Описание внешности героя: 6 советов

Автор: Александр Супрунов / Добавлено: 03.02.16, 00:39:17

Бродил сейчас в сети и наткнулся на пост, который привожу ниже...


Цитирую:
      *
Ох, как же я устала от этих однообразных, похожих на заполнение какой-нибудь анкеты для социального исследования, описаний внешности литературных героев.
Ну, признайтесь, вы много раз встречали подобное: «У нее были золотые волосы и карие глаза. Одета она была в белую блузку и серые джинсы, а на ногах были
туфли-лодочки, на высоком каблуке».

И если бы таким пестрили только фанфики и работы начинающих – нет, эта болезнь уже пробралась на полки книжных магазинов и вовсю шарит по нашим карманам.
Разве не хочется пропустить такой абзац, едва только он возникает перед глазами? Если вы тоже не хотите штамповать конвейерные нудные описания и ищете
ответ на вопрос «а как же тогда донести до читателя внешность героя?» – эта статья даст вам несколько решений.

Лайфхак 1: Не описывать внешность.
Просто забудьте об этом.
Не для каждой истории нам действительно нужно знать, как выглядит персонаж. Если вы пишете миниатюру на две страницы, где главная героиня выиграет в лотерею
благодаря счастливому случаю, так ли нам нужно знать, какого цвета на ней была блузка?
Так и в больших произведениях: к чему описывать внешность персонажа, который просуществует не более нескольких страниц? Чтобы потом, снимая фильм по вашей
книге, пятому лучнику в седьмом ряду не забыли сделать рыжие кудри? 

Лайфхак 2: Давайте все анкеты одним блоком.
Если так нужно описать внешность, но все описания идут по нашему «любимому» шаблону, просто сделайте из них настоящие анкеты для каждого персонажа и поместите
их в конце книги, или перед началом. Так, например, поступали драматурги-классики (вспомните Гоголя), вынося список персонажей и их описания перед пьесой.

Анкета может иметь вид:
Имя персонажа
Волосы:
Глаза:
Одежда:
Ну или что вы хотите указать. Можно даже рост/вес циферками. Какая-никакая, а у вас уже появится собственная фишка, которая выделит ваше творчество среди
других произведений. Плюс, текст не будет загружен останавливающими все действие описаниями.

Лайфхак 3: Разбросайте отдельные части описания по тексту.
Да, героя желательно максимально сформировать в голове у читателя за одну-две страницы. Но не обязательно делать это одним массивным абзацем. Это все равно,
что попытаться затолкнуть в человека тарелку супа одним махом. Так и подавиться можно.
Нет уж, давайте лучше будем скармливать его читателю по ложечке. Сначала подметьте одну деталь, потом вторую, затем и третью, и все это, не прерывая действия.
Так хоть будет надежда, что читатель не пропустит все это и будет в курсе внешности персонажа. Старания не пропадут зря.
---
А теперь серьезно.

Совет 4: Обращайте внимание не только на внешность.
У людей есть столько характерных особенностей: походка, голос, слова-паразиты, запахи, выражения лица, жесты. Но начинающие авторы почему-то работают исключительно
своим цветовосприятием и рвутся донести до нашего мозга информацию, полученную от колбочек и палочек.
Но, если вы уже были на этом этапе, попробуйте шагнуть дальше – придумайте особую манеру для героя. Поначалу вообще откажитесь от всех атрибутов классического
«анкетного» описания внешности. Описывайте героев чем угодно, только не их волосами, глазами, ростом, весом, цветом кожи и одеждой. Можете придумать им
хриплый голос – тоже баян, но уже ничего. Вечную улыбку на лице или, наоборот, обиженное выражение – еще лучше. 
«Он был мне неприятен из-за своего дурного запаха и тучного вида.»
«Этот парень только и делал, что размахивал руками и подкреплял свои слова незамысловатыми жестами».
(Фанаты Гарри Поттера вспомнят, что Хагрид активно жестикулировал при разговоре. Но узнала я об этом почему-то, в пятой книге. )
Все зависит только от вас.

Совет 5: Ищите синонимы.
Выпишите всю внешность персонажа на отдельный листок. А теперь, возьмите карандаш и придумайте хотя бы по пять синонимов к каждому слову, словосочетанию.
Это могут быть и метафоры, и эпитеты, преувеличения – не обязательно быть точными. Просто откопайте в своей голове все, что напоминает вам это описание.

«У нее были золотые волосы»
Шаг за шагом заменяем:
«Она была блондинкой»
«Её шевелюра напоминала золотую сокровищницу кардинала»
«Её волосы были похожи на солнце»
Пример из описания персонажа одной из ролевых:
«Очевидцы говорили, что на голове у нее поселился рыжий еж. Сама девушка искренне верила, что это волосы.».
Превратите свои описания в пиршество языка – и ваш читатель не сможет их забыть, даже если захочет. Некоторые люди, кстати, с особым удовольствием читают
красиво написанные тексты, лишь из-за стиля. Они просто наслаждаются слогом. Почему бы не порадовать таких читателей?

Совет 6: Описывайте в действии.
Еще один прием. Вместо того, чтобы везде всовывать надоедливый глагол «быть» в прошедшем времени, лучше придумать какое-нибудь действие.
Те же самые разнесчастные волосы могут: быть (плохо), лежать на плечах (уже лучше), струиться по плечам, развеваться на ветру, лезть в лицо пассажирам
в метро, могут торчать, свисать, путаться, сплетаться и так далее. 
«По плечам девушки струились золотые, как сокровища кардинала, волосы» – тоже плоховато, кстати. Так что ищите свой стиль.

Так же можно давать эти описания вскользь, описывая какое-то событие:
«Она резко развернулась, и золотая волна её волос промелькнула прямо у меня перед глазами».

Конечно, я описала только самые простые приемы. Как поднаберусь опыта, постараюсь раскрыть и более глубокие тайны мастерства, а пока, надеюсь, что вам
помогут мои советы.
Удачи в творчестве!
      *
Конец цитаты.
Автор: Гринько Татьяна
Взято:
http://vk.com/page-55483635_46932358

И вопрос:
А Как Вы считаете, каким образом лучше описывать персонажей?

Комментарии автору:

Всего веток: 3

Анастасия Химич 03.02.2016, 11:25:45

Главных героев вообще не описываю. Потому что чаще всего пишу от первого лица. А когда пишешь от первого лица, описывать внешность как-то глупо. Ну, человек же не думает о том, какого цвета у него глаза, волосы, какой формы нос, сколько в нем сантиметров росту или килограммов весу. Разве только если у него какие-то комплексы по поводу внешности... Ну, вот, в последнем рОмане примерно в середине раздела героиню и ее компаньонку и дала довольно пространное описание второй и пару строчек о первой - в сравнении, так сказать... Потому что, ну, чаще всего так и бывает - посмотришь на другого человека и тут же думаешь, какой он красивый, а ты нет... особенно, наверное, для девушек актуально...
Да, а парня одного как-то отправила на спортивные соревнования, где назвали его полное имя, рост и вес)))) Правда, в дюймах и фунтах, но ведь он-лайн конвертеры есть и работают ;)

Маргарита Тара 03.02.2016, 03:33:00

Я предпочитаю внешность главных героев вообще не описывать, если только нет возможности глазами других героев их описать. Максимум - пара штрихов, типа излюбленного стиля одежды или взъерошенных/распущенных волос. Но никак не: "я/она подошла к зеркалу, взглянула на свой вздернутый носик, бездонные карие глаза, волнистые темные волосы и стройную фигурку". Бр-р-р.

Ульяна Гринь 03.02.2016, 01:01:43

Он глянул на нее глубокими серыми глазами...
Она заправила за ухо золотистую прядь/каштановый локон/крашеную фиолетовым челку
)))

В ветке 3 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Ульяна Гринь 03.02.2016, 01:46:13

Александр Супрунов, Ненуачо ))) Я часто так пишу ))) но проскальзывает как-то *пожимает плечами*
Зы. Кто-то на работу, а кто-то на этой работе круглосуточно )))