Три совета для авторов, которые делают Это
Однажды каждый автор делает это. Сидит и смотрит на белый лист. На мигающий курсор текстового редактора. И не может поднять рук, чтобы написать хотя бы несколько слов.
А пересилив себя, получает грязный, невнятный текст, изобилующий клише и штампами. Сюжет вязнет и скукоживается. Герои ничего не хотят делать. Им надо пойти и узнать, кто же убил садовника, а они сидят и тупят, не желая покидать комнату. Им надо проползти ещё дальше по вентиляционной шахте, чтобы подслушать важный разговор, а они лежат кулём, думают о какой-то левой ерунде, о рождественских печеньках, о свитере с оленями, о том, что у мисс Маргарет симпатичная левая бровь, та, что с пирсингом... Они делают что угодно, только не то, что хочет от них автор.
Автор впадает в уныние, бросает писать, начинает пить, и, чувствуя вину за неспособность взять себя в руки, погружается в меланхолию.
Я ненавижу это состояние. Я люблю, когда текст рождается в голове с такой скоростью, что я едва успеваю записывать. Я люблю, когда герои остроумно шутят, заставляя меня самого смеяться, когда они внезапно делают финт ушами и поворачивают сюжет туда, куда я даже не думал - и оказывается, это идёт на пользу сюжету.
Но иногда, разогнавшись, я внезапно врезаюсь в стену и не понимаю, что делать дальше. Раньше писательский блок мог затормозить меня на годы. Сейчас он не может отнять у меня ни одного дня, и вот почему.
Когда я сталкиваюсь с ним, я узнаю его, этот страх перед тем, что я должен писать дальше. Слишком сложно, слишком много героев, слишком хитрый поворот сюжета, слишком эмоциональная сцена, я не смогу, я не справлюсь, я напишу полный бред. Я не знаю, что делать.
На самом деле - нет. Я знаю, что делать.
1. Позвать героя на интервью
Он стоял, опустив окровавленный меч, глядя на останки своих бывших товарищей. Замок на горизонте расплывался в жарком мареве...
Камера, стоп, снято, так, мистер Герой, что за унылое выражение лица? Что за пафос? Сядьте в тень, выпейте воды. Вот вам список вопросов, отвечайте, когда будете готовы.
- Каким был лучший день в вашей жизни?..
- Что первое приходит людям в голову, когда они вас видят?..
- Где вы бы хотели находиться прямо сейчас - и почему?
- Продолжите фразу: "Я не могу простить себя за то, что..."
- Продолжите фразу: "Глядя на меня, никогда не подумаешь, что я..."
Это очень простой и очень действенный приём - отвлечься от текста и поговорить со своим героем. С тех пор, как я начал применять это средство, иногда позволяя герою порассуждать прямо в тексте (я адепт глубокого погружения в мир персонажа, я бы даже назвал себя знатным заслуженным почётным спелеологом геройской души), я выруливаю из писательского блока, едва он только начинает виднеться на горизонте. Потому что я остаюсь в контакте со своими героями, я слушаю их и позволяю им быть участниками процесса, а не марионетками.
2. Поменять фокусного персонажа
Он лежал в нелепой позе, подвернув под себя ногу, и смотрел на бывшего друга. Тот с отсутствующим лицом пялился в горизонт, на замок, расплывающийся в жарком мареве. Кровь толчками покидала тело через открытую рану в боку. Рука сама нащупала на бедре револьвер...
Этот приём применим даже тогда, когда вы пишете от первого лица или принципиально не меняете фокусного персонажа. Напишите черновик сцены глазами другого героя - узнаете много интересного. А когда узнаете - перепишите её заново, уже от вашего основного действующего лица.
Что, в два раза больше работы? А вы как думали. Писать - не мешки ворочать.
3. Добавить человека с пистолетом
Он стоял, опустив окровавленный меч, глядя на останки своих бывших товарищей. Замок на горизонте расплывался в жарком мареве... Выстрел грохнул сухо, раскатисто. Он схватился за плечо, вынырнув из оцепенения.
- Отдай меч, - прохрипел ему человек с земли. - А то пристрелю.
Конечно же, не буквального человека с пистолетом. Хотя можно и буквального. Опасная ситуация всегда вносит живость в повествование. Человек с пистолетом будет уместен в любой сцене, и вы не заметите, как писательский блок испарится, заставив героев действовать.
Они сидят в кафе и скучно пересказывают друг другу новости?.. Человек с пистолетом врывается в кафе и берёт одного героя в заложники! Сразу оказывается, что среди скучных новостей была одна крайне важная, но её-то и не успели сказать. И надо теперь как-то донести эту новость, лёжа на полу и закрывая голову руками, пока псих с пистолетом держит ствол у виска другого героя.
Они долго едут на день рождения к тёте Мэйбл, вяло переругиваясь по пути?.. Им на крышу падает человек к пистолетом, выстрелом разносит к хренам лобовое стекло и требует отвезти его в совершенно другое место!
Он возвращается с обрыдлой работы в холодную квартиру, разогревает в микроволновке ужин, ест, глядя в телевизор, заходит в спальню... Штора у окна отдёргивается, и ему улыбается человек с пистолетом! И вежливо просит пустить его переночевать. Он согласен переждать ночь под кроватью, в шкафу или в ванной комнате. Можно и в постели героя, зависит от сопутствующих обстоятельств. А посреди ночи в квартиру врываются...
Нет, это уже совсем другая история.
Расскажите, как часто вас посещает писательский блок? Как вы с ним справляетесь?
16 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиДобрый день! Вот - прямо кровь перед глазами увидела! Бррр... Как Вам так удалось, в нескольких строчках - жару, боль, кровь, разруху - всё это передать? Спасибо большое! Возможно Ваши приёмы для отвлечься и взглянуть с другой стороны - и мне пригодятся!.. Хотя, я с другими проблемами сталкиваюсь, когда чувствуешь и переживаешь сюжет героя или героини - а в буквы и слова - очень трудно оформить. Очень рада, что зацепился взгляд за Ваш блог!
Такое название интригующее, и содержание очень полезное! Спасибо!!! Прочитала первый пункт и порадовалась, что не только я делаю это. Разговаривать с героями действительно интересно! Я со своими поговорила уже после того, как роман был написан.Спросила всё, что осталось неясным по ходу дела, не вместилось в сюжет. И они реально отвечали! Будто живые! И эти наши разговоры получились такими интересными, что я их засунула в книжку в том же виде. По-моему, это здорово обогатило сюжет. Добавило новых граней, что ли. Так что - тоже рекомендую этот способ))
Весь мой писательский путь - сплошной блок. Я чаще нахожусь в нем, чем в процессе написания. Справляться с блоком помогает такой прием: я постоянно переписываю от руки план книги, особенно главы, на которой все стопорится. Переписываю до мелких подробностей, часто вставляю ощущения и диалоги. И вот так до тех пор, пока не выстрелит и не потянет за работу взяться.
У меня при писательском блоке наступает глобальный читательский запой (зачит?). Перечитываю любимые книги в нужном жанре или же тем же запоем смотрю качественные сериалы с нужным уровнем интриг и настроения. В последний раз, правда, помог просмотр... корейской дорамки. На какой-то там шестой или седьмой серии я вдруг подумала: чё это я сижу, время теряю? Да я же по сравнению с этим сюжетом - просто бог сценаристов! И как пошла писать...)))
Ой, повеселили! Очень интересная и актуальная статья, из-за которой, кажется, я пропустила свою очередь в туалет. Ну, что ж...
Любопытный приемчик про пистолет. А говорить с героями страшновато.. и так подозревала шизофрению.. сейчас вообще, как писала книгу последнюю, казалось, с ума схожу, разницу между реальностью и книгой провести было трудно.
Я обычно даю паузу. Поворачиваю плоскость сюжета так и эдак, верчу, кручу. Обычно в такой момент люблю выдумать что-то неожиданное. Вот последняя глава, которую писала - диалог затянулся, мне казалось, уже довольно.. и взяла - закончила главу неожиданным звонком в дверь. А кто позвонил, не представляла. Прошло два дня, и уже знаю, и это отличный поворот, который добавит и комедии, и действия.
На самом деле нужно обеспечить автора материально и дать ему много свободного времени. Больше не нужно НИЧЕГО,
Максим Фальк, Спасибо за совет.
Бывает. Иногда просто не хочется писать ЭТУ книгу. Потому что в череп стучится следующая, которая кажется в разы более интересной. Тогда я говорю: ок, ребята, вы отдохните пока, а я с вашими конкурентами разберусь. И начинаю писать другую. Страниц через 10-15-20 оказывается, что это какая-то полная хрень, и я возвращаюсь к героям, которые за это время успели соскучиться и рвутся в бой.
Или просто не хочется писать, потому что реальность не отпускает. Когда в аварию попала, месяца полтора ни строчки.
Или настроение "все достало, никто меня не любит, не читает, не покупает, пойду я на болото, наемся жабунят".
В общем, зверь Неписец приходит и уходит, а книги потихоньку пишутся. Самый большой мой простой был продолжительностью пять лет - только заказные тексты. Но это работа, а не творчество.
Люблю веселые выходы из тупиков, чтоб прям сама заинтересовалась. Третий вообще класс!!! Спасибо!
Карина Хусаинова, Я этого парня тоже люблю, он такой безотказный, добрая душа... Всегда приходит, когда нужен.
Круто, спасибо. Человека с пистолетом прямо-таки прочувствовал.
Рома Так-Себе, Человека с пистолетом надо на вечеринки приглашать. Оживит любую!
Очень интересные приемы, спасибо! Насчет писательского блока, может, и перебор, а затык в эпизоде или в сюжете так очень даже можно пробить, думаю. Ну и вообще прикольно. Заношу в библиотеку и в Полезное:).
Максим Фальк, Да, верно, согласна.
Феерично. Приму к сведенью. Буду рада вас видеть на своей страничке. Разыгрываю 1000 рублей.
Анастасия Попова, Спасибо! Обязательно загляну.
Последний прием выглядит, как эдакий "рояль в кустах", а вот первые два понравились. Спасибо :)
M. O. Glaks, Исключительно от автора зависит, как он развернёт такую ситуацию. Она может остаться роялем в кустах, если не получит ни развития, ни предыстории. А может подтолкнуть автора посмотреть на собственный текст нестандартно, запустит воображение.
На мне он висел лет пять.
Я уже даже перестала думать о том, чтобы что-то вообще писать. Но волшебный пендель "Как ты могла угробить этого героя, ты чё ващщще? Там же такой потенциал!" заставил зашевелиться снова. И, кажется, на этот раз более осознанно и успешно.
Мне помогает тупое упорство (или правило Стивена Кинга о том, что в день нужно написать 6 страниц текста) и логические выкладки, рассуждения, рисование схем и алгоритмов. Причём последнее часто делаю вместе с мужем. Его буйная фантазия рождает отличные идеи. =)
Юля Майн, Упорство, кстати, великая вещь! На одном вдохновении далеко не уедешь, нужно уметь сидеть и писать, даже когда не хочется, не о чем и самому скучно. Даже если черновик получается отвратным - отредактировать можно только текст, чистый лист отредактировать нельзя.
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена