Стругацкие | Спасибо, что не дожили | Проекты | №1

Автор: Артём Помозов / Добавлено: 18.01.17, 17:03:42

    Любимые авторы, которыми зачитывался в детстве и продолжаешь зачитываться до сих пор – это хорошо. Очень и очень хорошо. Едва ли я могу назвать братьев Аркадия и Бориса своими «учителями», но и отрицать тот факт, что они повлияли на моё мировосприятие – нельзя. Это великолепные авторы, чьи книги глубоки и многогранны. Но сегодня я хотел поговорить немного на другую тему. О наследии, что оставили эти писатели. Вернее о том, как это «наследие» эксплуатируют наши дорогие современники. Блог немножко злобный, сразу предупреждаю.

    Предвестником несчастий стала книга «Время учеников», одобренная еще самим Борисом. Нет, сборник рассказов тот был хорош, тогдашние авторы очень бережно и трепетно подошли к воссозданию миров Братьев. И, вероятно, после успеха сего опуса, началось… Начались межавторские проекты. Начнём, пожалуй, с одного из них. А именно с «Пикника на обочине» – моей любимой повестью у Стругацких. О том, как из прекрасной и сильной повести раздули целый коммерческий продукт.    

    По моему скромному мнению, любая книга Стругацких – полностью законченная история, не требующая продолжения. Но это думаю я – никчемный холоп. Господа-издатели решили иначе, воскресив известный бренд спустя – подумать только – сорок лет после публикации.

    Открытым так и остался единственный вопрос: зачем? За, мать его, чем?! А просто так. Права на «S.T.A.L.K.E.R» Григорович благополучно отобрал, серия «СТАЛКЕР/STALKER», видимо, не повторила коммерческий успех той самой, что с точками. Было принято решение начать новый проект, якобы с согласия тогда уже умершего Бориса Стругацкого. Довольно странно, не находите? Вот и я не нахожу.  Помню этот день, как будто все случилось вчера. Две тысячи тринадцатый год, Московская Книжная Выставка, презентация нового романа известного в узких кругах писателя-фантаста Дмитрия Силлова. Все идёт хорошо. Главный редактор отдела фантастики берет микрофон, начинает что-то рассказывать, и тут бац – анонс. Дескать, ребятки, ждите никому не нужный «Пикник на обочине – 2», да еще и в исполнении автора, который работал только в жанре боевой фантастики и боевого фэнтези. Не буду врать, что я бил ногами по клавиатуре, орал, бранился и ходил на руках по потолку. Нет. Почему-то тогда я спокойно воспринял эту весть. Ну, выходит книжка и выходит – и что с того? Вдруг, годнота подъедет? Вдруг…

     Потом я увидел обложку. Мои комментарии излишни. Просто покажу её:

    Труба Чернобыльской атомной электростанции, нацисты, вооруженные «МР-5», да еще и трупы, над которыми высится Снайпер – бессменный персонаж книг за авторством Дмитрия Силлова. Тут-то все и началось.

    Труба Чернобыльской атомной электростанции, нацисты, вооруженные «МР-5», да еще и трупы, над которыми высится Снайпер – бессменный персонаж книг за авторством Дмитрия Силлова. Тут-то и закрались сомнения. Действительно, что нужно ожидать от такой книги, если уже в аннотации мы видим, что на Стругацких автор клал большой такой банан, сделав очередную книжонку для своёй целевой аудитории. Но да не суди о книжке по обложке и аннотации. Прочитай и составь своё мнение. Прочитал – составил. Правда, с покупкой затянул на целых два года, ну, никак не мог заставить себя расстаться с энной суммой. Следует пояснить, что я совершенно не против вольных сочинений на тему: «А как оно там могло быть-то?» Скажу больше, я не против даже того, чтобы «Пикник» превратили в долгоиграющий сериал. Ведь даже там встречались хорошие книги. Например, «Хармонт. Наши дни». Но об этом – потом. Тут у нас разговор о «Счастье для всех». Смею заверить, что после прочтения лично у вас счастье-то не очень-то и прибавится. По слухам, продолжение «Пикника» предлагали написать многим успешным и раскрученным авторам, но те, опять-таки, по слухам, благоразумно отказывались от предложенной чести. Исключением стал Дмитрий Олегович, решивший, видимо, что деньги не пахнут. В этом нет ничего плохого, и нет смысла винить в этом Силлова. Заработать хотят все. Винить нужно аудиторию, которая платит и покупает такого рода «литературу».

    Начнём с «препродакшена» и обложки. Странно, друзья. Не понимаю, о чём думают издатели, утверждая подобного рода иллюстрации. Неужели не ясно, что завидев подобное оформление, у потенциального покупателя не отпадёт желание знакомиться с произведением? Да мне даже в метро было зазорно светить такой книгой. Люди, наверное, думали, что я клинический идиот, раз читаю подобное.     

    Теперь затронем само повествование. Первые страницы идут вполне себе адекватно, мы видим Шухарта, загадавшего желание, и как это желание повлияло на город, но потом происходит просто абсурд. Рэдрик, который долго рефлексировал по тому поводу, что ему пришлось убить Артура, внезапно без всяких зазрений совести тыкает ножом в живот первому встречному, что был просто недоволен кое-какими событиями. Уничтожением города Хармонта ядерной бомбой. Нет, вы слышали? Это уже даже не смешно. У населения много денег, это ведет к подрыву экономики, поэтому давайте-ка их сожжем атомным пламенем. Но и дальше несуразности не заканчиваются. Рэдрик, который, собственно, и поперся к Золотому Шару ради своей семьи, вдруг с легкостью от неё отказывается и сматывается в Чернобыльскую Зону Отчуждения.     Отключите мозги, иначе на поверхность всплывет интересный факт: действия романа «Пикник на обочине» – примерно семидесятые годы. За шестнадцать лет до катастрофы на ЧАЭС. Но всем плевать. Всем плевать на то, что Зона из игры «S.T.A.L.K.E.R», в которую сбежал Шухарт – образовалась в две тысячи шестом. Всем плевать на то, что ЧАЭС еще  не взорвалась, что её вообще не было. Это как-то глупо. Хронологическая путаница или наплевательство? – вопрос. Нет, закрываем вопрос. Тут Хармонт в Соединенных Штатах находится. Почему? Потому что Хар-монт. Монт. Штат Монтана. Логика. Я не шучу, так написано в книге. А потом начинается стандартное мочилово, появление Снайпера, неонацистов, погони на автомобилях по Зоне (по которой, если верить первоисточнику, ходить пешком-то было опасно), мутанты (которых не было в первоисточнике) и многое-многое другое.

    Можно спросить: А че ты докопался, если сам пишешь что-то о Зоне? Вот эту вот книжку, ага. Да. Но я взял за основу фабулу, ту самую аномальную и таинственную Зону, однако больше – ничего. Я не кричу, что это – продолжение Стругацких, и не претендую на то, чтобы роман когда-нибудь издали под логотипом «Пикник на обочине».   

    В сухом остатке, у нас простенький незамысловатый боевик, который зачем-то вышел в цикле о «Пикнике на обочине». Нет, понятно, что все хотят кушать. Но всему же есть мера. Особенно радует поведение автора, который готов едва ли не на кулачный бой вызвать, когда речь заходит о том, что книга – плохая подделка, спекуляция на известном имени.

    А на этом я оканчиваю первую часть мнения о межавторском проекте «Пикник в Сталкере». Что вы думаете по этому поводу? Как вы считаете, нужны ли подобные книги? И кому они могут быть интересны?

    Да, как бы это ни звучало, но даже хорошо, что Стругацкие не дожили до момента выхода этого романа. Не держали его в руках. Не читали. И не плакали над тем, как извратили то, во что они вложили частичку своей души.

18 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти

"Проект братьев Стругацких" книги с таким клеймом, увы, заполнили уже давно книжные магазины.
Лично у меня возникает лишь одно чувство - отвращение, ибо читать пародию на известное произведение известных авторов, да еще и, типа под их "благословением" совершенно не тянет.
Тупой, дешевый, маркетинговый ход, чтобы за счет двойной известности (автор+книга) раскрутить автора, который даже близко не валяется с авторами оригиналов.

Что же до тех, кто все же покупает, то тут хороший вопрос возникает. Зачем покупать то, что заведомо хуже? Написать произведение по их миру, мотиву и сюжету лучше не получится. Почему не взять и не перечитать "Пикник на обочине" еще разок?

Артём Помозов, Никто не говорит что она будет плоха. Речь идет о двух разных направлениях, имеющих право на жизнь. Кому-то удобнее писать самому, кому-то подстроится под известную и популярную тематику.

avatar
Евгений Морозов
10.03.2017, 10:05:11

"Пикник" - глубоко философская книга, поднимающая не менее философскую идею. Когда я вижу боевую фантастику и пометку "Стругацкие" я дико ору и плююсь. По сути, авторы серии взяли лишь название, придуманное братьями - СТАЛКЕР. Отсюда и начинается самое смешное: кто-то может подумать, что книжки про ЧАЭС и оригинальный "Пикник" имеют что-то общее, помимо названия и наличия некоей Зоны. Это то же самое, что назвать своего героя Раскольников, поместить его в атмосферу Петербурга и запилить любовный романчик, а потом кричать на каждом углу, что написал продолжение "Преступления и наказания". А, ну ещё добавить, что автор тебя благословил и напутствовал. Во сне правда, но это ничего - это можно в конце меленьким шрифтом дописать)

Евгений Морозов
11.03.2017, 03:29:47

Olga Komarova, Тут уже назревает вопрос о нехватке "разностороннего читателя". Кто-то открыл для себя боевую фантастику, кто-то ЛР, кто-то мистику. Но, чтобы любить читать, читать всё подряд (но качественное) - теперь это сложно. Сложно завлечь любителя фэнтэзи в мистику, любителя ЛР в боевую фантатиску и т.д. А о Стругацких вообще молчу. Есть у них роман "Град обречённый" - одна из сильнейших и одновременно сложных вещей. Тут - философия, зато какие идеи! Многие молодые люди даже не задумываются о том, что эти идеи поголовно теперь используются в фантастических фильмах и книгах, и кажутся оригинальными. Но, стоит только проникнуться Стругацкими, и ты начинаешь понимать, как все эти кино и книги про пришельцев и другие миры - вторичны и приторны.

не стоит возмущаться, это бесполезно. все хотят заработать и готовы использовать любые средства. хоть на Стругацких, хоть на священном писании :) В любви все средства хороши, особенно если любить деньги :)

Артём Помозов
10.03.2017, 19:55:28

Николай Карибский, в "Иронию судьбы - 2", несмотря на всю её отвратительность, вложено хоть немного сил и желания следовать первоисточнику. Здесь же ничего этого нет.

Ох о чем мы говорим, они и фильмы по их книгам снимать то толком не научились.

Артём Помозов
14.02.2017, 17:07:19

Надюшка Солнышко, ну, вот. Я любил экранизацию "Песни льда и пламени" Джорджа Мартина, но когда вышел шестой сезон - что-то резко расхотелось смотреть. С тех пор вообще не смотрю экранизации любимых произведений, за исключением "Ходячих мертвецов". Но тут играет роль то, что я зомби жанр люблю:))

avatar
Ольга Жакова
14.02.2017, 15:29:46

Насколько я помню, серия S.T.A.L.K.E.R. к наследию Стругацких имела очень опосредованное отношение, потому что писалась не по роману Пикник на обочине, а по игре Григоровича.

Артём Помозов
14.02.2017, 16:56:08

Ольга Жакова, так это "сточкер" по игре. И никто не пишет на корешках, что книги серии "S.T.A.L.K.E.R" - "официальное продолжение романа "Пикник на обочине":)

avatar
Юрий Уленгов
31.01.2017, 17:16:31

"Эксплуатация", "Спасибо, что не дожили", "Бла-бла-бла".
Насколько мне известно, Борис Натанович Стругацкий при жизни продал права на бренд "Пикника" (или разрешение на продолжение, или право на упоминание, точно не знаю, но не суть) издательству. Не интересуясь, что там, в этом продолжении, будет. Взял и продал. Потому что его. Потому что имел право. Потому что не увидел в этом ничего, оскорбляющего ни его достоинства,ни его с братом книг, ни их читателей. Никто не заставлял. Добровольно.
Стругацких давно нет. Серии "Пикник на обочине" давно нет. И только разлетается кудахтанье по форумам: "осквернили! Спасибо, что не дожили!". Спасибо, что не дожили. Спасибо, Карл. Что не дожили.
Надо иногда думать своей бестолковкой, что говоришь, и что вешаешь в заголовок. "Спасибо, что не дожили", блин. Чем такой заголовок лучше, чем "Проект братьев Стругацких"?

Юрий Уленгов, я думаю там все права надежно спрятаны у какого-нибудь офшора за семью морями)))

avatar
Юлия Коковина
29.01.2017, 16:19:56

Согласна. Продолжить прекрасный "Пикник" этим... Повесть и просто в продолжении не нуждалась, у нее был отличный открытый финал, а уж в таком продолжении она не нуждается тем более. Отвечая на ваш вопрос - нет, книги, которые извращают мир и персонажей автора, не нужны.

Артём Помозов
30.01.2017, 16:58:23

Юлия Коковина, ага. Тут правильный пример писали, что если бы издательство и автор рекламировали книгу, как вариация на тему "а как там могло было бы быть", то у меня бы не было никаких вопросов. Ведь если присмотреться, все эти "Сталкеры", "Ареалы" -- все это выросло оттуда. Но там не говорили, что одобрено Стругацкими, что книжки - официальное продолжение. И не насиловали персонажей:)

Шёл 2017. Проект Пикника закрыт. Кроме сточкероманов про него никто и не вспомнит. Силлов благополучно вернулся в около-сталкерские проекты, что-то пишет, судя по его тиражам (в магазине у крайней видел 7 тысяч; у большинства постапа и того нет), что для верно загибающихся сточкеров с их 3,5 тысяч (даже у тех, кого сам Артём оценивает никак не ниже 7 из 10) есть подвиг. Значит, кому-то оно надо. Короче, у автора есть свой читатель и похоже, его всё устраивает по принципу кесарю - кесарево. Кому-то и Головачёв с его книгами через кальку нравится. А Помзонов всё расписывает своё негодование по Силлову всюду, где только можно. Наверное, под каждой новостью в сталкерских группах и в каждой литературной или пост-ап группе ВК, где Артем Помзонов администрирует (а их несколько) Силлов упомянут хотя бы единожды. Но если вы давно на них подписаны (а я давно подписан), то знаете, что появляется Силлов там с завидной регулярностью. Порой создаётся ощущение, что группы только и созданы делать человеку чёрный пиар. Артём, вам самому не надоело? Чего вы едите кактус? Не нравится писатель - ну "не ваш" он писатель! Такая одержимость тем что тебе совсем не нравится, как минимум, странна.

Артём Помозов
29.01.2017, 12:01:22

Александр Мечников, вы не правы, потому что я администрирую только одну группу, посвященную постапокалипсису. Уже даже и её забросил. Ту, что про серию "Чистилище" Тармашева. Потом, я "постоянно" нигде не пишу, что негодую от Силлова. Здесь же мне захотелось сделать разбор всех книг проекта, которые я читал. А начать с чего? С Силлова, он же первый в этой серии.

avatar
Шаманка Руах
19.01.2017, 19:07:43

Помню мнение самого Бориса Стругацкого на эту тему: всё ради детей и подростков. Они, прочитав что-то, близкое им по духу, хоть это по игрушке, хоть это штамповый роман-боевик по мотивам известной книжки, полюбят процесс чтения, станут кормиться все новыми и новыми княжками такого вида. И в какой-то момент созреют для чего посерьезней. Так Земля в наш век цифровых технологий пополнится еще великим множеством читателей книг. И это супер.
Выступление на круглом столе одного из "Росконов", кажется.

Сама принадлежу к "детям Полудня", потому не читала и вряд ли захочу читать подобное. Но для молодежи - почему бы и не да?

Артём Помозов
22.01.2017, 16:57:16

Янь Данко, та было бы за что. Вам спасибо:)

Ну, грех не поэксплуатировать гениев, тем более ушедших... Тема многогранная и в рамках блога ее обсудить не удастся. Тут нужно много пива, неяркий свет, зеленое сукно, и пять-шесть оппонентов. И микрофон, чтобы все это записать, а позже переработав, издать в каком нибудь литературном журнале специализирующимся на критике. А такие, кстати все еще есть, и даже на бумаге, как не удивительно.

Артём Помозов
19.01.2017, 18:28:15

Мобснабсбыт Всепэкашникович Ухорезов, а, ну если с табаком, то это хорошо:) Действительно, получится аргументированный критический обзор на несколько страниц, да еще и приправленный "живым русским языком":))

я думаю, что эти книги читают те, кто думает, что братья Стругацкие живы и занимаются продюсированием. Не думаю, что те, кто любит СТругацких верят и ждут от подобных книг что-то аутентичного.

Артём Помозов
19.01.2017, 18:27:25

Анна Валентинова, Град -- гуд просто:) Очень хорошая вещь.

Человек вообще не тот Пикник читал.

Артём Помозов
19.01.2017, 16:48:34

Григорий Анатольев, ага.

avatar
Вадим Кузнецов
18.01.2017, 17:35:57

Я абсолютно согласен. У Стругацких был свой мир, который кардинально отличается от всех поделок, которые стали выходить под вывеской "Сталкер". Включая компьютерную игру. Хотя, я не думаю, что Стругацкие были бы против самого использования слова "Сталкер", все-таки у них нет монополии на слова, и роман назывался "Пикник на обочине". То есть с обложки Силлова надо было просто убрать слова "проект братьев Стругацких", ибо они к данному проекту никакого отношения не имеют. Я не против написания продолжений и использования "чужих миров". Тот же Перумов написал "Кольцо тьмы", взяв мир Толкина. По мнению многих, мир Толкина соблюден. Герои, разумеется, другие. Но на обложке книги была ремарка "вольное продолжение", но никак не проект "Толкина". Потому что, это не так. Я сам участвовал в проекте X-files, где условием было соблюсти характеры главных героев - Молдера и Скалли. Но - никаких книг по сериалу изначально не было, все новеллизации написаны русскими авторами, как и вольное продолжение. Тут допускается. Но если автор вообще пишет что-то свое, используя чужой мир, как ширму или вывеску. - Это нехорошо.

Артём Помозов
19.01.2017, 16:46:48

Григорий Анатольев, никак, тогда это уже не деньговыжиматель.

Эксплуатация пикника не нужна. Это давно стало ассоциироваться со вторичным шлаком и плохим вкусом. Как образ сисадмина начала нулевых. Но вот в чем дело...
Сисадминам нужны свои уютные мирочки для самоутверждения сурового мужского эго. Издателям нужны деньги.
Эксплуатация вторичных серий по мирам кого то там, суть отвратительное явление вводящее фантастику (и фэнтези тоже) в застой. Я не утверждаю, что все из серий плохое.. но сколько можно? Закопайте уже стюардессу!

ps а еще эти бесконечные фанфики по ГП и Наруто...

Артём Помозов
19.01.2017, 16:46:02

Евгений Перов-Межин, про застой - прямо в точку. Мы не развиваемся, пережевываем старое, и готовы этим довольствоваться до самой смерти же. А фанфики по ГП - не трогайте. Это прекрасные произведения, поднимающие настроение:))) "Гермиона очень изменилась за лето". Как я с подобного ору.

avatar
Дмитрий Дашко
19.01.2017, 09:55:53

Получается, что я - один из немногих, кто читал книгу Силлова. Так понимаю, что основная претензия к ней - издательская замануха на обложке. Это, как было уже сказано, не первый проект по мирам Стругацких (ещё раньше был, например, "Обитаемый остров" - серия вольных продолжений).
Дмитрий Силлов - мастер фант.боевика. И его вольное продолжение "Пикника" - мастерский фант.боевик. Поскольку никаких претензий насчёт использования миров Стругацких со стороны наследников не возникло, значит, с юридической стороны всё безукоризненно.
Если касаться этических вопросов... ну зажил же своей независящей от Конан Дойля жизнью Шерлок Холмс.
Почему бы Шухарту не пойти в народ?
Так что читайте и пишите!

Артём Помозов
19.01.2017, 15:40:36

Дашко Дмитрий, есть такое. А по поводу закрытия. Можно же было проанализировать реакцию общественности, не знаю, дать яркий старт. Но это все просто мысли вслух, поверхностные, к слову. Лень углубляться:)

Ну... То, что Силлов не дотягивает до АБС, и так понятно :) А нужны ли книги... Ну это же коммерческий проект. Мы ведь не задаёмся вопросом, нужны ли кому-то поделки под сапожки угги. Кто-то да купит.

Артём Помозов
18.01.2017, 21:51:08

Лидия Ситникова (LioSta), одно дело, когда авторы просто рассказывают свои истории в знакомых читателю декорациях, совсем другое - "прямые продолжения":))

avatar
Сергей Кручинин
18.01.2017, 17:26:21

Атмосфера есть, а куда еще ее приложить - непонятно. Вот так и получается.

Витамина Мятная
18.01.2017, 21:49:13

Артём Помозов, )))))))))

avatar
Ренсон
18.01.2017, 18:51:31

1.Не нравиться - не читайте.
2.Пост "Петя - дурак, я - молодец" - тоже метод.

Артём Помозов
18.01.2017, 19:41:53

Ренсон, блин, це хорошо. Ибо сперва добейся - не айс:))