Учимся фильтровать критику
Несколько мыслей на болезненную для многих тему. Когда-то и я воспринимала критику болезненно, но потом познала дзен, и вот мои наблюдения и размышления задним числом по поводу того, как фильтровать критику.
Сначала надо немного морально подготовиться, запомнив аксиомы.
Аксиома 1 (Этот пункт надо выучить наизусть и повторять каждое утро и каждый вечер как мантру или молитву — и также каждый раз, когда видите любой комментарий на ваше произведение) Мое творчество — это не я. Я — это не мое творчество.
Аксиома 2 Себе как творцу надо доверять.
Аксиома 3 Есть содержательная (что) и формальная (как) части произведения. Содержательная – это ваше личное дело, это то, что вы хотите выразить. Здесь руководствуйтесь в первую очередь Аксиомой 2. А вот как вы это делаете, как удалось воплотить, как вас поймут читатели — ваша безграничная творческая свобода заканчивается там, где начинается читатель. Как — это то, над чем можно и нужно работать, то, что можно и нужно обсуждать, критиковать, улучшать.
Аксиома 4 Сколько людей — столько мнений.
Аксиома 5 Текст не рубль, всем нравиться не обязан (бывает и вкусовщина).
Аксиома 6 Все, что относится в любом комментарии к вашей личности, — игнорируйте.
Перед тем как реагировать на критику, сделайте следующие вещи:
Шаг 1. Определите свой уровень как писателя
Вы новичок, пишете первые два-три текста?
Вы начинающий, уже знаете, что в тексте бывает завязка, кульминация и развязка, написали пару-тройку романов и стопочку рассказов, получили первые отзывы от читателей?
Вы продолжающий разной степени умелости? 3-5 романов, лента комментариев под каждым, лайки от ста и больше? Есть отзывы от старших товарищей, издающихся коллег?
Вы издающийся и\или популярный в сети автор с устоявшейся аудиторией?
На вас пишут рецензии в «Огоньке», берут интервью главные российские газеты, все вокруг спрашивают ваше мнение по актуальным вопросам современности? Поздравляю, вы не читаете этот текст!
Шаг 2. Определите свой уровень как читателя
Что-то читал в школе, но не помню?
В детстве читал запоем, но теперь нет времени?
Читал всегда, но без разбора?
Читаю всю жизнь, классику и современность, тщательно отбираю книгу?
Помню школьную программу наизусть, читал программу филфака от мифов и легенд до литературы 21 века, а также знаком с книгами-лауреатами престижных литературных премий?
Чем выше читательский уровень, тем адекватнее вы оцениваете ваш писательский уровень и уровень вашего комментатора как читателя\критика.
Шаг 3. Смотрим на уровень критика\комментатора
Владение русским языком (от элементарной грамотности до построения сложных синтаксических конструкций, владение фигурами речи и долей терминологии)
Логика, умение структурировать мысль и высказывание
Умение анализировать текст и вычленять идею.
Понимание места произведения в современном литературном процессе
Философские предпосылки и общий месседж
Если комментатор — писатель, можно посмотреть, что он пишет, но тут будьте осторожны, у вас и вашего комментатора могут оказаться разные цели и ценности в писательстве.
И дальше делаем так:
1. Если вы новичок, вам будет полезно прислушаться к любым отзывам любого уровня (кроме личных выпадов). Просто потому, что их мало, для начала. Вам нужно почувствоваться Аксиому 1 и научиться не умирать от комментариев. Всегда помните про Аксиому 2!
2. Если вы начинающий, учитесь оценивать уровень критика и разделять комментарий на части, относящиеся к ЧТО и КАК. К комментарием старших товарищей, издающихся коллег, опытных читателей стоит прислушиваться. Если вы хотите научиться писать хорошо и очень хорошо — ищите дополнительную литературу по литмастерству, повышайте свой уровень как читателя. Если вы хотите писать в свое удовольствие, но иметь много читателей, то ориентируйтесь больше на читательские отзывы. Правда, обычные читатели мало могут сказать по формальной части, они больше по содержательной. Но ляпы и провисы подсказать могут. Популярная литература может (и должна бы, но это уж как повезет) быть хорошей, но все-таки главный критерий тут – занимательность, сопереживание и узнаваемость. А это больше ЧТО, чем КАК, и у многих получается интуитивно.
3. Если вы продолжающий, то наверняка уже и сами пришли к тому, что я вам тут рассказываю. Вы можете выбирать, что вам важнее, удовольствие читателей или ваше творческое удовольствие? Если у вас в этом вопросе полная гармония, то вам очень повезло. Если на этом уровне вы еще переживаете по поводу критики, то сосредоточьтесь на аксиомах и помните о ваших писательских целях и ценностях.
Фильтруйте критику, друзья!
Комментарий может пройтись по вашей личности — положите на него болт или клитор, что есть.
Комментарий может касаться содержательной части — тут вы сами думаете, хотите ли менять что-то в идее, теме, характерах. Не хотите — опять кладите.
Комментарий касается формальной части — вот тут и нужно фильтровать. Вы хотите учиться и улучшать то, как вы пишете, вашу подачу? Хотите больше читателей? (А занимательность — как раз тот момент, который можно и нужно улучшать, и есть давно проверенные и работающие методы) Тогда извлеките из комментария рациональное зерно и подумайте, как можно применить.
Чем выше уровень критика (критерии оценки см. выше), тем больше полезного он может сказать, но что взять из этого полезного — решать вам. Чем выше ваш уровень как читателя и писателя, тем лучше вы понимаете, как много полезного может быть в конструктивной критике.
Ну и помните, что у людей бывают разные цели и ценности. Иногда люди отыгрывают свои сценарии, а не пытаются сделать ваш текст лучше. Больше доверяйте людям с близкими взглядами, при этом не забывайте: иногда взгляд со стороны болезненный, но полезный. Мазохизмом при этом лучше не увлекаться, редкого контрастного душа вполне достаточно. Всегда есть Аксиома 2 (но она относится больше к содержательной части, помним, да?).
Если вы хотите зарабатывать литературой, но на интуиции пока не очень получается, читателей мало и просмотры не радуют — советую внимательно прислушиваться к комментариям читателей и старших товарищей, листать книги по ремеслу. Я на Фантастической ассамблее в Санкт-Петербурге 18-21 августа буду читать доклад по сюжету, дам несколько полезных советов.
46 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиЗамечательная тема. Я еще пока что не сталкивалась в пух и прах разносящей критикой, может быть потому, что не так долго здесь, на сайте обитаю. Но, поскольку, не совсем новичок и реально оцениваю свои возможности как писательницы, то критика меня мало задевает. К замечаниям редакторов я бы, пожалуй прислушалась… но это не точно))) Знаю, что для многих эта тема болезненная: вот пишешь, да, все эмоции вкладываешь, а тут придет кто-нибудь и облает… обидно, горько… но тоже своеобразная закалка характера. К сожалению, не многие новички выдерживают, некоторые ломаются и бросают творчество. Сама я оцениваю чужие произведения только, если меня об этом просят и в личных контактах с автором… а по собственному почину в чужой огород со своей лопатой не лезу…
Наверное, я пофигист по жизни, в том смысле, что мне пофиг с самого детства, как и кто ко мне относится. Людей много, а вот уважаемых лично мной людей намного меньше. Мнение последних меня может взволновать, а остальные... Собаки лают, караван идет.
Поэтому критика очень редко задевает за живое, воспринимается лишь как способ посмотреть со стороны. Если есть что конструктивное, то я даже рада.
Хотя признаюсь, под настроение и ерунда может из колеи выбить. Но я сажусь, перечитываю, обдумываю и либо чуть корректирую, либо себе зарубку на будущее делаю.
И один хороший способ отсечь действительно частное мнение от злопыхательского выпада конкурента ))). Смотрю, кого и как комментировал "критик", за что именно хвалил или ругал. И тут уже всё ясно.
Самое смешное было, когда меня жутко ругали за повторы ситуаций, поданных от лица разных героев (максимум по 2-3 абзаца пересекались в таких случаях), а хвалили и награждали книги, в которых целыми главами такое фигачили, даже не пытаясь подать чуть иначе, через восприятие другого человека.
Ну и странные аккаунты без комментов и любимых авторов тоже сразу многое говорят о личности "критика". Таких я сразу отсеиваю, не заморачиваюсь.
Ольга Жакова, Ну так с холодной головой проще пытаться конструктивно разобрать критику. Если что полезное, утащить в копилочку, если кажется непонятным, пойти и разобраться досконально (даже посмотреть, что из себя представляет критик и стоит ли доверять его мнению).
Берегите своих критиков, любите их, они никогда не дадут вам расслабиться, заставляя работать ваш ум и сердце. Ум, потому что он должен постоянно работать, в противном случае, вам грозит деменция; сердце - потому что вне своей работы, оно черствеет и умирает.
Дельная вещица в блоге отыскалась. Жемчужина:) Спасибо!
Даа... не умирать сложнее всего. А поверить себе - еще сложнее. И хорошо, когда получается критику трансфигурировать в полезный субстрат для будущих подвигов) Хотя, наверное, и этому тоже учиться надо.
Ольга Жакова, Золотые слова! Спасибо Вам!
Бытие определяет сознание. Законы вселенной формируют окружающую действительность, и нашу форму, наше взаимодействие с окружающим миром определяет наше сознание, наше мировозрение. Человек существо социальное и ему комфортно жить среди подобных ему и он резко реагирует на изминение или попытку изменить его мировозрение, так же как и навязать кем то кому то свое мировозрение, так что вполне нормальнльна реакция когда критикуют, пускай даже в острой форме, это наша суть.
Допустим в школе девочкам на концерт предложили исполнить Тверк, ну а че , круто, не вздумайте осуждать, это же их и худрука личное дело, комментарии только в личку, какое ваше …. дело до этого, но нет, кругом обсуждают и комментируют в жесткой форме, почему? Да потому что посредством ПУБЛИЧНОЙ, не закрытой площадки, а именно публичной, где вы своим произведением ВЛИЯЕТЕ НА МИРОВОЗРЕНИЕ других людей, а комментраторы влияют своим образом, посему вполне нормальна реакция коментаторов и кроме того она вполне уместна, и необходима, иначе дуйте к себе в закрытый клуб, где друг дружку просите отласкать себя.
1) Коментарии в превосходной форме, они нафиг некому не нужны, кроме как потешить самолюбие автора
2) Комментарии в
Дмитрий Сердюков, личку и по прозьбе, чтож вполне нормально, но только в том случае если человек раним и мы преследуем цель не навредить автору, но в большенстве они бесполезны, так как там зачастую только 1 пункт проходит
3) Мне не нужны комментарии – самовлюбленный человек который считает что он умнее всех (за редким исключением что он получает мнение со стороны, в другом месте) и что самое интересное, ему безразлична тема о которой он пишет, он просто апает свое ЧСВ, потому как иначе человеку всегда интересно мнение со стороны, а действительно ли он прав, здравая критика и т.д.
Итак, ключевое: вы влияете своим произведением на других, другие так же имеют моральное право притормозить влияние, тем или иным способом, написать в «Анти» ваше произведение или прокомментировать чтобы другие читатели и вы увидали аргументы.
Авторы! Ваши книги это ваши дети, ваши миры и ваши дома. Не следует позволять кому то плевать в них, оскорблять и ходить в грязной обуви. Критику надо принимать тогда, когда вы сами о ней попросили. В остальных случаях - лесом. Все эти " не понравилось ", " не моё ", " автору следует " и прочее - лесом. Автору следует писать и совершенствоваться. Читателю - читать или не читать. А для разборов произведений существуют профессиональные критики, вот их отзывы и надо принимать. Высеры полуграмотных комментаторов - мимо. Троллей - мимо, эти вообще непонятно что делают на лит. сайтах! Советчиков - мимо, а то так и жизнь придется перекроить под их вкус. Вот моё мнение. Извините за резкость. Спасибо, обалденный блог! Забрала в библиотеку.
Марина Бреннер, мои аплодисменты! Подписываюсь под каждым словом!
Когда мы читаем книгу, мы прогоняем ее через свое мировозрение, и зачастую если что то идет не так, выбивается из нашего мировозрения, мы злимся, мы в отношении нашего мировозрения – фанатики, и если вы видите негативный отзыв то знайте, что вы покусились на мировозрение критика, потому как иначе ваше мировозрение совпадет с мировозрением читателя и он примит книгу.
Небольшой экскурс в историю. Не так уж и давно мы все жили в одной стране с одним мировозрением, одни книги, одни ценности одни фильмы, и книги писали только признанные и допущеннные авторы, не говоря уж про фильмы. Замечу, что важные фильмы снимали близко к тексту признаных книг, Дюма, монтекристо, невский и т.д. что в целом не ломало нашего мировозрения. Хотя может я просто в это время находился в возросте когда формировалось мое мировозрение……И вот прошла перестройка, все поломалось, повыскочили писаки, и у многих мировозрение сформировалось на основе новой писанины, и сейчас происходит сложный процесс переломки и отброса лишнего в литературе, будь то гаремники, различные романы с кучей клубнички (ну да, привлекает и сильно привлекает ширпотреб где автор использует клубничку для привлечения похотливого читателя) или
Дмитрий Сердюков , глупое положение, ловя тонны хайпа от разгневанного критика
Вы пишите про грамотность, русский язык это набор правил (гуманитарная наука придуманая человеком и она никакого отношения не имеет к взаимодействию людей, мы просто посредством ее общаемся) и он имеет очень небольшое отношение к логике и взаимодействию людей, к соц составляющей о которой большинство книг. Допустим тот же Д. Мартин с горем пополам освоил русский язык и полез критиковать начинающего автора, а ему в ответ- «Да ты на русском с горем пополам пишешь, какой ты нафик критик» .Но в целом я согласен, за исключением часностей с большими оговорками.
Сейчас проверим...
Ольга, прошу продублировать эту запись на продамане. Полезно прочитать всем, тем более, что там завелись бета-ридеры, пишущие никакие рецензии. Сама я к критике отношусь как к критике, и спокойно ее воспринимаю, если она аргументирована, если есть в ней рациональное здравое зерно. Если критика сводится к "не читал, но осуждаю", забиваю, кладу и прохожу мимо. Правда иногда вежливо отвечаю, тонко тыча критика в его "лужицу", чтобы не повадно было других шлаком засыпать. Есть ведь особо чуЙствительные натуры, не имеющие такой толстой шкуры, как у меня. То бишь аксиома 3 для меня действительно аксиома. Так же как все, кроме 1. Всё же считаю, что автор пусть не 100% = его творчество и наоборот, но в каждом произведении живет часть писателя. Хотя могу ошибаться. Но вот лично я не умею писать совершенно отвлеченные от себя любимой тексты.
Громова Ульяна, Все получится:). Спасибо!
Очень круто!! Спасибо!!
Видимо, интуиция у меня работает не плохо. Если уж совсем критика ни о чем, переживаю конечно, но кладу на нее все, что есть и сверху еще посыпаю песочком.
Ирина Солнце, Про песочек - отлично сказано! :))
Спасибо. Очень содержательно и грамотно разложено по полочкам.
Наконец я смогла здраво ответить на вопрос, почему меня ни разу не задевают комментарии типа "закрыл после первого абзаца" или "характер героини - г...но". Оказывается, я просто клитор положила)))
Даха Тараторина, Очень рада:). Однозначно - ура:).
Спасибо, с интересом прочитала!
Нина Арбузова, На здоровье!
Ой какой хороший блог! А можно нам утащить его в нашу группу? Пожа-а-алуйста!
Джейн и Скарлетт Эйр, Понял, хорошо:).
Новичок? я - да!
Но, отношусь к любой критике нормально. Не реву в подушку из-за плохого отзыва. Не пытаюсь ответить колкостью оппоненту. Да и вообще, не ко всем мнениям нужно прислушиваться! Сколько людей - столько и мнений!
Отношусь ко всем комментаторам положительно,
Ольга Жакова, Спасибо) удачи в творчестве!)
поучительно.Спасибо
Мика Ртуть, Освежить, так сказать:).
Спасибо большое, как новичку очень полезно.
"(А занимательность — как раз тот момент, который можно и нужно улучшать, и есть давно проверенные и работающие методы) " - можно вот здесь подробнее, где можно прочитать про такие методы? Желательно конкретные методы, книги или статьи, если есть.
Буду очень благодарна.
Ольга Жакова, спасибо большое.
Распечатаю и под подушку на ночь положу...м.б поможет(
Андрей Кербер, Вот это я одобряю:).
Олюшка, спасибо за разбор полётов! Отличная получилась статья.
Анна Семироль, Мур:).
А с вашим докладом к Фант.ассамблее можно где-то позже ознакомиться?
Катя Зазовка, Хорошо:).
Где вы были раньше. Сколько бы я сэкономил нервов, если бы следовал этой инструкции. ))) Возьму в библы.
Остин Марс, Потому что нужна практика даже в деле постигания дзена:). Раз польешь слезами - сходишь прочитаешь инструкцию, успокоишься, второй, третий... на пятый сначала успокоишься, потом все остальное:). Ну или на пятидесятый, у всех по-разному...
Иногда мозгом понимаешь, что полезно, но хочется все-таки послать критика подальше, только вежливость не позволяет. ))
Ирина Кварталова, И пользоваться! :)
Первая аксиома-даааа!!!(все остальные тоже да,но мне в своё время больше всех помогла первая)) Текст-рабочий материал,который можно и нужно менять,не воспринимая критику текста как удары по собственному Я. С пониманием этого все воспринимается легче и конструктивнее. Ещё вспомнила похожий подход моего первого редактора, который мои тексты разносил в пух и прах просто (благо это была публицистика, от критики художки моя нэжная душа тогда совсем загнулась бы)) Я тихонечко рыдала где-то в углу в очередной раз, а он, обнаружив это, сказал что-то типа "Чего ревешь? Я тебя хоть раз дурой назвал? Вот тогда бы следовало реветь. А статья твоя - г-но, да. Иди бегом его переписывай, я знаю, ты можешь" Тогда-то до меня и дошло, что если ругают твой текст (не тебя!)) - то это потому, что ты можешь лучше, но не делаешь) И прямо такая мотивашка получилась на всю оставшуюся жизнь))
П.с. А рекомендация по отношению к некорректной критике и переходу на личности - лучше и не скажешь)))))))))
Таня Танич, Да! На самом деле, аксиом вполне достаточно для постижения дзена:).
Спасибо!
Светлана Казакова, Пожалуйста!
Спасибо!
Светлана Гольшанская, На здоровье!
Спасибо, очень хорошо.
Но понять-принять первую аксиому сложнее всего.
Наталья Изотова, Но ее постижение принесет больше всего свободы:).
Можно для начала сказать себе, что я еще специалист в каком-то другом деле, я мама, жена, подруга, дочь, я интересный человек - это уже снижает остроту ощущения "я = мое творчество".
Не умирать от комментария... Помню, помню первый негативный комментарий, он был ужасен, просто ужасен. Я только выложила книгу на ЛЭ, совсем сырой текст, первый, получила тьму положительных отзывов, а тут это смертельное "не понравилось". Это был ад на земле)))) Муж тогда не знал, что я пишу и не мог понять, что со мной происходит, а я краснела, бледнела, злилась и посыпала голову пеплом)))))
Сейчас, конечно, значительно в этом плане спокойней. Ну, нет, так нет))) А минусы начинаешь видеть сам, но времени уходит прилично, так что критика - наше всё, но дозировано, конечно, и, как вы верно подметили, от референтных людей)))
Утащила в библиотеку.
Спасибо большое, Ольга, у вас чудесные посты, полезные и понятные)))
Иринья Коняева, Самому видеть косяки - совсем, совсем не сразу приходит. И даже сейчас глаз замыливается, и взгляд со стороны очень полезен.
Я первые пару лет могла из-за негативного комментария по два-три дня ходить как в воду опущенная и ставить на себе крест:). Потом только отходила и пыталась увидеть в замечании рациональное зерно. А вначале - все враги, я никто, пойду повешусь:).
Хорошо сказано.
Можно добавить только
Аксиома7 - если выдержать энное количество трудностей и продолжать учиться, то когда-нибудь можно дожить до момента, что придёт читатель и скажет:
"Я вообще-то этот жанр/тему не люблю/избегаю, но тут случайно открыл и зачитался, понравилось"
Ольга Жакова, :)
Грамотный блог. А главное, душевный) Спасибо!)
Ольга Жакова, И возразить нечего) Согласна)
Очень хорошо написано!
Елена Труфанова, Отлично! Нервы целее будут:))).
спасибо. Нужные слова.
София Чайка, Пользуйтесь:).
Спасибо, интересная статья))
Эльвира Осетина, На здоровье! (душевное:)).
Чудесно. Всё так.
Заметила, что иногда наоборот бывает. Пытаешься узнать мнение читателя для собственного роста, а он... молчит. "А" сказал, "Б" не хочет. Особенно там где вступают в силу субъективные понятия. Ведь так интересно сделать выводы для себя и принять-к-сведению/отмахнуться, но увы...
Елена Болотонь, Это да, это тоже бывает. Тут никакие инструкции не помогут:).
Хороший разбор, добрый, и есть о чем подумать.
Ольга Зима, Думайте, постигайте дзен, радуйтесь жизни:).
Утащила в библиотеку, спасибо. Теперь, когда в очередной раз напишут гадость в комментариях, буду перечитывать и познавать дзен. А вообще комментарии, отдающие вкусовщиной, я просто удаляю и не заморачиваюсь).
Леонова Юлия, Я даже не даю себе труд их удалять:).
Доброй половине авторов стоило бы этот пост распечатать, повесить над монитором и перечитывать, как Устав строевой службы.))))
Вера Огнева и Артемий Дымов, Можно немного помочь познать дзен немного быстрее:).
Как всегда кратко и предельно понятно. Все по сути. Ольга, большое спасибо :)
Ольга Жакова, Дааа-да! )))
Что ж, про борьбу с критикой вы многое рассказали. Но для начинающего писателя главный вопрос - как бороться с ее отсутствием?
Вера Огнева и Артемий Дымов, А тут по настроению. Иногда так и тянет вызвать у какого-нибудь зазнавшегося автора легкий баттхерт
Очень интересно.
Спасибо.
Спасибо большое!
А я буду ) Послушаю доклад, интересно.
Огромное спасибо! Отличный блог.
Лариса Петровичева, На здоровье!
Спасибо, добавла в библиотеку )
А здесь доклад по сюжету не опубликуете?
Тару Халла, Опубликую после доклада, когда сделаю из него статью, конечно.
Распечатать хотя бы аксиомы и над компом повесить, особенно тем, кто ещё не достиг нужной степени носорожестости (ну, или дзена).
Скажите, пожалуйста, а можно потом где-нибудь будет посмотреть/почитать ваш доклад? Очень бы хотелось побывать на ассамблее, но не выходит :(
Ольга Жакова, А вот это здорово, буду ждать!
Спасибо! Забрала в библиотеку, за советами приду)
Елена Ершова, Всегда тебе рада:).
Утащил. Благодарю. Запасаюсь болтами:-)
Алексей Калинин, Болты очень нужны в нашей писательской жизни. Да и не только в писательской:).
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена