.10.2015, 15:31:27

Есть правила и они очень полезны. Но если получилось хорошо вразрез правилам, то и плюньте на них.))

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Елена Соловьева Елена Лир 19.10.2015, 11:50:47

Кияница Вероника , Да я и плевать не собираюсь, просто хочется выбирать свой стиль, а не стиль, который навязывыют с намеком на то, что не справишься со сложной задачей. Как-то не мотивирует :)

Анна Валентинова 18.10.2015, 20:34:23

Когда пишешь от третьего лица, так всегда и бывает. Вы классику же читали? Этим оно удобно и универсально. Можно писать о ком угодно - его мысли чувства, поступки. Когда авторы пишут от первого лица - я пошел, я подумал, тогда и возникают трудности с другими персонажами.

В ветке 4 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Елена Соловьева Елена Лир 19.10.2015, 11:45:37

Анна Валентинова, Вот, сколько людей, столько мнений. Я не задумывалась, что несколько точек зрения в тексте - это вызов для молодого писателя, пока не прочла об этом. И в меня это вселило неуверенность: мол, я ведь тоже начинаю, куда мне в разные точки зрения лезть?
Но одно дело - научиться их правильно подавать, а другое - слушать, что одна-единственная точка зрения - это модно у издателей. Такой литературный базар.
Так что спасибо за разумное мнение!

Nail Yakupov 18.10.2015, 14:02:25

Ох уж эти теоретики! Русский человек сочиняет, как бог на душу положит! : )

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Елена Соловьева Елена Лир 18.10.2015, 15:07:43

Nail Yakupov, ...одно слово - гении! :)

Антон Карелин 18.10.2015, 14:04:35

Вот как раз один из моментов в теме с обсуждением сцены про лестницу в небо - фокал. Я не понимаю всех этих "правил хорошего тона" насчет фокала. Меняю его когда требуется, как перчатки, считаю, что читатель всегда поймет, когда фраза из восприятия героини, а когда в восприятии кого-то рядом с ней или в нулевом фокусе извне, от всевидящего автора. Ну не глупый же человек читатель, не глупее автора.
Если читатель не понимает - или доработаю сцену или убежусь, что читатель не мой и пойду дальше, на всех не угодишь. А плюс у такого подхода огромный - полная свобода. Если в романе один главный герой, она особо и не требуется. Но если главных героев несколько и, немаловажно, второстепенные и даже эпизодические герои живые, интересные и яркие - без постоянной смены фокала не обойтись. А ее наличие позволяет всесторонне, куда более глубоко раскрывать все происходящее в романе. Так что для меня это даже не вопрос выбора, а естественное и единственно важное решение.

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Елена Соловьева Елена Лир 18.10.2015, 14:47:17

Антон Карелин, действительно, читателя не нужно считать дураком. Я тоже читатель, и могу переварить литературу любой сложности и насладиться процессом - тогда откуда мнение, что другие не смогут?
но, естественно, есть некие законы, базовые, которые нужно знать и понимать, но тут уж интернет сегодня в помощь, даже в библиотеку ходить не нужно.

Яра Горина 18.10.2015, 13:43:11

Вы зря заморочились, у вас все окей с этим))))

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Елена Соловьева Елена Лир 18.10.2015, 14:26:29

Яра Горина, Спасибо!

Катя Зазовка 18.10.2015, 13:52:23

Как-то я тоже уперлась носом в фокал. Тоже расстроилось, начитавшись умных статей. А потом просто перечитала "Мастер и Маргарита". Первой главы достаточно, чтобы сделать вывод;)

В ветке 5 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Елена Соловьева Елена Лир 18.10.2015, 13:57:48

Узунова Галина, Я в школе "Войну и мир" прочитала разом, недели за полторы-две, как сейчас помню, и ходила счастливая, вдохновленная. Но Толстой он и есть Толстой, чо уж...

Мария Валивахина 18.10.2015, 13:35:36

Почитала статью и на Прозе и на форуме.
Лично я, когда читаю, гораздо лучше отношусь к "прыгающему" фокалу, чем к повествованию от первого лица. Я не знаю, с чего вдруг решили, что "Читатель как бы совмещает себя с героем". Ничего подобного. Я воспринимаю это так, словно автор примерил на себя роль главного героя. И в таком случае, мне гораздо интереснее читать со стороны (от третьего лица), чем так.

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Елена Соловьева Елена Лир 18.10.2015, 13:54:09

Мария Валивахина, Я тоже предпочитаю третье, а не первое лицо.

Валерия Осенняя и Анна Крут 18.10.2015, 13:33:36

Просто не писать от фокала, а только от "Я"?)

В ветке 6 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Валерия Осенняя и Анна Крут 18.10.2015, 13:46:41

Узунова Галина, Фокал от первого лица позволяет сделать героя максимально живым и читателю дать возможность побыть в его шкуре. Все равно, что шутер, в котором видишь только руки)

Ксюша Ангел 18.10.2015, 13:07:57

Очень хорошая статья на эту тему тут:
http://forum.eksmo.ru/viewtopic.php?f=97&t=15239

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Елена Соловьева Елена Лир 18.10.2015, 13:11:05

Ксюша Ангел, прошла по ссылке! Эта статья как раз таки и навела когда-то на мысль, что писать от имени не одного персонажа - создавать себе ненужные проблемы. Там автор говорит по сути: только 1-2% авторов хороши и могут выбирать, как им писать, остальные - отстой, так что если ты - молодой автор, то не выпендривайся!))) как-то так.
А вот автор статьи по ссылке на Прозу.ру более оптимистично смотрит на способности писателей, даже молодых, и это очень обнадеживает!