О литературе как таковой и массовой

Автор: Ольга Жакова / Добавлено: 08.11.15, 10:46:30

Литература в первую очередь и в глубинной своей сути — это история. Функция истории с начала времен — освоение жизни в широком смысле. И с начала же времен история имела две стороны: игровой элемент и смысл. То есть как-что и — зачем. И с начала же времен истории имели два основных полюса смыслов: сакральный и низовой. Сакральный — это о смысле вообще: как устроен этот мир, основные законы мироздания и человеческой природы. И низовой — что с этим делать прямо сейчас конкретному человеку в его текущей жизни. Грубо говоря, законы божественные и законы человеческие. Законы бытия и законы быта. Сакральные истории — это мифы. Низовые истории — это байки у костра. Утрирую для наглядности, но, в общем, все так.

Игровой элемент — это собственно история. То есть даже сакральный смысл никогда не подавался напрямую, а только — через историю. Библия — это свод историй.

Поэтому и литература всегда имеет игровой, развлекательный элемент — собственно историю, — и смысл истории — сакральный или низовой. Смысл, чтоб вы знали, — это просто освоение мира. Понимание того, что как работает и что с этим делать, как в этом жить. Поэтому литература всегда делится (относительно условно, но достаточно четко) на высокую и низкую. Высокая литература говорит о законах мира и человеческой души, это литература глобальных смыслов и глубокого проникновения. Низкая — как жить конкретному человеку в конкретной исторической, социальной, бытовой ситуации. И тот, кто спрашивает, почему массовая литература не ставит перед собой глобальных вопросов, не учит, не несет смысла (в привычном понимании высокого смысла) — тот, мягко говоря, мало что понимает в литературе (и человеке).

Теперь немного о современной массовой литературе. Откуда что растет.

У произведения массовой литературы всегда есть смысл. Всегда. Но это чаще всего довольно приземленный, бытовой смысл, редко выходящий за пределы эмоциональной сферы. Массовая литература не задается вопросами «как устроено общество, какие законы им двигают», но решает вопросы «как жить обыкновенному человеку в сегодняшнем обществе». Отсюда вырастают особенности и темы современной массовой литературы.

 

Гендерное разделение

Гендерные роли сильно поменялись во второй половине двадцатого века, и теперь мужчины и женщины заново осмысляют себя в половой принадлежности. Отсюда засилие так называемой мужской и женской литератур. В типично мужской литературе мужчины проживают традиционные мужские ценности, потому что в реальном мире эти ценности стремительно нивелируются. Это плач Ярославны по утраченному мачизму как доминирующей модели сознания. Женская литература, в свою очередь, как понятно всякому, — это женщина получила равенство, права, образование и дорвалась до литературы. Женщина — это человек со своими, специфическими ценностями, и ей надо срочно эти ценности освоить, как традиционные в новом контексте, так и новые.

 

Феминизм

В некотором роде женщине сейчас сложнее: мужчине всего-то надо смириться с тем, что главенствующая позиция утрачена, и грубой силой все вопросы не решишь; а женщине надо теперь быть не только женщиной, но и человеком. А женщина этого еще не очень-то знает — ни что это такое, ни как с этим быть. Поэтому так много женской литературы. Поэтому так много типично женской, так называемой бабской литературы: тут женщина тоскует по утраченной женственности, тут она ищет новые модели и новые смыслы, исходя из старой, знакомой модели. А как иначе? Что знаем, то и имеем.

На самом деле, конечно, все сложнее. Потому что и у женщины, и у мужчины есть модель для подражания и выстраивания нового образа себя — это противоположный пол, но это не очень подходящая модель. И каждому полу надо выстраивать какой-то совершенно иной образ, используя как мужские, так и женские качества, дополняя их некими общечеловеческими. В некотором роде гендерная литература и ищет эти общечеловеческие качества, просеивая все типично женские и типично мужские, пытаясь отобрать из них те, которые подойдут всем.

 

Толерантность

Современный человек живет преимущественно в городе. Во всяком случае, тот массовый человек, который читает и пишет массовую литературу. Мегаполис ставит огромную кучу проблем, в частности, скученность, разнообразие и многонациональность, даже многорасовость. И для решения этих проблем, для освоения вызова современности отлично подходит фэнтези с архетипом большого города. Орки, эльфы, гномы, разновидности традиционных рас и совершенно новые отыгрывают именно ксенофобию и тренируют толерантность. Межрасовые браки — в ту же корзину.

 

М и Ж

Здесь мужики отстают: в мужской литературе обычно встречается традиционный тип отношений: завалил и отымел, встал и побежал дальше приключаться. Женщины раньше созрели для переосмысления ролей в семье и в браке, в отношениях. Как я уже писала, наши серии «Любовь и магия» и «50 оттенков» отыгрывают новую модель брака, где женщина от подчиненного, рабского, зависимого положения выходит на новый уровень, к равенству, уважению и партнерству.

 

Сексуальное раскрепощение

Тут все понятно, секс стал доступен и не так опасен в плане последствий, он перестал служить деторождению и работает для удовольствия. Это надо прожевать и проглотить. Здесь как нигде надо отыграть множество моделей и ситуаций, чтобы получить новый, работающий опыт и с ним идти в жизнь, в секс и в отношения. Ну откуда подросткам, например, получить новый опыт там, где его еще не может быть? Только из книг и фильмов, позже — рассказов более смелых друзей и подруг.

 

Глобализация

Разные концы мира становятся как-то похожи друг на друга: везде Макдональдс и Старбакс. Именно поэтому больше не создаются такие детально проработанные миры, с разными, отличающимися друг от друга расами, странами, малыми народами.

 

Связанность

Высокие технологии отражаются в фэнтези, как в зеркале. Гонцы больше не скачут неделю до соседнего государства. Зачем? Есть порталы, драконы, магические шары, эхофоны и прочие штучки, которые помогают всегда быть на связи. 

 

Гуманизм

Ну, это обсуждалось уже тут в отдельном блоге, не хочется повторяться.

 

Темные стороны души

Некоторым блюстителям нравственности кажется, что мораль падает с ужасающей скоростью. О ужас, больше нет героев и благородных рыцарей! А все потому, что современный цивилизованный мир стал значительно безопаснее, и человек наконец обратился лицом к лицу к себе. И заглянул в себя. И обнаружил, что темные стороны души на самом деле не такие уж и страшные. И не такие уж опасные. И если выпускать их осторожно, то можно научиться жить с темной стороной своей и окружающих. Именно поэтому так много в главных героях темных магов, некромантов, темных эльфов и прочих темных. Потому что мы уже можем позволить себе разумный эгоизм, индивидуализм, пренебрежение чужим мнением и прочие штучки, которые раньше не позволялись и действительно были опасны там, где люди жили по несколько человек в комнате веками. Теперь, когда в одном доме или квартире живет не два-три-четыре, иногда и более поколений семьи, а всего лишь одно-два, когда детей не пять-семь, а один-два, когда даже у детей своя комната — возможности для самовыражения сильно расширились. Тень подвигает Персону и выходит на сцену. Теперь можно. Давай посмотрим, какая ты, Тень? Расскажи нам о темных глубинах нашей натуры, покажи нам нашу темную сторону. Докажи, что ты не опасна, если научиться тобой управлять.

 

 

Желаю вам найти литературу в соответствии с вашими запросами на текущий момент, дорогие друзья! Сакральную или низовую, высокую или массовую. Любая литература нужна. И давайте уже массовую литературу писать хорошо, потому что она все равно будет, она действительно нужна, и пусть уж она будет придумана, слеплена и написана качественно. 

26 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти