Почему я люблю хэппи-энды
Навеяно недавним блогом.
Лично для меня счастливый конец книги - это воплощение того, что упорство в достижении цели награждается победой, а борьба и страдания имеют смысл. Когда книга заканчивается хорошо, я тоже чувствую себя счастливее, получаю заряд сил и энергии. Иногда послевкусие от хорошей книги длится несколько дней или даже недель, и мелкие жизненные неприятности раздражают меньше, и жизнь кажется легче.
А то порой читаешь: и вот они шли, мучались, шли, и вот уже все почти хорошо, и тут раз! и автор вытаскивает из-за пазухи пистолет (или арбалет, или бубонную чуму - на выбор) - и скоропостижно скончает главного героя или героиню. Или делает их инвалидами. Или превращает в монстров. Или придумывает что-нибудь еще более садистское. Вот читаешь такое и думаешь - а зачем я потратила пять часов своей жизни на книгу, от которой одно расстройство? Которая не дала мне никакого внутреннего удовлетворения? От которой моя жизнь стала хуже, а не лучше?
Если я хочу страданий, достаточно включить зомбо-ящик с его бесконечными страдательными шоу или слезоточивыми сериалами. Ну или почитать криминальную хронику. В крайнем случае для такого мазохизма есть проверенная временем классика - там страдание героев возведено на небывалую высоту. Но зачем это в книгах, особенно в моем любимом жанре фэнтези?
16 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиНа вкус и цвет товарищей неть
Смотря что считать хеппи ендом.
герои могут и умереть, но дело их живет. тогда это действительно хеппи енд.
Не обязательно, свадьба все счастливы или герой завоевал королевство и прижал врагов к ногтю.
А если на пути к цели герой калечит других людей? Всегда ли цель оправдывает средства? И как быть с постулатом, что каждому по делам его?
Вопрос "зачем" имеет очень простой ответ: потому как существует мораль, и автор может хотеть отразить ее в своем произведении. Есть масса историй о преодолении трудностей изначально положительными людьми, со светлым финалом, но есть и другие - о других героях. Которые ошибались и платили за свои ошибки.
Нет в этом случае правильных и неправильных книг, если посыл и там, и там верен. Просто выбирает каждый читатель для себя. Хочется светлого и доброго - читает легкие истории с однозначным хэппи-эндом, хочет поглубже заплыть в "тихий омут" неоднозначного и сложного героя - ну так и история о нем будет иной... мрачноватой :)
Gaya, Тут может быть всякое: от банального неумения автора высказать свою мысль до разности восприятий автора и читателя.
Как по мне, хороший конец гарантирует спокойствие читателя, но часто от этого страдает качество. В те моменты, когда логичнее убить героев или развести их пути, это лучше сделать. Так логично, так правильно, так они совершенствуются как персонажи, а их история приобретает новую грань. Конечно, каждый выбирает что хочет, но, думаю, история должна заканчиваться так, как ей полагается закончиться: хоть это натянутый на все места хэппи-энд, хоть созданный от писательской лени дэд-энд.
Gaya, Оу, кажется, я немного не так написала последнюю мысль) Я имела в виду, что так делать нельзя)
А ведь и хэппи энд бывает разным. Иногда смерть одного меняет жизнь тысячи) Или кого-то конкретного, ставя на путь истинный и открывая двери к счастью)) Даже если этот один - герой))
Gaya, это точно)))
Я своих лапочек никогда не убью! Никогошечки! Вон в бонусе у меня второстепенный герой лошадь прирезал - это было логично в психологическом плане, но я ощутила скорбь читателей ))
Gaya, Вообще я за хэ всеми пальцами рук и ног!
Комментарий удален
Комментарий удален
Почему-то некоторыми людьми считается, что трагическая концовка поднимает общий уровень истории. Если в конце герои поженились, то у автора презренный лыр, а если все умерли, а выжившие им завидовали, то это уже качественная литература, заставляющая чувствовать и думать. Конечно, на самом деле все не так просто. Концовка должна быть правильной для конкретной истории. А правильная концовка, на мой взгляд, всегда должна содержать проблеск надежды, хотя бы намек на справедливость и понятный "месседж", который исключит для читателя вопрос: и вот зачем я это читал?
Hasmik Pogosyan, Безусловно.
Свою точку зрения я высказала, у вас точка зрения другая. Вкусы у людей разные.
А я люблю в романах (и в кино), когда хорошие люди бодро настучат по ушам плохим - с полным сознанием своей хорошести и правоты. Проблема одна: насколько хорошими мои любимцы останутся после этого? :)))
*
Если логически линия идет - не для хэппи, значит, не для хэппи. Наглядный пример: в романе Та, которая грезит (Лондон, "Сердца трех") погибает, а в киноверсии Жигунова - вторично выходит замуж. Приятнее, конечно, версия со счастливым браком. Но с логической точки зрения: девушка - наркоманка с ограниченным кругозором и отсутствием способностей к выживанию на чужбине. И Генри по характеру - не тот лапка-парень, который стал бы с той высокомерной, обкуренной кралей долго цацкаться. :) Так что всё упирается в достоверность.
Кому как, но для меня, когда старый Сомс ("Сага о Форсайтах", Голсуорси) гибнет ради спасения дочки (и картин) - это хэппи-энд. Шедевры живописи спасены от пожара, юная дочка больше не попытается убить себя. Для того, кто любит искусство и своего ребенка, такой финал - победа над судьбой, а не трагедия. :)))
В общем, всегда и везде стоит вопрос: зачем? И если ответ - логичен, то всё - как надо. :)
Gaya, предсказательница в диком племени. "Та, что грезит" - как бы название должности, шаманка.
Хороший конец противоестественен. Или не полон.
Потому что не говорит "что дальше", а дальше, как не крути - смерть.
Потому что все живые умирают. Рано или поздно.
И автор нам или рассказывает - как. Или лицемерно ретуширует этот момент обманывая - "смерти нет".
Может обманывать красиво, так то веришь, но чаше всего - глупо и лживо. Люди любят обманываться.
Смотрели фильм "Привидение"? Там ХЭ или безобразие-зряпотратиливремя?
Galina Ersh, Хэппи-энд, конечно.
Если трагическая концовка жизнеутверждающая, то послевкусие от такой книги длиться не меньше, чем после красивого ХЭ) Наплачешься конечно, но такими приятными слезами)
Gaya, как знать... Там, конечно, все написано метафорически, но сейчас многое запрещают.
Из ипостаси читателя понимаю, самой грустно, когда авторы читаемых книг прибивают полюбившихся мне героев. Хочется тапком по авторам:(
С другой... как писателю, временами приходится без мёда. Не во всех ситуациях герои в силах найти свой выход. Правда, я своих героев обычно многих очень люблю. И совсем любимых убивать жалко до слёз. Поэтому убиваю редко, ради идеи. Поэтому самые-самые, любимые, но без везения, могут опять встретиться в новой жизни, помня или непомня - и получить новую попытку исправить отношения.
Хотя больше люблю сюжет - как слабый стал сильным. И в итоге бодрый и сильный - самые вдохновляющие для меня сюжеты такого типа. Смотришь, как герои борются и сильнеют, в сложных ситуациях - и свои трудности переживаешь легче.
Единственное, что раз оставила героя в неудачном состоянии - заболел неизлечимой болезнью - потому что пора книгу уже заканчивать, а лекарство от болезни он и друзья уже нашли в другой книге. Но в начале книги он был слабый, считал себя никчёмным, а в конце решил: ничего, я попробую прорваться. Совсем другой настрой стал. И уже заслужил уважение окружающих. В начале его презрительно звали "книжный червь", а тут толпа народа расстроилась, что заболел.
Согласна. Почти. Ну, если концовка все-таки трагичная, то пусть история изначально к этому идет, и пусть в этом все равно заключается смысл. Знаете, когда герой умирает, но все равно выходит победителем.
В противном случае вспоминается цитата из Мураками: "Это не было ни поучительно, ни жизнеутверждающе". Обычно это вызывает недоумение.
Zitronenkuchen, Пожалуй да. В старину был правильный подход: трагедия называлась трагедией и люди заранее знали что ожидать.
Заглядывайте ко мне на страницу. У меня все книги с ХЭ. Я любитель не только писать, но и сама читать книги с ХЭ. )))
Мне отсутствие хэппи-энда в качественной истории гарантирует некий катарсис. Как было с "Зелёной милей" Кинга. Можно ли там представить другой конец? Нет. Зато сколько эмоций, сколько переживаний. Это было похоже на какое-то очищение, ей-богу! Или "Только не говори маме", автора не вспомню сейчас, к своему стыду. Это действительно история человека, которого сломали, уничтожили, который боролся, но так и не смог окончательно выбраться. Это история реального человека, без прикрас, без романтического флёра. Такие сюжеты имеют место быть и всегда находят своих читателей.
Анастасия Тьюдор, Мне довелось прочитать достаточно историй с трагическим финалом, и ни один не принес катарсиса. Было только возмущение и горький вопрос - и зачем я это читала?
Такие читатели как вы есть, и произведения для вас тоже имеют право на существование, но хотелось бы чтобы писатели предупреждали, что все будет плохо. Иначе таким как я приходится мучиться.
Честное слово, никогда наверное не пойму, как можно испытать катарсис, если все закончилось плохо? Это прямо мазохизм какой-то.
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена