Дельные советы Ольги Громыко
Шикарная шпаргалка ВБП (великой белорусской писательницы) Ольги Громыко для новичков.
Очень полезная штука! Активно ей пользуюсь и другим советую!
Нудные азы писатльства:
- если можешь исчерпывающе описать ситуацию в трех словах, выкинь остальные пять.
- если видишь тавтологию или повтор, вначале убедись, что синоним не утяжеляет предложение. Если это так, лучше переформулировать мысль, чем загромождать текст.
- если не уверен в значении слова, погугли. Иногда узнаешь удивительное.
- если ты маешься, не желая приступать к "скучному" куску текста, попытайся понять, почему он тебе скучен, и найди "изюминку", которая его оживит. Не пиши его единственно ради того, чтобы заполнить дыру. Она все равно останется дырой, только с буковками. Каждое описание природы, погоды и трапезы должно играть на сюжет (задать настроение, провести аллегорию и пр).
- не бойся глагола "было" пару раз на страницу. Без разницы, что там говорят эстеты. Среднему читателю важнее читабельность, а не авторские выкрутасы в попытках избавиться от этого несчастного слова. Иногда читаю и прямо вижу, как автор плакал, но давил его в попытке выглядеть профессионалом.
- два слова подряд на одну букву нормальны и допустимы, три - если нет других вариантов. Три слова подряд, начинающиеся с одной приставки, допустимы только если это явный художественный прием, а не случайность.
- куда больше раздражает постоянно повторяющийся глагол "сказал" в диалоге. Лучше напиши, что герой при этом делал. Читатель сам догадается, что эту реплику герой не попой просвистел.
- если одному тестеру не нравится/не понятно то, что нравится/понятно тебе, шли тестера лесом. Если этот фрагмент не понимают/не одобряют два тестера, сходи в лес сам.
- не описывай героя единым блоком. Раскидай описание по первым 2-3 страницам, для лучшей усвояемости. Если сделать это позже, читатель успеет сформировать свой образ, и потом фиг в него вдолбишь правильную длину волос и размах плеч.
- по максимуму правь ошибки, даже если это просто опечатки. Чем чище текст, тем внимательнее корректорский глаз. Редакторов, которые перепишут корявость, в издательстве нет, это миф. В лучшем случае - тупо выкинут абзац.
- имена героев должны заметно различаться. Читатель может не запомнить, что имя одного героя Оыгакнцгпкцгупк, но никогда не спутает его со вторым - Васей или Диком.
- оценивай текст зрительно. Он должен быть елочкой, а не кирпичом (поясняю: диалоги+короткие абзацы, а не сплошной жуткий описательный абзац, где взгляд начинает скакать через одинаковые по длине строчки, не имея зацепок).
- паразитами бывают не только слова, но и целые фразы, и раздражают они куда сильнее. Типа "уронил свою челюсть от изумления". Если тебе кажется, что ты что-то такое уже писал, воспользуйся поиском по тексту.
- выложи кусок текста в режиме "только для себя" в ЖЖ или дайрик. Когда видишь его на другом фоне другим шрифтом, резко обостряется чувство прекрасного, легко замечаются и правятся мелкие корявости.
- лучше выделить слово курсивом, чем заглавными буквами. Читается приятнее, внимание привлекает с тем же успехом.
- почти все вышеописанные правила можно нарушать, если ты твердо знаешь, зачем это делаешь, и это работает на текст - а не на авторское эго.
Ссыль на ресурс автора: http://volha.livejournal.com/
33 комментария
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиОльга Громыко мой любимый автор. Читаешь и глаз отдыхает. Всегда радуюсь ее новым книгам. Особенно люблю серию олухов
Ольга - хороший писатель. Из-за ее книг случается страшное - люди начинают писать сами.
Да, не все идеально, книги и писатели бывают и лучше. Но чтобы начать - у нее есть чему поучиться. И если на полке будет выбор между Громыко и Перумовым - Перумов останется на полке. А то и в печке.
Fjolia (Анна Соломахина), Ну Фрай уже немного не в ту сторону, но тоже хорош.
Пусть ворона сохнет).
Из таких сильных вещей стоит добавить и Энн Райс, и Стокера, и Семенову, Мэделайн Симонс, Дюма и тыды и тыпы... И для меня Громыко занимает место среди этих авторов. Так что высоко ее ценю). Хотя... Вот стоило остановиться но трилогии олухов. Дальше уже как то плохо читается.
А советы-то дельные:)
Советы отлично работают! Сам ими пользуюсь уже долгое время.
Учится у Громыко это вообще сюр... Так низко пасть просто невозможно.
И да если в Беларуси Громыко кто-то кроме самой Громыко считают её великой писательницей, то такого человека поискать еще надо.
Каверин Вениамин Николаевич, каждый Ваш комментарий блистателен в своей закостенелости... А ответов на вопросы о Вашем отношении к самим советам мне дождаться не судьба.
Хотя когда можно было услышать четкий ответ от демагога?
И да, я делаю скидку на Ваше уязвленное самолюбие, поэтому вопрос был риторический.
"не бойся глагола "было" пару раз на страницу. Без разницы, что там говорят эстеты. Среднему читателю важнее читабельность, а не авторские выкрутасы в попытках избавиться от этого несчастного слова. Иногда читаю и прямо вижу, как автор плакал, но давил его в попытке выглядеть профессионалом." Да-да-да-да, в точку. Первые правки и рекомендации получила именно про это словечко - "И "было" нужно полечить" )))) А потом, периодически ловила себя, что лучше его написать, чем "выкоблучиваться".
Про курсив - для меня...взяла на заметку.
Вот про "авторское эго", это Ольга точно подметила) "Я автор, я так вижу, сам все решаю" не вариант, если пишешь для читателя, а не для своего эго. Ну, "Каждый выбирает для себя" (С).
А "Ведьма" у неё, все равно замечательная))) Вот подразбирусь со своими демонами, достану с полочки книжечку, перелистаю)
Fjolia, Ага, если хочешь чему-то научиться, то и тут как в школе - есть теория, но без умения применять её на практике - разговор ни о чем) Сначала почитаешь, потом начнешь применять и порой и головой об стенку побьешься, что у тебя это правило, ну никак не лезет) Только потом придет умение правильно использовать полученные рекомендации, именно для себя и своего текста)
"(поясняю: диалоги+короткие абзацы, а не сплошной жуткий описательный абзац, где взгляд начинает скакать через одинаковые по длине строчки, не имея зацепок)." - не так давно объясняла знакомым про то что единый "монолит" читать сложно, глаз едет. И никак не могла вспомнить откуда взяла эти рекомендации. Ну кроме того, что глаз собственно "ехал"...
Причем эти советы я не читала, хотя со всеми согласна, ибо дошла до них же путем собственных проб и ошибок.
Интересно, есть где-то рекомендации про "монолит" от какого-то еще известного автора? Или какое-то психологически обоснованное пояснение этого феномена?
Мне уже просто чисто для себя интересно )
Владимир Вольный, просто. Есть внутренняя речь персонажа, есть эмоции, есть смена действий и еще сто поводов разделить кирпич на абзацы. Это дает не только плюс ко вниманию чисто зрительно, но и акцентирует ритмическую и смысловую структуру текста.
Мой любимый автор *О*
Был и будет))
Валерия Осенняя и Анна Крут, Так пользуйтесь советами!
Отличные советы))) И "самоучитель по написанию фантастики" у нее тоже крут. Вообще люблю Громыко, чего уж тут)))
Елена Труфанова, спасибо!
Вроде и знаешь, а неплохо. Кстати, дельно насчет описания внешности. Вот это я уловила - не даешь на первых трех страницах - читатель додумывает сам, и потом уже не переубедить, что он блондин, а не брюнет))
Любопытно:)
И особо понравился пункт про то, что правила можно нарушать:)
Аня Сокол, Именно!
Чтобы люди не ходили, надо написать, что ходить можно и что, мол, все обязаны туда хоть раз сходить:)
Очень крутая шпаргалка) тащу в библиотеку)
Евгения Телицына, рада, что пригодилась!
В библиотеку)
Ап!
Fjolia, не за что :)
хорошие советы! кратко, доступно и по делу.
Екатерина Елизарова, агась))) А еще где-то в блогах прикольное упражнение выложено, как оживить описание. Там опора на все чувства восприятия
"- куда больше раздражает постоянно повторяющийся глагол "сказал" в диалоге"
А другие мастера упорно советуют использовать только это слово)
Мария Кириченко, Вот, кстати, подобного рода советы от англоязычного писателя: https://lit-era.com/blogs/post/1449
Спасибо! Очень кстати! Особенно про "дыру в тексте")))
Екатерина Карабонцева, Ага, я не один эпизод спасла с помощью этого совета.
Очень люблю ее творчество.
Очень разумные советы и предложены в доступной форме. Спасибо.
Отличные советы) Сама стараюсь им следовать)
ааакаквуыыееа какв45е4у3у5655к5546566556456е6е6еквукееннншшгеннкувввувуввуукыцыыыыыыыыыыыыыыыыыы
Эх... Если бы "было" было только пару раз на страницу...)))
А советы дельные.
Давненько мне ее рекомендуют, а я зависла на самиздате плотно... ) А столько всего охота еще прочесть )
Самое главное сказано в последнем пункте: " - почти все вышеописанные правила можно нарушать, если ты твердо знаешь, зачем это делаешь, и это работает на текст - а не на авторское эго.")))
Стараюсь разбивать кирпичи на кирпичики и пытаюсь изничтожить "сказал", вроде получается, но вот в первую книгу прямо боюсь даже заглянуть))))
Захотелось прям почитать у нее чего-нибудь старенькое, про В.Редную что ли.
Михаил Атаманов, я их приняла после второго прочтения ))
Громыко не шибко люблю, но советы и впрямь неплохие)
куда больше раздражает постоянно повторяющийся глагол "сказал" в диалоге. Лучше напиши, что герой при этом делал. Читатель сам догадается, что эту реплику герой не попой просвистел.
___
шикарно просто
Ольга Громыко - любимая писательница моей супруги, да и сам цикл про "ведьму" перечитывал раз пять, каждый раз восхищаясь талантом автора.
Отличные советы. Все вроде бы просто и очевидно, но если начать им следовать до хождения по граблям, можно сберечь много нервов и времени))))
отличные советы! особенно про имена и фразы-паразиты)
Спасибо! обожаю Громыко))
Дельные советы.
Всё очень толково ( и со всем кроме 7 пункта согласен).
Спасибо!
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена