Марина Баринова "Пляска на плахе"
Все мы ходим вокруг плахи…
Это плохая книга. Почему?.. Потому что, как и вино, слишком быстро заканчивается. Только вошел во вкус, только распробовал этот терпкий букет интриг, противостояний, козней и заговоров, как уже с удивлением читаешь: «Эпилог».
И, оглядываясь назад, на пройденный-прочитанный путь, окидываешь взглядом панораму жизни нескольких крупных и не очень государств – от холодного и негостеприимного севера до жаркого юга, понимаешь, что картина дана если уж не с размахом Льва Николаевича (хоть вот зуб даю, что читалось интереснее!), то, во всяком случае, эта картина вполне заслуживает эпитета «эпическая».
«Король умер, да здравствует… Король?» - так можно обозначить один из основных конфликтов романа. Претендентов на престол огромной богатой империи двое: канцлер Демос Деватон, племянник умершего императора, и Грегор Волдхард, тоже племянник, но по женской линии. Демос имеет в народе репутацию не самую приятную – мало того, что выглядит он устрашающе со шрамами на пол-лица, так еще и показал себя талантливым политиком, который готов на любые меры ради сохранения стабильности в государстве. Грегор – полная противоположность Демоса: молод, красив, амбициозен, пользуется любовью и поддержкой своего народа. Казалось бы, можно записаться в фан-клуб Грегора и бегать с транспарантами «Грегор, вперед!!!», однако, это было бы крайне неосмотрительно. Я бы вообще советовала воздерживаться от проявления симпатий той или иной стороне – все слишком неоднозначно, слишком часто переворачивается с ног на голову, чтобы «болеть» за кого-то одного.
На конфликт политический накладывается и конфликт церковный. Грегор впитывает еретические мысли и готов не просто претендовать на престол, но и «обновить» веру – отказаться от части сложных ритуалов, перевести священные книги на родной язык с местного аналога латыни. Словом, проделать реформы, близкие к идеям Мартина Лютера. Демос же старается не допустить в дела светские наставника Ладария, главу церкви, возомнившего себя гораздо большим, чем просто слугой Хранителя.
И на фоне этого масштабного действа проходит еще одна сюжетная линия – Артанны нар Толл, наемницы, бывшей любовницы отца Грегора. Артанна – командир отряда «Сотня», к тому же аристократка из загадочного Ваг Рана, чудом выжившая после того, как ее Дом обвинили в предательстве и казнили семью. Артанна связана долгом перед Грегором, и ради него она ввязывается в опасное путешествие в родной, но отнюдь не любимый Ваг Ран.
Герои «Пляски» совершают опасный танец практически в полной темноте, когда общий рисунок известен только автору. Их ошибки и заблуждения, эмоции, страхи, обиды – часть грандиозного плана, который никто из них в отдельности пока понять не может. И если вам вдруг кажется, что какие-то ходы нелогичны, непонятны или неуместны – это всего лишь хитроумный обман, ловушка для доверчивого читателя. В этой книге выверен каждый диалог, каждый шаг каждой из сторон, и цепочка причин и следствий невероятно крепка.
Пожалуй, сюжет и композиция – это самые сильные стороны «Пляски». Завязка сразу бросает нас в водоворот: Демос сжигает завещание покойного императора. И тут же возникает интрига – а что дальше? И чем дальше, тем интрига сильнее.
При этом история разделена на небольшие эпизоды, которые очень удачно друг с другом чередуются и не дают заскучать. Всего понемногу: дворцовые интриги, бои, интриги, попойки, серьезные споры, бои и стычки, снова интриги… И среди всего этого кровавого безумия очень ценными кажутся редкие трогательные моменты проявления чистосердечного расположения, любви, дружбы – ведь в мире «Пляски» этим чувствам, увы, места почти нет.
К слову, мир очень реалистичный. В него веришь: кроме масштабности он еще и удивительно подробно прописан в каждой детали быта. Много внимания уделено социальным отношениям, и структура общества каждого из мест действия показана исчерпывающе и вопросов не вызывает. К тому же, сами герои ведут себя соответственно и своему положению, и тем убеждениям, что господствуют в их мире, здесь нет дерзких служанок и растекающихся лужицей при виде этих служанок лордов. Несмотря на господствующие догматы церкви, все-таки в мире Криасморского договора человек человеку волк, и с каждым новым предательством или неожиданным поворотом убеждаешься в этом все больше.
А как же фэнтези? Пока похоже на альтернативную историю, скажете вы. Фэнтезийное допущение – магия – в мире «Пляски» уже не так сильна, как столетия назад. Кое-кто из героев ею обладает и скрывает свой дар, кто-то совершенно о даре не подозревает, кто-то хочет уничтожить все владеющих даром, а кто-то – наоборот, воскресить былое могущество. Магия – снова орудие в играх политиков, и сама по себе она, на мой взгляд, роли не играет, только в качестве еще одной политической силы. Хотя, разумеется, сложно судить, зная, что цикл не дописан до конца.
«Пляска» - редкий пример истории приключенческой по сути, при этом не задвигающей психологичность героев на задний план. Герои тут разные, сложные и не самые приятные натуры, и вряд ли бы вы захотели встретиться с ними в жизни. Они своими действиями наглядно иллюстрируют тезис о том, что власть губит душу, и даже самым честным и порядочным из них приходится в тот или иной момент договариваться со своей совестью и совершать неблаговидные с точки зрения морали поступки. Политика – занятие не для идеалистов и порядочных людей, увы.
Над героями «Пляски» довлеет долг – это очень чувствуется в их отношении к жизни, друг к другу. Артанна в долгу перед Волдхардами, Демос выполняет долг перед государством, леди Эльтиния, мать Демоса, заботится о процветании своего Дома… Пожалуй, это основной мотив романа вообще: выбор между «так правильно» и «так необходимо». Насколько герои при этом выборе остаются людьми… вопрос сложный.
Может показаться после всего вышеперечисленного, что книга мрачная и тяжелая… Но это не так. Мрачность любой книге придает стиль и подход автора к описанию разных ужасов. В «Пляске» описаний крови, вывороченных кишок и прочего подобного не так уж и много, и если они есть, то даны без мерзотных подробностей. При этом стиль довольно жесткий, без сантиментов, герои не скупятся на скабрезные шуточки и ругательства, да и темы, обычно обходимые авторами фэнтези – вроде личной гигиены – раскрыты подробно и даже цинично. Какой-то особой атмосферности или особенного языка от «Пляски» ждать не стоит – но это и не плохо, иногда яркие метафоры отвлекают от действия, а «Пляска» написана ровно так, чтобы читатель не задумывался над стилем и погружался целиком и полностью в историю. Все-таки в этой книге на первом месте сюжетные коллизии.
А вот чего нет – так это любимых ныне «качелек» плохого и хорошего в жизни героев. Такие «качели», разумеется, раскачают эмоционального читателя, но выглядят неестественными, и после двух-трех витков – ожидаемыми. Сюжет «Пляски» - не маятник от плохого к хорошему, а скорее катящийся с горы камень, все быстрее и быстрее, к большей драме.
Очень мало уделено внимания и теме любви. Даже за теплыми отношениями между леди Витторией и Демосом стоит политический расчет. Для нас это, конечно, странно и неправильно, но средневековый человек мыслил иными категориями. Может, именно поэтому любви в том понимании, которое мы вкладываем сейчас в это понятие, в «Пляске» почти нет.
«Все мы ходим вокруг плахи», - говорит Артанне случайный попутчик, купец Сефино. И, пожалуй, эта безысходность, близость неминуемой смерти, тщетность бытия так или иначе ощущается и в мире, и в героях «Пляски». «Долго и счастливо» здесь не будет. А как будет?.. Непросто, жестоко, неправильно. Но ведь вы же не считаете, что в жизни вас окружают исключительно милые и добрые люди, а всему задуманному дано свершиться? «Пляска» - очень трезвый, циничный взгляд на мир – без явной морали, без ответов на вечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?». Это история непростых судеб и сложных решений, ошибок и заблуждений, стоящих жизни, история власти, гордыни и непомерных амбиций. Но прежде всего – история людей – таких же, как мы, не лучше и не хуже.
9 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиВ общем, я поняла, кого надо бы загонять в угол, чтобы пытать на тему помощи с построением интриги и сюжета. Один вопрос, как это осуществить, ведь Баринова - крепкий орешек... *точит ножи*
Марина Баринова, Я точно против пыток!
Привет)
Огромное тебе спасибо за отзыв - вышло очень здорово. И особенное спасибо - за бережное отношение к спойлерам. Я прекрасно знаю, что в случае с "Пляской" не коснуться их очень тяжело.
И, эцсамое, я очень рада, что, вопреки моим опасениям, книга у тебя "пошла" - до последнего думала, что ты будешь костерить меня на чем свет стоит за обилие политики и кровищи)
А оно вот как вышло. Я радъ.
З.Ы. Будет вам любовь. В следующем томе.
Ирина Кварталова, Даже я до конца не представляю, что в голове у Артанны
Отзывы твои люблю. По делу и без спойлеров. И всегда знаю, что плохого не обозреваешь :)
...другое дело, что про многое хорошее не всегда есть время сказать.
Полина Дорошина, Это дело!
Насчет "все мы ходим вокруг плахи" - мне кажется, в средние века это было нормальное такое мироощущение.
Марина Баринова, ВотЪ! :)
Отзыв роскошный :)
вроде бы и описывает книгу, но в тоже время точно и верно передан именно сам дух книги - это очень ценно
Ирина Кварталова, вам очень классно это удалось
Очень хороший отзыв! Полностью согласна с описанием приключений героев, как катящегося с горы камня. А любовь... Да кмк там просто нет героев, которые могли бы позволить себе подобную роскошь.
Елена Труфанова, ну яжедевочка=)) И люблю про любовь читать, писать и вообще. Зато там есть платишки,это меня немного утешает XD
Спасибо!
какой коллаж!
Ирина Кварталова, отзыв пока не читала, только иду
история власти и амбиций таких же как мы людей? интересно...
Марина Эшли, =)
Великолепный отзыв! Заинтересовали)
А коллаж очень красив.
Лизмари Веннерская, Спасибо!
Книга шикарная, для любителей эпика самое то)
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена