Я обещаю

Автор: Татьяна Бессонная / Добавлено: 03.03.16, 15:30:21

Приветствую! Здесь, на Лит-Эре, я всё чаще вижу в блогах посты от новичков, их вопросы к более опытным авторам, просьбы прокомментировать, рассуждения на тему критики и т.д. Я пока не издавалась, но, тем не менее, новичком себя не считаю. Поэтому всё же рискну поделиться кое-какими мыслями. По поводу той самой критики, мастерства и т. д.

                               

Уважаемые начинающие авторы! Обращаюсь именно к вам. Не просите советов, как писать. Пишите как пишется. Почему? Всё очень просто. Как показывают мои наблюдения, есть советы для начинающих, а есть уже для более опытных. Самый яркий пример: писать, не ожидая прилива вдохновения. Мол, нужно просто сесть и начать – муза придёт в процессе. Я считаю этот совет очень хорошим, правильным и ценным. Но - для более опытных авторов. Новичкам же он ничего хорошего не принесёт. Мне не раз доводилось слышать жалобы, мол, вот я попробовал просто сесть и начать – вышло какое-то убожество. А вот когда вдохновение есть…

Что это? Плохой автор? Бездарность? Графоман? Ни в коем случае! Это совет неподходящий. Не для начального уровня.

                             

Тут возникает законный вопрос: а как этот самый уровень определить-то? По количеству изданных книг? Увы и ах, в наше время это уже перестало быть показателем качества: и откровенно плохие книги печатаются, и действительно хорошие рукописи отправляются в корзину.

Тогда, быть может, стаж автора? Количество лет, которые он посвятил литературе. Это уже не детские почеркушки в тетрадках, не просто желание чем-то занять себя, не скука, и т. д. Нет. Именно осознанное желание писать. Может, взять этот критерий? С одной стороны, соблазн велик, да и, в общем-то, логичен: ведь чем больше человек что-то делает, тем лучше у него это получается, так? Но с другой – мне, опять-таки, попадались авторы, которые пишут уже лет 10, если не больше, а уровень как был близок к начальному, так там и остался. И наоборот: вроде, человек пишет недавно, а получается уже вполне себе неплохо даже по меркам более опытных авторов.

Ну тогда комментарии. Да. Точно. Чем больше читателей пишут хвалебные отзывы, тем лучше произведение. Логично? Вот честно, мне бы очень хотелось, чтобы и впрямь было именно так. На самом же деле, картина иная: прельстишься заоблачными цифрами тиражей/просмотров/отзывов, откроешь книгу - а там откровенные ляпы и ошибки новичков. Но восторгов – тьма. Ну и, разумеется, встаёт вопрос: а что вообще можно назвать «хорошим произведением»? Но я сейчас не об этом.

В общем, я долго думала на эту тему. Так как же всё-таки определить уровень автора? Всё снова очень просто: а никак. Слишком уж всё зыбко и субъективно. А раз нельзя чётко определить степень мастерства, то нельзя понять и какие советы ему подходят (учитывая, что и сами советы далеко не всегда делятся на уровни).

                               

Теперь хотелось бы сказать пару слов по поводу критики от читателей. Мой совет: будьте избирательны. Прислушивайтесь только к тем, кто комментирует без яда и оскорблений, не настаивает на своём, корректен и доброжелателен (замечу: быть доброжелательным не значит непременно хвалить). Потому что только это и есть действительно критика. Всё остальное (даже если замечания конструктивные, по делу) – лишь слив негатива или троллинг, или бог весть что ещё. Кому-то не понравилось ваше произведение, он разозлился и пошёл разносить в пух и прах. Не обращайте внимания (напоминаю, что обращаюсь к начинающим авторам). Всем всё равно не угодишь. Никогда. Ни за что. Сколько усилий ни прикладывай. Недовольные будут всегда. Это во-первых.

Во-вторых – сейчас очень распространена позиция: «мне это не нравится, значит оно плохое». Глупость? Ещё какая! И тем не менее. Несколько лет назад я была такой. Мне, например, не нравилось, что в одном тексте (не моём) слишком длинные предложение. Плохо? Плохо. Не так давно я его перечитала – а это, оказывается, очень удачный приём, от которого данный конкретный текст только выигрывает.

Вывод: очень сложно оценить чужой стиль, не пытаясь подогнать его под свой собственный, быть беспристрастным. Из многотысячной (если не многомиллионной) армии критиков на это способны единицы, действительно обладающие чувством слова и должной степенью мастерства.

                            

Однако, даже если в человеке это есть, полностью объективным не может быть никто. Отсюда следует «в-третьих»: нельзя полагаться на мнение одного человека. Каким бы гениальным он ни был. Хоть кого-нибудь из классиков с Того Света выдерните и покажите своё произведение – да, сведения будут ценными, но ведь и классики тоже люди. Толстой не признавал Шекспира, Диккенс не любил Теккерея, Маяковский и Есенин ругали друг друга. Какая-то степень субъективного есть в любой, даже, казалось бы, в самой объективной, оценке.

                                   

Здесь может возникнуть ещё один вопрос: а как же тогда улучшать мастерство? Ведь обычно мы сами своих ошибок не видим. Я тоже задавалась этим вопросом. И для себя нашла такой ответ: нужно всегда помнить, что совершенство недостижимо и всегда к нему стремиться. Как бы тебя ни хвалили. И снова вопрос – как? Если на критику со стороны обращать внимания не стоит? Мой ответ: читать не как читатель, а как писатель. Анализировать собственные чувства. Вот этот кусочек мне очень понравился. Чем? Вот тут очень образное описание, вот тут остроумная реплика героя. Как автор этого добился?.. И так далее. Что нравится, что не нравится – копайтесь в себе, пытайтесь понять. И берите на вооружение. Читать, разумеется, лучше хорошие книги. А именно – классиков. Кто бы что ни говорил, а раз их произведения задержались в веках, значит, что-то в них да есть. Найдите. Поймите. И используйте в своих произведениях.

                            

Уважаемые начинающие, будущие писатели, будущие классики! Снова повторю: пишите как пишется. Главное - вкладывайте душу. Чтобы всё внутри горело, трепетало, кипело, чтобы в голове всегда роились идеи, чтобы ни дня без строчки. Не переставайте учиться и совершенствоваться. И всё получится. Обязательно. Я обещаю.

                              

P. S. Я высказала свои мысли. Подчёркиваю: свои. На истину в последней инстанции ни в коем случае не претендую. Однако же, и оспаривать свою позицию, дискутировать с кем-то тоже не буду. Моё мнение – не больше, но и не меньше. Именно поэтому комментарии закрыты.

Если Вам, уважаемый читатель, вышеизложенное показалось интересным, чем-то помогло, если Вы со мной согласны – я счастлива. Значит, старания не пропали даром. Если же нет – прошу прощения за потраченное время и (не дай-то бог!) испорченное настроение.