Птичку жалко
Таис Сотер “Птица в клетке”
А в глазах у тебя
Неземная печаль,
Ты сильная птица,
Но мне тебя жаль.
“Наутилус Помпилиус” - “Одинокая птица”
Роман Таис Сотер «Птица в клетке» - дилогия из цикла «Миры эсперов», относится к любовной фантастике с тегами «иные миры», «космос», «неравная любовь».
Название
Джейн: Я считаю просто идеально подходящим. И по благозвучности, и по смысловой нагрузке, и по привлекательности для читательского взгляда.
Вдумайтесь, как поэтично - лишенная свободы птица, дитя небес, запертая в клетке, принадлежащая кому-то, вынужденная петь для кого-то. Прекрасная метафора героя, на мой взгляд.
Красиво, изящно и со смыслом.
Скарлетт: Полностью согласна с Джейн: хорошее, говорящее название. Однако пользуется популярностью и оттого слегка затёртое. «Гугл» навскидку нашёл около четырёх романов и один сериал с таким же названием. Всё-таки от писателя ждёшь что-то оригинальное, новое, свежее. Впрочем, того факта, что название всё равно красивое, это не отменяет.
Сюжет
Джейн: Я начала читать роман раньше Скарлетт. “Хо-хо,” - думала я. - “Обгоню и перегоню”. Но в тот же вечер дорогая Скарлетт интересовалась моими впечатлениями о прочитанном, и описывала свои эмоции при чтении финала. “Ведьма, - мрачно думала я, дочитывая первую часть. - Ведьма скорочтения”.
Скарлетт: Просто роман меня увлёк, а когда книга меня увлекает, я читаю её очень быстро. Мои впечатления (по ходу чтения романа) для Джейн выглядели вот так:
Привожу сюда эти смайлики, так как они отлично показывают, как менялось моё отношение к роману. Пояснения – дальше. Теперь, собственно, сюжет.
Джейн: Жизнь Эрики не назовешь счастливой. О каком счастье может идти речь, когда ты не принадлежишь самой себе? Эрика - обладатель редкого дара читать чужие мысли и эмоции, а также транслировать собственные другим людям. Таких, как она, в ее мире называют эсперами. А еще Эрика рабыня, которой не светит вольная жизнь - кто в здравом уме отпустит на свободу человека знающего про вас все-все?
Скарлетт: И уже вот здесь становится действительно интересно: согласитесь, чаще всего люди со сверх способностями – это или супер-герои, или супер-злодеи, и уж совсем часто они и вовсе правят миром. Рабами их делают очень редко – а ведь как это логично!
Эсперов в мире «Птицы…» мало, они все слегка того – потому что крышу обычно сносит от чтения чужих мыслей или чужих эмоций. И нет, они не все-все рабы, зато если уж рабы – то дорогие. И да, рабство на некоторых планетах «Птицы…» узаконено. Так что если вы бедны, и ваш –цатый по счёту ребёнок вдруг родился эспером, вы можете со спокойной душой продать его. Вам отвалят кучу денег, а дитя наверняка будут холить и лелеять, и ему не придётся вместе с вами жить в трущобах. Примерно так получилось с героиней «Птицы…» Эрикой. В принципе, девушке не на что жаловаться – она живёт припеваючи, но своей жизнью, как и телом не распоряжается. Вопрос: почему при всех её способностях она не делает из своего хозяина раба, возникает в романе у многих героев (и лично у меня как читателя), но не у самой героини. Очевидно, высокие моральные принципы ей мешают. Плюс привычка: Эрика – рабыня с детства. Это её жизнь, что уж тут.
Джейн: Однако размеренному существованию героини очень скоро приходит конец: её похищают удалые эмиссары императора одной из независимых планет.
Скарлетт: И это минус, когда ты эспер – тебя все хотят. В случае Эрики это имеет много смыслов, о чём мы дальше ещё скажем.
Джейн: И вот уже Эрика знакомится с новым владельцем - императором с непроизносимым именем Ядгар Альге.
Скарлетт: Да ладно, Джейн, нормальное имя. Меня больше ударения интересует – и здесь, и в имени Эрики. Императору, к слову, дана роль властного хозяина. Что тоже логично, если героиня позиционируется, как бедная пташка, то есть рабыня. Впрочем, так уж просто тут ничего не будет...
Я только одного не поняла: на черта император испачканный в крови героини платок лизал при знакомстве? Для вящей брутальности?
Джейн: Его величество желает, чтобы свежеукраденный эспер занялся воспитанием его шестилетнего сына, который тоже родился с умением читать мысли.
Ребенок неконтактен, сложен и одинок. У Эрики с ним много общего, и очень скоро ей удается пробиться сквозь стену отчуждения, что воздвиг вокруг себя юный наследник престола.
Скарлетт: При этом мальчик – тоже сильный эспер – не соизмеряя свои силы, убил прошлого воспитателя и чуть не прикончил саму Эрику. Не специально – так получилось. То есть, не совсем не специально. Тут лично у меня интерес к роману вырос на порядок. Здесь столько контрастов и параллелей появляется в темах эсперов и клетки: Эрика с её тараканами, мальчик, который тоже, по сути, сидит в клетке – одну, ментальную, он себе сам построил, в другую его заботливый папа упёк, чтобы больше никого не убил. Вместе Эрика и принц будут справляться со своими тараканами и искать своё место в мире. Попутно узнают, что папа тоже эспер (или в кого такой сына?), и у него тоже тараканы размером с кулак – в общем, психология цветёт и пахнет, чему я рада, потому как у автора она дивно получается.
Джейн: …Вдобавок к мальчику-эсперу, на героиню решает обратить свое сиятельное внимание император. Эрика - его собственность - противиться этому не может, но и особого восторга не испытывает.
Скарлетт: Ибо он властный и платки облизывает.
Джейн: Героиня ни на минуту не забывает, что она пленница, и грезит свободой, параллельно признавая и понимая, что с ее уровнем социально-бытовых навыков, выжить в “дикой природе” будет нереально.
Скарлетт: Но всё равно грезит. Не уверена, что Эрике очень подходит сравнение с клеткой. Она, скорее, листок, который томится в почке. Ей предстоит распуститься – когда время придёт. Пока очень чувствуется, что героиня и впрямь ещё не готова. Не тёха, слабая и не хочет - а именно не готова.
Джейн: Вокруг Эрики крутится жизнь, а она “в плену пустоты” и по уши в чужих интригах. Оскорбленные императорские жены с ядами, симарглы - охотники на эсперов, друзья-которые-не-друзья, вздорные императорские дети, многоумные специалисты-психологи, католические священники - кого только не встретишь, когда ты эспер его величества.
Скарлетт: Оно так, но с тараканами размер в кулак при этом никто не борется. Они только множатся, эти тараканы.
Джейн: Отношения между героями сплетаются причудливым образом, раскрываются персонажи, хорошие ребята становятся плохими, а плохие, ну… нормальными.
Скарлетт: Тараканы всё ещё живы.
Джейн: Все идет хорошо, увлекательно. Психология, внутренние конфликты, эмоции, симпатии - одно другого краше.
А потом подъезжают интриги и нафиг все портят.
Скарлетт: При этом тараканы до сих пор живы. Серьёзно, автор, ваши герои с одной проблемой не справились, а вы им другую подкинули. А потом сделали монтаж: дескать, решение первой проблемы осталось за скобками, читатель, ты просто поверь, что герои её решили. А теперь вернёмся к нашим интригам, ибо автор так захотел. Серьёзно?!
Джейн: Тот случай, когда автор офигенно, мощно и круто может в психологию и обоснуй, и феерически проваливается в области коварных замыслов.
Скарлетт: Которые за каким-то лешим вставляет.
Джейн: Коварный замысел получился неубедительный, притянутый за уши, и какой-то… чуждый для этой книги, что ли.
Скарлетт: Тот случай, когда автор сам себе вырыл яму – и с удовольствием в неё свалился. Жалко было – безумно. Такая, чёрт возьми, книга была всю первую часть, а как вторая началась – так всё полетело в тартарары. Ошибки композиции одна за другой, логика решила отдохнуть, герои резко теряют весь адекват (тараканы ведь всё ещё живы, я понимаю), и читаешь уже просто потому, что хочется узнать, чем этот бред закончится.
Джейн: В этой же связи у меня ряд вопросов к финалу. Череда новых героев…
Скарлетт: Да! Лайфхак для автора: хочешь заставить читателя тебя ненавидеть – введи парочку новых героев ближе к финалу. А то и десять. Зачем мелочиться? Новые герои – они как масло, ими сюжет не испортишь!
(Это был сарказм, если что)
Джейн: …странное поведение старых персонажей, не говоря уже о моменте с болезнью самой Эрики - на фоне первой части книги выглядит куда менее убедительно.
Хотя самим финалом я довольна, да.
Скарлетт: Он хэппиэндовый, он таким виделся и после первой части, но градус бреда в нём зашкаливает. Называется «герои и их тараканы смотрят друг на друга». Угадайте, как эта проблема решится? Правильно, монтажом. Читатель, просто поверь, что герои уже всё, готовые. В смысле, любить друг друга без оглядки. Например, героиня сбегает от своего императора – так, чтобы он её никогда-никогда не нашёл. Он находит. Она: «О, милый, как долго я тебя ждала!» Это типа женская логика?
Джейн: В целом, последняя четверть книги мне показалась отличной от других. Немного иной язык, немного иная манера изложения.
Скарлетт: Джейн, давай признаемся: мы думали, что кто-то из читателей, когда работа над первой частью закончилась, взял автора в заложники, сказал, какой он видит вторую часть в целом и концовку в частности, и не отпускал автора, пока та всё как надо не сделала. Мы даже очень хотели узнать имя этого читателя и по-читательски с ним поговорить. Но оказалось, это тараканы автора сам автор так планировала. Чего только в жизни не бывает!
Герои
Джейн: Эрика - телепат, эмпат, раб. Прожившая всю сознательную жизнь с ошейником, Эрика отчаянно жаждет свободы и страшится ее. Героиня так привыкла, что ее все рассматривают как вещь, что порой и сама не признает в себе личность. Эрика - мешанина из удивительных способностей, комплексов, плохих воспоминаний, страхов, надежд и стремлений. Сложный, запутавшийся в себе и окружающих персонаж. Обычно телепатов в литературе изображают эдакими пресыщенными супергероями, которым ведомо все обо всех. Эрика - совсем иная, необычная, живая и несчастная.
Скарлетт: Признана мной и Джейн самым интересным героем романа. Мы сочувствовали Эрике всё время, пока она не проиграла в битве тараканам. Автор ведёт её к внутренней свободе и, в принципе, приводит – но с монтажами и просьбой читателю поверить.
Ещё – что нас с Джейн приводило сначала в недоумение, а потом изрядно веселило – героиню все хотят и ментально, и физически. Если я не сбилась со счёта, то за всю дилогию её пытались изнасиловать четыре раза. Да, допустим, мужчине и правда интересно, как оно – с эспером. Допустим, некоторым героям мужского пола и правда хочется унизить и самоутвердиться за счёт героини, и в их куриные мозги не приходит никакой иной способ это сделать. Но четыре раза? Скучно, автор, вы-то можете придумать другой способ унизить вашу героиню. А то как-то…
Джейн: Ядгар - Снежный король, мистер Айсберг и господин Зима в одном лице. Брутальный, чуть ли полностью лишенный эмоций, загадочный император. Скор на расправу, коварен, беспощаден. Имеет маленькие любопытные тайны и крутой нрав. Во влюбленном состоянии мутирует в типаж плюшевого мишки, что не мешает ему в свободное время быть суровым правителем.
Скарлетт: Плюшевый мишка выглядит жалко. Потенциал героя, на мой взгляд, не раскрыт: у него тараканов не меньше, чем у Эрики, и если её борьбу с ними мы видим, то его остаётся за кадром почти всегда. Это грустно и, как мне кажется, является ещё одним минусом выбранной автором композиции и способа повествования.
Джейн: Юрий - персонаж со всеми замашками трикстера, но трикстером я бы его назвать поостереглась. Трикстер делает гадости из любви к искусству и развлечения ради, Юрий же преследует хитроумные цели. Цели у героя меняются с дивной легкостью. Непредсказуем, внезапен. Успевает помочь нашим, вашим, соседним и себя в обиде не оставить. Постоянно втягивает Эрику в неприятности, из которых сам же потом и вытаскивает. Во все дырки затычка.
Скарлетт: Прошёл абсолютно мимо меня. Ничего не могу сказать: не интересен. Выдвигается на первый план, уже когда сюжет начинает нестись по горкам неадеквата, наверное, потому воспринимается как неизбежное зло. Как трикстер раскрыт точно не до конца. С другой стороны, а нужен ли этому сюжету трикстер?..
Джейн: Замир - императорский сын и наследник. Ученик Эрики. Эспер огромной силы, который еще не может совладать со своими способностями. Трудный ребенок, немного капризный, немного жестокий, чудовищно одинокий. Способности Замира по ряду причин не позволяют отцу общаться с сыном, отчего мальчик очень страдает. Яркий, живой и убедительный, едва ли не лучший характер романа.
Скарлетт: Брошен автором во второй части – сцен с ним очень мало. А жаль, герой не менее интересный, чем Эрика.
Джейн: Люди, истории которых рассказаны в романе (я намеренно не пишу тут “персонаж”), неидеальны. Кто-то из них нравится мне больше, кто-то меньше, кто-то откровенно бесит. Однако я не могу не признавать их живость, убедительность характеров, вложенные в них стремления и желания.
Не могу сказать, что полностью согласна с развитием характеров, с поступками и мотивами, но разве живые люди всегда поступают так, как должно и правильно?
Скарлетт: Я не согласна с другим: как автор работает с второстепенными героями. Они то и дело становятся то главными, то – без какой-либо сюжетной логики – уходят на второй план. Такие сюжетные «горки» очень мешают читать и дают дополнительное очко в читательское «не верю». Но это, конечно, вопрос к сюжету, а не самим героям – они и правда интересные.
Мир
Джейн: Космос. Последний рубеж. Расселившееся по сотне планет человечество смутно помнит свою колыбель-Землю.
Расселяясь по мирам, человечество увековечило память о родине самым простым способом - дав привычные имена городам, основанным под новыми небесами. Так появились планеты, заселенные греческими и итальянскими колонистами, планета в нордическо-славянском стиле Гардарика.
Основные события происходят на планете, которую давным-давно колонизировали потомки испанцев и, судя по всему, арабов. Получилась колоритная высокоморальная нация с бурным нравом.
Часть планет состоят в союзе, часть предпочитают вольное плавание. Разумеется, все яростно и неутомимо интригуют против всех. Игра в политику становится куда более захватывающей, когда у тебя в распоряжении целая Вселенная.
Особую перчинку дипломатическим развлечениям придает наличие в мире людей с удивительными способностями к чтению чужих мыслей - эсперов. В той части обитаемых миров, где героиню угораздило родиться, эсперов принято держать в рабстве, максимально ограничивая их развитие как личностей. Ну, вы понимаете, неприспособленный, недалекий, затюканный - куда такому сбегать?
Эспер - настоящее сокровище, в стремлении завладеть которым не зазорно и преступить через закон.
Помимо телепатов, сильные миров сих держат в рабстве и простых смертных. В целом, теме рабства в романе отведено немало места.
Отдельно отмечу авторскую игру с мифологией. О ней меня осталось двоякое впечатление. С одной стороны, я в полном безоговорочном щенячьем восторге от того, как изящно был подан миф об Аиде и Персефоне. С другой, культурные особенности семарглов - обитателей планеты Гардарика - повергли меня в глубокое уныние, показались чужеродными и странными.
Скарлетт: А я добавлю ложку дёгтя: как умудрились спрятать (если я правильно понимаю) целую планету эсперов? От всех спрятать, совсем? Пока не получу ответ, буду считать это кустовым роялем.
Язык
Джейн: Хорошо, но с огрехами. Вычитка лишней не будет. Местами всякие-бякие опечатки с описками. Порой неудачно сформулированные фразы типа “...ловко орудуя ножом в своих руках...” или “...его власть на Лонге едва ли не полновластна…”. Вроде пустячок, а глаза цепляет.
Легко и быстро читается. Изложено увлекательно и приятно.
Скарлетт: Не скажу, что роман читается прямо очень легко. Меня сразу увлёк характер героини и собственно шутка с эсперами. Язык… хорош, но не чудесен. Далее перестаёт замечаться, красотами не блещет, глаз цепляется только за опечатки (особенно падежные окончания страдают). Но, насколько мы знаем, автор над этим работает.
Пример из романа:
«- Ты должна меня слушаться.
- Да, хозяин, - покорно кивнула. Конечно должна, ведь в этом и предназначение рабов.
- Делать, что я говорю!
- Безусловно, хозяин.
- Если ещё раз такое повторится, то я накажу тебя по всей строгости, Эрика, - говорит Нибель.
- Не думаю, хозяин, - подняла глаза, устанавливая контакт, но Нибель уже отвёл взгляд.
Как будто для того, чтобы оказывать влияние, мне обязательно нужно пялиться ему в глаза.
- Наглая девчонка. Не называй меня хозяином и перестань соглашаться во всём.
- Вы действительно этого хотите, хо... господин Нибель? - не стоит его лишний раз злить.
- Нет, просто хочу, чтобы ты перестала играть в покорность.
Нибель возвращается в более благодушное настроение, в том числе и благодаря мне. Как бы он не ценил прочие мои способности, больше всего он ценит именно мою способность возвращать его в хорошее состояние духа. А она, эта способность, полностью зависит от моего собственного настроения, поэтому Хозяин так и не любит меня расстраивать.
Я - эспер. Не самый сильный, чуть выше среднего уровня - семь по рангу Кейгеля, но и сильных во всей известной Вселенной не так уж много. Два-три человека девятого и десятого, а большинство едва дотягивают до пятёрки. Читаю мысли, угадываю желания, распознаю ложь. В общем, весьма полезная для многих дел особа. Так что могла бы собой гордиться, если бы считала, что это хоть что-то значит.
Нас таких, эсперов, всего-то пятьдесят семь на все обжитые планеты. Из тех, что известны и раскрыты, конечно. Двадцать три человека находятся под контролем тех или иных правительств, пятеро сейчас в бегах, и лишь тринадцать - свободно живут в мирах Космосоюза, наслаждаясь своей независимостью. Я им завидую самой чёрной завистью.
И пятнадцать человек, в том числе и я, попали в руки частных лиц с Независимых планет. Олигархов, военных, аристократов - тех, у кого есть власть, и кто хочет её удержать. Удержать с помощью эсперов, в том числе. Но мы не наёмные работники, мы - рабы. В Независимых мирах рабство существует на многих планетах: где-то как экономическая необходимость, но чаще всего как роскошь. А в нашем случае - как единственный способ удержать эспера подле себя. Наёмного работника можно переманить, вассала - убедить предать. Раб же полностью зависит от хозяина. Кто же будет так глуп, что даст свободу эсперу, когда им можно владеть полностью?
Я рабыня - дорогая, драгоценная. Но всё же вещь без каких-либо прав. Хорошо хоть, неприкосновенная. Руку на меня Нибель поднять не посмеет, он даже голос старается не повышать. Мы ведь, эсперы, такие хрупкие, как что - впадаем в эмоциональное расстройство и выходим из строя, а я к тому же ещё могу испортить настроение и другим.
Я знаю, что мой хозяин никогда не продаст меня. Потому что даже среди этих пятидесяти семи - я уникальна. Эспер, обладающий и телепатией, и двусторонней эмпатией. Так-то эмпаты, конечно, существуют, и даже в более приличном количестве, чем телепаты, но дар их гораздо уже, чем у эсперов-телепатов. Обычные эмпаты могут улавливать чужие чувства. А я не только улавливаю чужие эмоции, но и успешно транслирую свои, правда, не совсем это контролируя. Я не могу внушить то, что не чувствую сама, и чем сильнее моя эмоция, тем больше шансов, что её "словит" тот, кто находится рядом. Поэтому в плохом настроении я бываю для окружающих особо невыносима. И хотя хозяин и считает мою способность к передаче собственных эмоций полезной, но даже сам не всегда её терпит».
Вывод
Джейн: Яркий, многогранный, необычный персонаж, классически развивающаяся любовная линия и странные, притянутые за уши интриги.
Скарлетт: Обалденная первая часть, все плюсы которой автор лично задушила во второй. Зачем делать из психологического, тонкого, интересного и универсального (по гендеру аудитории) романа женский любовный лично я не понимаю. Но автору виднее.
Оценка: 7 из 10.
_______________
Наше интервью с автором есть здесь.
Группа автора ВКонтакте здесь.
Наша группа ВКонтакте здесь.
15 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиСпасибо за отзыв! Смайлики с лисами были очаровательны)))) *улыбается* Момент про скорочтение - тоже))))))))))))
Роман вызывал интерес и желание почитать ровно до упоминания планеты эсперов. Не знаю, почему на меня это так подействовало, но... во всех книгах про рабство обязательно есть Земля Обетованная, попав куда, герой в момент станет счастливым. Наверное, поэтому :)
Рощина Надежда, О, это и вправду распространенный ход (как минимум, в Безумном Максе я его помню). Но меня героиня очень прагматичная и приземленная (и немного с бедной фантазией) - она мечтает о своей квартире и вольной =)
И на планету эсперов не сильно рвётся. Хотя бы потому, что те симарглы (это люди, устойчивые к силам эсперов + технически усовершенствованные), которые ей попадались с тех мест, оказали на нее весьма гнетущее впечатление. Так что в основном мои герои пытаются НЕ попасть на эту планету.
Спасибо за интересный обзор! ЧИтала первую часть на СИ, это было круто. )))
Спасибо за обзор, интересно. Я, правда, читала только первую часть, меня она впечатлила. Отличный психологический роман. Очень надеюсь, что ДМ издадут и эту книгу автора.
Анна Рэй, Спасибо!
Вот и меня первая часть впечатлила. И Джейн. А потом как-то... на любителя началось)
Кто-то из вас явно двусторонний эмпат, очень живо отзыв написан, эмоционально. Я переживала и за героев, и за читателей)).
Книга меня, кстати, зацепила именно названием - многослойная изящная метафора.
Спасибо!
Елена Лир, Спасибо большое!
Обе. А Джейн ещё и телепат: она видит авторов насквозь. Я серьёзно)
Лисы шикарны ХD
Кстати, воспользуюсь шансом сообщить, что "Ветер с Востока", похоже, скоро выйдет в бумаге, причём вместе со второй частью :)
Джейн и Скарлетт Эйр, Поживём - увидим. Недолго уже осталось. :)
Отличный обзор, книгу теперь обязательно почитаю, обожаю психологию и любовную линию в одном флаконе)
Екатерина Лоринова, Спасибо!
Будет интересно сравнить впечатления ;)
Интересный отзыв на замечательную книгу!
Розалинда Шторм, Спасибо! :)
Книга отличная! Спасибо за отзыв!!!
Ольга Валентеева, :) Рады, что понравилось!
какая итригующая рецензия. люблю читать про чужих тараканов
Анна Валентинова, Спасибо!
Тогда вам понравится ;)
Вот еще. Пока не забыла. По поводу симарглов. Так как планета эсперов (хотя там тоже не каждый второй эспер) находится в юрисдикции Космосоюза, где рабства нет. Так что формально Гардарике бояться нечего. А реально... Они по полной используют способности телепатов и эмпатов для того, чтобы шантажировать, запугивать и манипулировать другими правительствами. И приносить пользу, конечно. Так что пока свой хрупкий статус кво им удается сохранить, хотя для этого используются совсем недемократическое способы. Да и на самой планете эсперы условно независимы - хотя их связывает не рабство, а жесткий кодекс и наличие симарглов. Это такая балансирующая система из власти и подчинения, где роли в любой момент могут смениться.
Но объяснить это все в рамках романа так сложно, что я предпочла это вынести за рамки :)
Таис Сотер, ...как и многое другое)
Спасибо!
Спасибо за обзор.
Книгу читала ещё на СИ - воспоминания самые приятные.
Автору спасибо и творческих успехов) Хотелось бы увидеть историю Эрики на бумаге)
Настя Королева, Спасибо! Надеюсь все будет :)
Спасибо. Было жутко интересно и волнительно.
Думается "монтажность" второй части продиктована тем, что я не рассчитала свои силы. Писался роман долго, и по объему большой, и под конец были истощены и я, и читатели (книга тогда выкладывалась на СИ). И от тараканов героев и я сама готова была уже дергаться, а приключалки меня немного отвлекали и успокаивали. Да и беспокоилась я, что не всем читателям интересно читать психологическую драму.
В Эрике ударение на "Э". В имени героя я сама ставлю по разному :) Чаще на "Я".
Джейн и Скарлетт Эйр, ТаИс СотЕр.
Чаще я слышу СОтер. Это лучше ложиться на русский слух.
А так мне иногда попадаются коммы и отзывы, что дескать думали, что автор зарубежный. Но я это не специально.
спасибо за обзор, как всегда интересно почитать. Творчество Таис (из того что читала) мне нравится, так что и за это обязательно рано или поздно возьмусь. Тем более, что все озвученные спойлеры уже забудутся к этому времени. Надеюсь))
Черкасова Ульяна, Вот-вот) Это будет понятно спустя страниц тридцать после начала, так что... ;)
Интересный обзор, спасибо!
Ирина Яхина, Рады, что понравилось :)
Увлекательно и познавательно. Спасибо!
Джейн и Скарлетт Эйр, Ну да. Интерес к информации у меня определяется либо полезностью, либо развлекательностью)
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена