Оскар Уайльд

Автор: Евгения Телицына / Добавлено: 15.02.16, 17:06:50

 

Оскар Уайльд, полное имя О́скар Фи́нгал О’Фла́эрти Уиллс Уайльд — ирландский философ, эстет, писатель, поэт. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода. Лондонский денди, позднее осуждённый за «непристойное поведение» и после двух лет тюрьмы и исправительных работ уехавший во Францию, где жил в нищете и забвении под другим именем. Известен своими пьесами, полными парадоксов и афоризмов.

 

Все время моей учебы «даром преподаватели время со мною тратили». А все потому, что меня крайне сложно было заставить читать классическую литературу. Нет, я все же ее читала, но далеко не все, что требовалось по программе. К чему это я? А к тому, что спустя три года после окончания вуза меня на эту самую классику потянуло. В частности на господина Уайльда.

«Портрет Дориана Грея» понравился мне еще в суровые студенческие годы. Помню, предисловие было все изрисовано пометками. А сама книга прочиталась в рекордные строки. Про «Портрет» можно долго и много говорить, но я не буду этого делать, потому что именно его у Уайльда многие читали. А если не читали, то точно смотрели фильм. Хотя фильму до книги, как до Китая в неудобной позе…

Но предисловие к книге я все же здесь приведу. Потому что считаю, что в нем весь Оскар Уайльд как он есть.

«Художник — тот, кто создает прекрасное.

Раскрыть людям себя и скрыть художника — вот к чему стремится искусство.

Критик — это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать свое впечатление от прекрасного.

Высшая, как и низшая, форма критики — один из видов автобиографии.

Те, кто в прекрасном находят дурное, — люди испорченные, и притом испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех.

Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, — люди культурные. Они не безнадежны.

Но избранник — тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту.

Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все.

Ненависть девятнадцатого века к Реализму — это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале.

Ненависть девятнадцатого века к Романтизму — это ярость Калибана, не находящего в зеркале своего отражения.

Для художника нравственная жизнь человека — лишь одна из тем его творчества. Этика же искусства в совершенном применении несовершенных средств.

Художник не стремится что-то доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины.

Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля.

Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все.

Мысль и Слово для художника — средства Искусства.

Порок и Добродетель — материал для его творчества.

Если говорить о форме, — прообразом всех искусств является искусство музыканта. Если говорить о чувстве — искусство актера.

Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ.

Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск.

И кто раскрывает символ, идет на риск.

В сущности, Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь.

Если произведение искусства вызывает споры — значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное.

Пусть критики расходятся во мнениях — художник остается верен себе.

Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению.

Всякое искусство совершенно бесполезно.»

 Человеку пишущему прочитать Уайльда крайне необходимо из-за занимательных воззрений писателя и из-за богатого текста. Книги его – это кладезь острых суждении на самые разные темы. В них можно найти и размышление об искусстве, в частности о том, куда идет литература («Упадок лжи»), и ироничный взгляд на эпоху и ее предпочтения («Сфинкс без загадки», «Преступление лорда Артура Сэвила»), и тонкие наблюдения за менталитетом разных народов.

Оскар Уайльд – человек с непростой судьбой и необычным взглядом на мир. Его рассуждения порой ставят в тупик, и чтобы разобраться в них, приходится перечитывать его мысль снова и снова. Но, несмотря на это, та легкость, которая присуща его слогу, не исчезает.

Подводя итог своим коротким рассуждениям, еще раз подчеркну, что человеку пишущему стоит Уайльда почитать.

 

Цитаты.

 

 В жизни есть только две настоящие трагедии. Одна – когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая – когда получаешь

 

Я слишком люблю читать книги, и поэтому не пишу их.

 

Единственный способ избавиться от искушения - поддаться ему

 

Самые нелепые поступки человек совершает всегда из благороднейших побуждений.

 

Я вовсе не хочу знать, что говорят за моей спиной, — я и без того о себе достаточно высокого мнения.

 

Когда боги хотят наказать нас, они отвечают на наши молитвы.

 

Никогда не следует доверять женщине, которая называет вам свой возраст. Женщина, способная на такое, способна на все. 

Комментарии автору:

Всего веток: 3

Яся Белая 15.02.2016, 17:22:39

о, обожаю его )))

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Евгения Телицына 16.02.2016, 07:16:55

Яся Белая, Да, один из немногих классиков, кого я читала с огромным удовольствием)

Дмитрий Вишневский 15.02.2016, 18:29:52

"кладись" во фразе "Книги его – это кладись острых суждений на самые разные темы" - это отличный
маркетинговый ход, язык метафор и вообще вы всё делаете правильно, когда пишете так. "острые суждения" тоже понравились. Так держать!


Какой-то мимо проходящий доморощенный критик.

Ах, да, про Уальда.
Знаю такого писателя, слыхал, ага. Он вроде ЛитРПГ писал.

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Евгения Телицына 16.02.2016, 07:14:51

Дмитрий Вишневский, Спасибо, что указали на ошибку))))