Дельные советы Ольги Громыко

Автор: Fjolia / Добавлено: 29.02.16, 15:28:17

Шикарная шпаргалка ВБП (великой белорусской писательницы) Ольги Громыко для новичков.

Очень полезная штука!  Активно ей пользуюсь и другим советую!

    Нудные азы писатльства:

- если можешь исчерпывающе описать ситуацию в трех словах, выкинь остальные пять.
    - если видишь тавтологию или повтор, вначале убедись, что синоним не утяжеляет предложение. Если это так, лучше переформулировать мысль, чем загромождать текст.
    - если не уверен в значении слова, погугли. Иногда узнаешь удивительное.
    - если ты маешься, не желая приступать к "скучному" куску текста, попытайся понять, почему он тебе скучен, и найди "изюминку", которая его оживит. Не пиши его единственно ради того, чтобы заполнить дыру. Она все равно останется дырой, только с буковками. Каждое описание природы, погоды и трапезы должно играть на сюжет (задать настроение, провести аллегорию и пр).
    - не бойся глагола "было" пару раз на страницу. Без разницы, что там говорят эстеты. Среднему читателю важнее читабельность, а не авторские выкрутасы в попытках избавиться от этого несчастного слова. Иногда читаю и прямо вижу, как автор плакал, но давил его в попытке выглядеть профессионалом.
    - два слова подряд на одну букву нормальны и допустимы, три - если нет других вариантов. Три слова подряд, начинающиеся с одной приставки, допустимы только если это явный художественный прием, а не случайность.
    - куда больше раздражает постоянно повторяющийся глагол "сказал" в диалоге. Лучше напиши, что герой при этом делал. Читатель сам догадается, что эту реплику герой не попой просвистел.
    - если одному тестеру не нравится/не понятно то, что нравится/понятно тебе, шли тестера лесом. Если этот фрагмент не понимают/не одобряют два тестера, сходи в лес сам.
    - не описывай героя единым блоком. Раскидай описание по первым 2-3 страницам, для лучшей усвояемости. Если сделать это позже, читатель успеет сформировать свой образ, и потом фиг в него вдолбишь правильную длину волос и размах плеч.
    - по максимуму правь ошибки, даже если это просто опечатки. Чем чище текст, тем внимательнее корректорский глаз. Редакторов, которые перепишут корявость, в издательстве нет, это миф. В лучшем случае - тупо выкинут абзац.
    - имена героев должны заметно различаться. Читатель может не запомнить, что имя одного героя Оыгакнцгпкцгупк, но никогда не спутает его со вторым - Васей или Диком.
    - оценивай текст зрительно. Он должен быть елочкой, а не кирпичом (поясняю: диалоги+короткие абзацы, а не сплошной жуткий описательный абзац, где взгляд начинает скакать через одинаковые по длине строчки, не имея зацепок).
    - паразитами бывают не только слова, но и целые фразы, и раздражают они куда сильнее. Типа "уронил свою челюсть от изумления". Если тебе кажется, что ты что-то такое уже писал, воспользуйся поиском по тексту.
    - выложи кусок текста в режиме "только для себя" в ЖЖ или дайрик. Когда видишь его на другом фоне другим шрифтом, резко обостряется чувство прекрасного, легко замечаются и правятся мелкие корявости.
    - лучше выделить слово курсивом, чем заглавными буквами. Читается приятнее, внимание привлекает с тем же успехом.
    - почти все вышеописанные правила можно нарушать, если ты твердо знаешь, зачем это делаешь, и это работает на текст - а не на авторское эго.

Ссыль на ресурс автора: http://volha.livejournal.com/

Комментарии автору:

Всего веток: 29

Комментировать

Каверин Вениамин Николаевич 05.12.2016, 20:28:20

Учится у Громыко это вообще сюр... Так низко пасть просто невозможно.
И да если в Беларуси Громыко кто-то кроме самой Громыко считают её великой писательницей, то такого человека поискать еще надо.

В ветке 36 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Ольга Булгакова 06.12.2016, 21:16:27

Каверин Вениамин Николаевич, каждый Ваш комментарий блистателен в своей закостенелости... А ответов на вопросы о Вашем отношении к самим советам мне дождаться не судьба.
Хотя когда можно было услышать четкий ответ от демагога?
И да, я делаю скидку на Ваше уязвленное самолюбие, поэтому вопрос был риторический.

Ирина Гусева 06.12.2016, 20:32:01

"не бойся глагола "было" пару раз на страницу. Без разницы, что там говорят эстеты. Среднему читателю важнее читабельность, а не авторские выкрутасы в попытках избавиться от этого несчастного слова. Иногда читаю и прямо вижу, как автор плакал, но давил его в попытке выглядеть профессионалом." Да-да-да-да, в точку. Первые правки и рекомендации получила именно про это словечко - "И "было" нужно полечить" )))) А потом, периодически ловила себя, что лучше его написать, чем "выкоблучиваться".
Про курсив - для меня...взяла на заметку.
Вот про "авторское эго", это Ольга точно подметила) "Я автор, я так вижу, сам все решаю" не вариант, если пишешь для читателя, а не для своего эго. Ну, "Каждый выбирает для себя" (С).
А "Ведьма" у неё, все равно замечательная))) Вот подразбирусь со своими демонами, достану с полочки книжечку, перелистаю)

В ветке 3 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Ирина Гусева 06.12.2016, 21:02:23

Fjolia, Ага, если хочешь чему-то научиться, то и тут как в школе - есть теория, но без умения применять её на практике - разговор ни о чем) Сначала почитаешь, потом начнешь применять и порой и головой об стенку побьешься, что у тебя это правило, ну никак не лезет) Только потом придет умение правильно использовать полученные рекомендации, именно для себя и своего текста)

Ирина Смирнова 01.03.2016, 06:38:15

"(поясняю: диалоги+короткие абзацы, а не сплошной жуткий описательный абзац, где взгляд начинает скакать через одинаковые по длине строчки, не имея зацепок)." - не так давно объясняла знакомым про то что единый "монолит" читать сложно, глаз едет. И никак не могла вспомнить откуда взяла эти рекомендации. Ну кроме того, что глаз собственно "ехал"...
Причем эти советы я не читала, хотя со всеми согласна, ибо дошла до них же путем собственных проб и ошибок.
Интересно, есть где-то рекомендации про "монолит" от какого-то еще известного автора? Или какое-то психологически обоснованное пояснение этого феномена?
Мне уже просто чисто для себя интересно )

В ветке 10 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Татьяна Богатырева 06.12.2016, 20:47:06

Владимир Вольный, просто. Есть внутренняя речь персонажа, есть эмоции, есть смена действий и еще сто поводов разделить кирпич на абзацы. Это дает не только плюс ко вниманию чисто зрительно, но и акцентирует ритмическую и смысловую структуру текста.

Валерия Осенняя и Анна Крут 01.03.2016, 08:34:49

Мой любимый автор *О*
Был и будет))

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Rufina K 06.12.2016, 20:04:42

Валерия Осенняя и Анна Крут, Так пользуйтесь советами!

Елена Труфанова 06.12.2016, 17:32:08

Отличные советы))) И "самоучитель по написанию фантастики" у нее тоже крут. Вообще люблю Громыко, чего уж тут)))

В ветке 4 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Fjolia 06.12.2016, 18:55:32

Елена Труфанова, спасибо!

Ольга Зима 06.12.2016, 18:10:24

Вроде и знаешь, а неплохо. Кстати, дельно насчет описания внешности. Вот это я уловила - не даешь на первых трех страницах - читатель додумывает сам, и потом уже не переубедить, что он блондин, а не брюнет))

Елена Свительская 06.12.2016, 01:09:07

Любопытно:)
И особо понравился пункт про то, что правила можно нарушать:)

В ветке 5 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Елена Свительская 06.12.2016, 17:02:51

Аня Сокол, Именно!
Чтобы люди не ходили, надо написать, что ходить можно и что, мол, все обязаны туда хоть раз сходить:)

Евгения Телицына 06.12.2016, 07:23:27

Очень крутая шпаргалка) тащу в библиотеку)

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Fjolia 06.12.2016, 07:39:36

Евгения Телицына, рада, что пригодилась!

Наталья Самсонова 05.12.2016, 20:04:31

В библиотеку)

Нина Кавалли 05.12.2016, 18:24:46

Ап!

В ветке 3 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Нина Кавалли 05.12.2016, 19:19:25

Fjolia, не за что :)

Екатерина Елизарова 05.12.2016, 18:35:07

хорошие советы! кратко, доступно и по делу.

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Fjolia 05.12.2016, 18:39:54

Екатерина Елизарова, агась))) А еще где-то в блогах прикольное упражнение выложено, как оживить описание. Там опора на все чувства восприятия

Мария Кириченко 29.02.2016, 16:39:20

"- куда больше раздражает постоянно повторяющийся глагол "сказал" в диалоге"
А другие мастера упорно советуют использовать только это слово)

В ветке 22 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Fjolia 02.03.2016, 07:10:00

Мария Кириченко, Вот, кстати, подобного рода советы от англоязычного писателя: https://lit-era.com/blogs/post/1449

Екатерина Карабонцева 29.02.2016, 19:09:23

Спасибо! Очень кстати! Особенно про "дыру в тексте")))

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Fjolia 01.03.2016, 05:58:56

Екатерина Карабонцева, Ага, я не один эпизод спасла с помощью этого совета.

Ольга Малашкина 01.03.2016, 03:24:39

Очень люблю ее творчество.

Аф Морган 29.02.2016, 18:45:04

Очень разумные советы и предложены в доступной форме. Спасибо.

Счастная Елена 29.02.2016, 17:51:34

Отличные советы) Сама стараюсь им следовать)

Fjolia 29.02.2016, 17:46:35

ааакаквуыыееа какв45е4у3у5655к5546566556456е6е6еквукееннншшгеннкувввувуввуукыцыыыыыыыыыыыыыыыыыы

Алиса Дорн 29.02.2016, 16:54:14

Эх... Если бы "было" было только пару раз на страницу...)))
А советы дельные.

Любовь Черникова 29.02.2016, 16:52:19

Давненько мне ее рекомендуют, а я зависла на самиздате плотно... ) А столько всего охота еще прочесть )

Андрей "Грейварн" Аполлонов 29.02.2016, 16:45:04

Самое главное сказано в последнем пункте: " - почти все вышеописанные правила можно нарушать, если ты твердо знаешь, зачем это делаешь, и это работает на текст - а не на авторское эго.")))