Одну ли книгу мы читали?
Нет! Друзья, когда вы читаете одну и ту же книгу - вы читаете разные книги. Это факт, и он основан на устройстве нашего мозга. Поэтому когда вас удивляет чей-то взгляд на читанную вами книгу - забейте. Вы читали разные книги.
Ладно, чтобы не пугать, - разные варианты одной книги. Но иногда - совсем разные книги.
Почему так?
Наш мозг состоит из миллиардов нейронов, вы знаете. Мы с вами, наша память, наши навыки, наши вкусы и пристрастия, наш опыт - это все записано в нейронных сетях. Нейронная сеть - это некоторое количество разных связанных между собой нейронов, которые возбуждаются разом, когда вы думаете о чем-то, чувствуете что-то, делаете что-то... в общем, каждый из нас - это набор нейронных сетей. И они у нас разные. Да, у нас у всех есть префронтальная кора, гипоталамус и гиппокамп, средняя медиальная кора, мозжечок и ствол мозга - но сетки внутри этих зон и между ними - несколько разные.
И зависят эти различия от жизненного опыта. Личного, детского, профессионального, коммуникационного, опыта падений и вставаний, травм или их отсутствия. От темперамента и характера. Генов, среды и воспитания. Культурного багажа. Образования. Экстравертности или интровертности. От словарного запаса и чувства юмора. Нельзя прочитать одну и ту же книгу двум разным людям одинаково. То есть абсолютно.
Но можно прочитать сходным образом. Близким. Похожим. Не идентичным, но - не сильно различным. Потому что:
Мы все люди, у нас одинаковое строение мозга, хоть и разные его части развиты по-разному. Мы, люди, все инстинктивно реагируем на новизну и движение. У нас у всех есть эмоции, и эмоциональная база у нас одна и та же. Сходные ситуации будут вызывать сходные эмоции - внимание, важный момент! - при наличии сходных оценок ситуации. "Сами по себе чувства не рождаются - их производят на свет оценки происходящего" (П. Зыгмантович). Если у двух людей похожие воспитание, образование, книжная полка, круг общения, профессия, пол, характер, темперамент - что-то из этого, некий набор жизненных установок, который позволит сходным образом прореагировать на одну и ту же ситуацию, - эти двое могут относительно сходным образом воспринять одну книгу. Отсюда, собственно, и растут ноги у понятия ЦА.
Но все равно для каждого из них это будут разные книги - потому что кто-то любит радугу и пони, а кто-то в детстве пони испугался, а к радуге равнодушен. Поэтому восприятие книги будет разниться в разных ее частях.
Как-то так.
Навеяно комментариями в блогах.
Так что давайте будем добрее друг к другу:).
48 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиЧихал я на нейроны, раз не умеют жить! (Новая версия песенки "Плевал я на ГамлЕта... " :)
*Да, это правда. Даже простые книги по-разному видятся людьми. Скорее - свойство души.
*На примере Джен Эйр я увидела это особенно четко. Мне и в 10 лет было видно там вот что. Некий шанс был и на небрачный брак, если бы Рочестер поменьше болтал. Джен удрала, размышляя так: "Надоем - выкинет, как других. Лгал же мне! Веры ему нет. А у меня нет средств". Неслучайно, получив наследство (!), она помчалась обратно к ЖЕНАТОМУ (она не знала, что он - вдовец!), зная, что брат-священник прав: лезет она на рожон. Почему? Потому что теперь у нее были средства. Уверена: окажись Рочестер всё еще женат, они бы просто поехали за рубеж - и жили бы так просто. Другое дело, что Бронте - хитрый автор. Шарлотта была умнее, чем ее героиня. И подавала текст без нажима. Но факты говорят за себя. А Джен я люблю с детства - за ум. Очень рациональная девочка. Религия - да,влияла. Но убежденность подкреплялась иным: лжец, недоверие, бросал женщин, презирал падших, внебрачные дети - кошмар, без средств - прОпасть. Я прочитала все книги Шарлотты - та очень хитрила с читателем, оставляя нам выбирать моменты. По вкусу :)
Оксана Васильева, Как правильно говорит Екатерина, в романе есть простор для вчитывания чего-то своего:).
Думаю, это было бы неплохой иллюстрацией к блогу:
https://i.pinimg.com/originals/d9/03/cb/d903cb750d00e778ec561212216bb403.jpg
Оксана Чекменёва, Кстати, да! Спасибо, добавила картинку:).
Супер!
Елена Борецкая, Спасибо:).
вечный ап)
Остин Марс, А у посоха нехилый набалдашник, да-да:). Шестигранник зажег:).
Прочитала с удовольствием, а потом увидела, что блог-то не новый) Ап ему))
Грачева Татьяна, Да, старичок-с:).
Ап!
Светлана Казакова , Спасибо:).
Ап! Ап!!!!
Настя Любимка, Ольге БОЛЬШОЕ СПАСИБО за блог! А Вам за то, что вспомнили, нашли и апнули)
Вот очень этот блог у Вас, Ольга, хороший!
(Иной раз диву даюсь, как по-разному товарищи читают-видят.)
Спасибо.
Ап годному топику!
Ап!
Вы выразили то, что я и сама думала, но более научным языком)
Буквально вчера в чьем-то блоге пыталась объяснить то же самое. И вот сегодня уже наткнулась на вашу статью) Видимо, эта тема очень животрепещущая для авторов и читателей) много ее обсуждают)
Жанна де Леви, Тема животрепещущая, подтверждаю. Можете в следующий раз давать оппонентам ссылку сюда:).
Весь текст сводится к тому,что у людей разные вкусы.
Иван Лихенко, :) Все-таки мне не кажется в данном случае замена человека вкусом конструктивной. Речь не о том, что вкусы разные (хотя этот тезис я не собираюсь оспаривать). А о том, что даже, скажем, люди со схожими вкусами воспримут книгу по-разному (и не понравилось\не понравилось, а просто по-разному). Или мы должны принять, что да, человек=вкус в том смысле, что сколько людей, столько вкусов. Но тогда понятие вкуса теряет смысл, во всяком случае, такие градации, как хороший вкус, плохой вкус или полное отсутствие вкуса (то есть совсем уж безобразный вкус). А все-таки вкус как его наличие подразумевает вкус к хорошим вещам, то есть умение отличить хорошее от плохого, а это подразумевает способность выделить группу книг с некими признаками. Если же человек=вкус, то вкусов бесконечное множество, и нельзя выделить группу хороших вкусов в противовес плохим вкусам. Как-то так:).
Квалиа.
Дмитрий Вишневский, Прочтение книги как квалиа? Возможно. Хочется возразить, что впечатлением от книги все-таки делятся, и часто, и соотносят с другими. Но какая-то часть переживания, возможно, остается слишком субъективной и индивидуальной, и она может быть квале.
Полностью согласна со статьёй...
А вот такой вопрос меня давно интересует, если книга оставила настолько негативное впечатление, что хочется не только поставить "единицу", но и запустить книгой в самого автора, если бы он попался мне после прочтения... ( проще говоря я оказалась совсем не ЦА такого сюжета )... Но в тоже время книга считается мировой классикой, поэтому многие считают, что классике ставить "единицы" я не имею морального права... Но, с другой стороны, я же оцениваю книгу с точки зрения того, какое впечатление у меня осталось после ее прочтения, а впечатление было на "единицу"... Как лучше поступать в таком случае?
Елена Чемизова, у меня есть контакт в информации "обо мне". Или, если не хотите светить даже лично, можно закончить разговор. Потому что глубже на данную тему я готова говорить лишь приватно. Так что тут у нас разные точки зрения получились.)
Согласна, даже если мы что-то не приемлем, это все равно имеет право на жизнь, потому что все устроены по разному, и одну и ту же ситуацию каждый воспримет со своей колокольни. И вот тут, нужно остановиться и подумать, если это не твоя тема, то просто отступи и не навязывай свою точку зрения.
Весь текст сводится к тому,что у людей разные вкусы.
Отлично сказано Ольга!
Буду всем читателям теперь давать ссылку на этот блог и в группу утащу)))
Екатерина Шашкова, :))
ап
Эх, красиво) Надо периодически поднимать эту статью, как моих медведей, а то вдруг кто-то ещё не видел :)
Давайте же будем добрее друг к другу, а то в блоги как ни зайдёшь, так... хочется ввести всем доброту внутривенно, или как минимум выдать по два кота в одни руки :)
Ольга Жакова, Я посмотрю, что можно сделать :)
И что за прекрасный блог, однако! Спасибо, Ольга, умеете вы сделать вечер!
Иван Вересов, Всегда пожалуйста:).
Зато как интересно наблюдать эти различия!))
Ольга Жакова, мимимишечки))))
Согласна. Потому и к критике надо спокойнее относиться, особенно к замечаниям из серии "мужчины/подростки/бабушки так себя не ведут потому что не ведут никогда".
Екатерина Авдеева, Потому что я не видел других, да:).
О, да... И добрее надо быть, и... бросить писать книги (не всем, но многим). В мире станет меньше плохих авторов и больше хороших читателей :)
Rem Kamenev, Возможно, хотя точно мы не знаем:).
Все правда. :) И не могла не занести прекрасную иллюстрацию.
https://www.youtube.com/watch?v=7eiIR7ThAW8
Софья Подольская, Прекрасно:)).
Ибо воистину :) И потому так ценно найти "своего" читателя.
Но хоть в теории я это давно поняла, а всё равно не перестаю удивляться, читая иные рецензии ))
Мария Никитина, Джун просто была очень добрым человеком - и потому. Мне нравится "Последнее лето Форсайта" - там старый Джолион на миг понимает, что Ирэн - очень выгодная дамочка. И сам себя от этого вывода отговаривает :) В том лете заметно, что автор всё-таки считал несколько иначе, чем уверял жену, критиков и публику :) И урвать "случайно" второго богача, ВНЕШНЕ похожего, как пишет сам автор, на первого ненавистного :) мужа - тоже, невозможно, и тоже происки автора. Вообще, судя по роману "Темный цветок" Дж.Г. всегда старался не расстраивать жену - и это влияло на его манеру письма :)
Есть такое. И самое наивысшее мастерство писателя - написать так, чтобы большинство читателей все поняли максимально близко к задуманному.
Андрей Аполлонов, Это уже высший пилотаж, практически недостижимый уровень:).
Дак те же фломастеры, только вид в профиль
Ульяна Гринь, Ура:).
Ник одобряет! :)
Ник Клюев, Спасибо:).
Здорово сказано)
Варя Медная, :)
В детстве зачитывалась кигой "Два капитана", но когда через несколько лет мне попался этот роман в другом формате, с другой обложкой, было такое разочарование от прочитанного! Чужие, неблизкие мне герои, противные иллюстрации, убивающие весь дух и романтику.
Раиса Борисовна Николаева, Меня ма упорно кормила этой книгой. И сама читала, и следила, чтоб я прочла. И объясняла, где там романтика. И - бесполезно. Не мое - и всё. Никак. Ничего там не вижу - в упор. Хотя в целом - я всеядна. И против капитанов ничего не имею. С Бладом и Батлером, например, дружу :)
Вы правы, конечно. Поддерживаю призыв )
Взять, например, ситуацию Рыжовой и Самохвалова из «Служебного романа».
Я почему-то всегда сочувствовала именно Самохвалову )))
Тару Халла, Точно.
Ладно книги, тут при слове "замок" каждый увидел какой-то свой замок, даже если автор расписал его на трёх страницах.
Но с фильмами же та де фигня!
Я одно время ходила в киноклуб- смотрели фильмы ин инглиш а потом ин Инглиш же обсуждали. Так такое было впечатление, что мы разные фильмы посмотрели! Доходило до того, что героиня половине группы казалась расчетливой сукой, половине- жертвой обстоятельств, а кому-то вообще идеалом женщины и трепетной ланью.
И начинаешь разбирать - вот же! Вот онамсказала это... И ещё нам показали это... И даже платье или там пейзаж все это подчёркивает. А собеседник не то что платье не заметил- он в словах другое услышал!
Наталия Носова, Я у Кинга совет вычитала: не пиши подробно, пиши СТОЛ СО СКАТЕРКОЙ - сами оформят, какой стол, какая скатерка.
Сперва смеялась. Потом попробовала ради интереса. Да, сами :)
Но вот его признание: я наркоманил - и писалось легко, мне не поможет :)
Не могу себя заставить принимать коньяк :) :)
О да! Иногда слушаешь и думаешь: вы реально о моей книге сейчас говорите? Серьёзно? Да ну, не может быть! )))
Ольга Жакова, Всё через призму своего опыта))
Точно совершенно.
Самая важная часть книги пишется в голове читателя. Писатель дает только опорные точки, которые запускают воображение.
Иван Вересов, естественно, все зависит от автора, его склонности, видения и многих, многих факторов. Но я все-таки думаю, что автор - это немного фокусник)
Отлично сказано, на самом деле))
Мне прям в тему. Ольга, спасибо большое! Забираю в библиотеку. Чую, пригодится :)
Нина Кавалли, Забирайте, пользуйтесь на здоровье! :)
Это да:) Иногда как почитаешь, что там вычитали в твоей книге, так со стула сползаешь. А иногда, рассказывая своё мнение другому автору об его истории, слышишь невнятный шорох и шлёп с той стороны, иногда за сим следует ругань, иногда слабый дрожащий голос "Я этого не говорил/а!"
Иногда, коварно потирая руки, затыркиваешь в щели зацепки-пазлы - и радостно любуешься на читателей, которые вместе с главным героем недоумевают, как всё так обернулось, так неожиданно, ведь ничего не предвещало, что...
А иногда только начал коварно руки потирать, как кто-то сходу достаёт из щели пазл и пуляет тебе по лбу, мол, а он всё видит и всё понял - и радуешься, что не только рассказываешь историю, но и играешь с кем-то из читателей в игру разгадку.
Елена Свительская, :)) Все верно. Просто некоторые люди палят контору, то есть разгадку, в самом начале, так обидно бывает:).
Нужный и полезный пост. Спасибо!
Светлана Казакова, Всегда пожалуйста! :)
Спасибо! Обожаю истории про мозг. Особенно если он в стеклянной банке и хочет с помощью телепатии и телекинеза завоевать мир.
Паоло Ромеро, О да, мозги в банках! Как в рождественском Докторе Кто, не помню какой год, из недавних. Или летающие мозги в Футураме:).
О, как. Это многое объясняет, черт возьми!
Пальмира Керлис, *расшаркиваюс*
омг... я прослезилась
Иди, бложик, ко мне в библиотечку, ты мне ой как понадобишься
Оксана Алексеева, Всегда пожалуйста:).
Даже не поспоришь! Более того, одна и та же книга прочитанная одним и тем же человеком, но в разные жизненные периоды, может восприниматься по-разному.
Елена Труфанова, Это да. Растем:).
" а кто-то в детстве пони испугался, а к радуге равнодушен" :)
Вот читаю и думаю: почему я не могу так кратко и понятно выражаться? И как же вы правы...
Иван Вересов, Я не про романы сейчас, а про четкость изложения. Но, конечно, вы правы, для романа излишняя сухость языка - вредит. Однако же ясность и легкость - только помогают:). Грань между ними довольно зыбкая:).
да, согласна. Целиком и полностью
Яна Шахова, :)
Воистину ибо!))
Ирина Кварталова, Да!
Вот-вот, я тоже всегда это говорю. Зато столько счастья, когда встретишь человека, который читает книги "сходным образом" ))
Алёна Волгина, Это да, собрат по восприятию - счастье!
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена