Рецензия на роман Павла Зайцева "Увидеть море"

Автор: Стелла Странник / Добавлено: 08.12.17, 03:57:54

https://lit-era.com/book/uvidet-more-b50542##

У произведения завораживающее, красивое название, читая которое, представляешь обреченных на смерть героев, которые делают вызов судьбе и решаются на поездку к океану. А еще стоит перед глазами название фильма «Увидеть Париж и умереть», и в нем сказано все. Да, как-то так. То есть, уже с самого начала автор нас настраивает на нечто подобное. Хотя, я бы не торопилась с этим выбором – точно такой заголовок уже есть, у фильма Франсуа Озона «Увидеть море».

Определимся с жанром.

Соглашусь с указанным автором - «мемуары». В произведении ощущается реалистическая основа, что делает его похожим на историческую прозу, поэтому героев мы видим в определенное время в определенном месте. И эти «указатели» вполне соответствуют исторической действительности, ведь она была не в такие уж и стародавние времена, многие читатели их захватили. И второе: одного из героев зовут Павлом Зайцевым, как и автора сего опуса, и тот повествует нам «как на духу» о своих не только взлетах, но и падениях, что тоже причисляет произведение к «исповедальной прозе» - мемуарам .

Но вот то, что перед нами роман – все же спорно. Нет ярко выраженной экспозиции, хотя... с натяжкой можно назвать сцену в самолете перед его крушением, когда и начинают мелькать в воображении героя все события своей жизни, как бы объясняя нам, читателям, с чего бы это автор начал писать на столь пространную тему: «Жизнь и приключения Павла З. с рождения до...». Вроде бы мелочь? Идем дальше. Единственная сюжетная линия, да еще и текущая в хронологической последовательности, для романа тоже слабовата. Можно представить такую картину: ГГ стоит на сцене (или трибуне?) и рассказывает нам о том, что с ним происходило вчера, а мы сидим в зале и слушаем, а еще и смотрим, но в одной плоскости, не в формате 3D, ведь «камера» находится в одних руках – действие идет от первого лица одного героя.

Я бы назвала произведение очерком, полухудожественным-полудокументальным жанром с описанием реальных людей и реальных событий, в которых участвует и сам автор. Почему? Скажете, у текста большой объем и он выходит из рамок малых форм, к которым и относится жанр очерка? А «Мертвые души», названые поэмой? Скажете, что очерк – жанр публицистики? А произведения Салтыкова-Щедрина и Глеба Успенского, признанные образцами высокохудожественной публицистики? На мой взгляд, «Увидеть море» и есть сборник очерков, и в нем тридцать девять историй из жизни одного героя. Практически каждая история может существовать самостоятельно. А если убрать какие-то из них или же добавить новые – сюжетная линия тоже не пострадает.

Назову произведение еще и проблемным очерком (есть портретные и путевые) еще и потому, что автор в конечном результате раскрыл не образ героя, формирование его личности «в критический период жизни» (одно из требований жанра «роман»), а суть исторической действительности, социальную среду, отражением которой и стали поступки героя (одно из требований жанра «очерк»).

Таким же образом можно было бы порассуждать о завязке, развязке и кульминации произведения, а также о его композиционном построении. Но... думаю, с моей стороны аргументов достаточно.

Внешний мир.

Начнем с этого, потому что именно он описан с особой тщательностью и достоверностью. И потому что он доминирует. В чем это проявляется?

Какое бы из событий в жизни героя мы ни взяли, везде чувствуется некая предопределенность. Например, родился слабенький мальчик, как будто бы и не жилец, но... Время-то какое было? Советское! А значит, здравоохранение не имело еще понятия о коммерческой подоплеке и потому на заведенном автоматизме, ничуть не сомневаясь в отрицательном результате, доводило «дело до конца».

Или же пришел уже выросший из этого младенца парень на практику в школу в качестве учителя, а там – коса на камень, прогибают под себя отпрыски нувориш, так сказать, золотая молодежь. И как же лучше противостоять этому, да еще и утвердиться в коллективе? Правильно, только так, потому что за окном – лихие 90-е!

А какой поступок может совершить этот парень, если ему выпадает карта поехать за границу? Да, точно так же, как и в фильме «Окно в Париж», где дети посчитали единственно правильным вариантом убежать от серой, нищей действительности в другой мир, пусть и полный куда более сильных страхов. Почему? Да потому что стоял закат лихих 90-х, и начинался рассвет тех самых «нулевых», а это время не прогресса, а резкой остановки, топтания на месте. Время полной неопределенности. Не случайно даже в казино чаще всего ставили на «зеро».

Или взять момент, когда Павел возвращается в Россию.

Я возвращался к пропахшим вчерашними котлетами забегаловкам! И к исписанным стенам подъездов! К тесным прокуренным кухонькам! Возвращался к хмурым ментам, наглым продавцам в магазинах, коррумпированным чиновникам и вечному шансону в маршрутках. Возвращался на Восток, дикий и свободный!

Обратили внимание на то, что автор делает и здесь акцент на описании внешнего мира? Но не только это. Для того времени был характерен поток истосковавшихся, заблуших душ с чужбины. Кто-то из них находил здесь верную смерть от криминальных подонков или же - завистников, кто-то – забывался в алкоголе или наркотиках, и лишь единицы в полной мере осознавали счастье «ковать свою судьбу».

А вот момент крушения «семейной яхты»:

Наша нищая и оборванная Любовь испуганно забилась в угол и с ужасом удивлялась оттуда, как она столько лет могла уживаться в этих людях, полных ярости и взаимных претензий.

Но ведь эти люди могли быть другими в иных внешних обстоятельствах! Разве они виноваты в том, что потеряли все свои сбережения, так и не купив себе «шалаш»? Да, опять время – время краха «пирамид»! И описание этой ситуации только в одной семье и есть описание социума, в котором они находятся и от которого они зависят.

Россия – США.

Решила вынести эту тему отдельно, потому что в мемуарах героя рассказывается о событиях и в той, и в этой стране. Можно ли сравнивать две страны? Есть ли противопоставление? Конечно же – нет! Мы говорим о молодых людях, выпорхнувших из гнезда, кто-то – от излишней опеки, а кто-то – от деспотизма. Так что уместно употребить слово «драйв».

Драйв! И как будто завели механическую игрушку. И ты можешь горы свернуть! А если поменять кое-что из «театрального реквизита», например, вместо штата Флорида – БАМ, вместо пальм – кедры, а вместо Атлантического океана – Енисей или Уссури? Что тогда? Драйв останется!

Вот и Пашка понял это, когда наступил момент Х:

Вокруг все также зеленели пальмы, ярко светило солнце, и алел потрясающими закатами один из самых красивых уголков на земле. Мы всего этого уже не видели.

Или здесь:

Нам стало слишком душно на юге. Сладковатый тошнотворный запах разлагающейся тропической флоры с болот и заливов, казалось, въелся в нашу кожу намертво. Одни и те же маршруты, одни и те же люди, небольшие заработки на надоевших работах и рутинное существование. Край нашей мечты стремительно терял романтический ореол и становился просто ещё одним местом на планете, где люди скучны и несчастны. Мы перестали быть путешественниками в Раю, и превратились в "местных". Сердца созрели для больших перемен, нужен был лишь импульс.

И герои еще там, в Америке, уезжают на север, ну, а потом, позже, вообще покидают эту страну. Нет драйва!

Виды речи.

На первом месте – повествование, что тоже характерно для мемуаров. Автор неторопливо рассказывает нам то об одном, то о другом событии, нанизывая их на стержень фабулы. Он ведет рассказ о том, ЧТО именно происходило, а не КАК, то есть, на первое место ставит само событие. С помощью одной «камеры» трудно это сделать по-другому.

Есть в тексте описания – в первую очередь – внешнего мира, о чем я уже сказала, и только во-вторую – героев. Они изначально не претендуют на глубину образов. Однако, герои не совсем картонные, они двигаются и разговаривают.

Диалоги не раздражают затянутостью, они выглядят вполне естественно.

Действие идет своим чередом, без искусственного ускорения со стороны автора. Иногда он останавливается поразмышлять, а заодно и обдумать следующий эпизод.

Язык. Стиль.

Роман легко читается, несмотря на солидный объем. Автор не скупится на выразительные средства, так что язык легкий, метафорический, гибкий, незатасканный, незаштампованный. С экспрессией, но без пафоса, с мягким юмором, но без сатиры.

Чувствуется владение слогом, что присуще поэтам, а также эрудиция автора в тех вопросах, которые он поднял в своем прозведении. Автор неплохо подобрал синонимы, нередко встречается игра слов, когда он употребляет слова, схожие по звучанию, но различные по значению. Бросается в глаза отличное знание английского языка и умелое использование этого дара.

В подтверждение сказанного – несколько цитат.

О первой любви и разочарованиях:

Я стоял, не в силах поверить своим глазам. Жизнь поплевала на руки, отступила на пару шагов, поудобней ухватила ржавую лопату реальности, и с размаху врезала мне по прыщавой физиономии, вдребезги раскрошив толстые розовые стёкла иллюзий, которые я питал.

Первая волна драйва. Может, это была цунами:

Больше денег", - беспокойно шипел пластиковый чайник. "Больше денег", - шелестели за окном пальмы, царапая противомоскитную сетку. Ночью из-под деревянного порога нашего аппартмента вылезла гигантская черная жаба-бык, которую я однажды, чуть не поднял на руки, приняв сослепу в темноте за хромую кошку. Застыв в свете луны, как индейский тотем, она повернула свою маленькую уродливую голову в сторону нашего окна. "Больше денег", - прочитал я в её безумных глазах.

Что еще мне понравилось в языке? Отсутствие неоправданно грубых слов в диалогах. Кое-что встретилось, но даже я, очень привередливая к сквернословию, не могу назвать сии факты ненормативной лексикой – настолько выражения естественны, а кое-где и законспирированы. Просто тра-ля-ля!

4 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти
avatar
Hasmik Pogosyan
11.02.2018, 00:55:49

Спасибо за интересную рецензию. Единственно что хотелось бы добавить, это то, что при вроде бы максимальной открытости содержания, автору удалось остаться неузнанным для тех кто не знаком с ним лично. Думаю настолько достойно справиться с такой задачей работа не из легких.)

avatar
Сергей Яковенко
09.01.2018, 01:06:01

Апну достойную рецензию на отличную книгу :)
зы: Стелла, привет! ;)

Стелла Странник
09.01.2018, 06:05:28

Сергей Яковенко, Привет, Сергей!
Читайте и получайте удовольствие!

avatar
Иринья Коняева
08.12.2017, 05:34:58

Благодарю. Стелла, надеюсь, вы не против, я забрала в большую хорошую группу вашу рецензию с указанием авторства, естественно, и со ссылкой на книгу. Думаю, автору будет приятно))
Вот сюда: https://vk.com/insolence_library

Иринья Коняева
11.12.2017, 07:34:19

Павел Зайцев, Всегда пожалуйста))) Я люблю разнообразие в группе, удачно наткнулась на отзыв Стеллы)

avatar
Ричард Десфрей
08.12.2017, 04:29:43

О, неожиданное и приятное прибытие.
Отличный автобиографический роман настоящего поэта, музыканта, любителя женщин и выпивки. Всем читать.

Павел Зайцев
11.12.2017, 06:35:29

Ричард Десфрей, ))) спасибо за характеристику)