Про лесенки и хвосты, или о структуре призведения

Автор: Наталья Сапункова / Добавлено: 05.04.16, 19:05:34

Опять записки немастера....

Лезу-лезу по железу

Вылезу на мостик

потяну быка за хвостик

Бык заревет

Весь мир соберет...

 

Это загадка, если что. Не все сразу угадывают. Угадаете?

Это звонарь лезет на колокольню по лестнице. Отчего-то по вот такой железной. Да, я тоже иначе представляю лестницы на колокольню, но, видно, автор загадки и такие видел. А бык с хвостиком это колокол, потянули — заревел...

Но написать я тут хотела о структуре художественного произведения. Она, в общем, общая и для рассказа, и для романа: завязка, некоторое количество ударных моментов по ходу дела, развязка. Или несколько завязок и прочего, если сюжетных линий больше одной. Или одна полноценная, остальные так себе. Это ладно, это частности.

Главное вот: завязка, содержание с ударными моментами (скажем так: действие и кульминация), развязка.

Про экспозицию тоже помним. Ей место перед завязкой, в середине текста или даже в конце. Задача экспозиции — показать особенности мира и обстоятельств в произведении до начала собственно сюжета.

Первая - главная ступенька лесенки, её не будет — и не полезешь никуда, будет чересчур высоко и далеко — вряд ли полезешь, ну если только очень-очень надо;

Остальные ступеньки, без них до верха не доберешься, скорее всего, плюнешь и соскочишь;

Кульминация — это такая ступенька, после которой соскакивать обычно и не хочется...

Бык с хвостом — ради него вроде все и затевалось.

На самом деле не только и не столько ради него, но если его не будет — неинтересно.

А еще, бывает, приходится, подумав немного, тянуть за хвост еще раз — это послесловие, или эпилог...

Разная технология, разный подход подразумевается для романа и рассказа, но суть едина... триедина, то есть : завязка-содержание-развязка. Никак без них.

И выскажу такую мысль, для некоторых, может, крамольную: имеет смысл начинать писать вещь, когда лесенка в голове построена практически целиком, и бык с его хвостом видится уже как живой и в подробностях. И размер лесенки тоже вполне обозримый и понятный. А поскольку в процессе работы что-то неминуемо добавляется, меняется, надо запастись материалом для лишних ступенек, но запас не должен быть размером с вагон, а так, чуть-чуть... чтобы поднять одной рукой.

Вот так вот: собираешь практически готовую лесенку, а бык наверху ждет, в нетерпении бьет копытом.

Фу ты, это же колокол...

Ладно, без копыт.

Хотя, мой бык... то есть колокол — мои правила, хочу с копытами — будет с копытами.

Нет, можно, конечно, и до этого что-то писать, но это будут наброски. Может, конечно, и так выйти что-то стоящее, не спорю.

Но может оказаться, что ступеньки внезапно закончились.

Или окажется, что бык и не подошел, загулял где-то. И получается длинная-длинная лестница... куда-то. Или приходится ловить первое попавшееся животное, и делать вид,

что его-то хвост тебе и нужен...

И читатель в непонятках: где хвост у этого ежика?...

Или милая такая зверушка получится, но все равно без хвоста.

Вот где-то так... :)

 

Уверена, что здешнего пишущего люда свое отношение к тому, как строить лесенки.

А какое оно у вас? :)

 

Комментарии автору:

Всего веток: 4

Комментировать

чушъ 05.04.2016, 20:50:59

имеет смысл начинать писать вещь, когда лесенка в голове построена практически целиком, и бык с его хвостом видится уже как живой и в подробностях.(с)
есть понятие сопротивление (противоборство) материала. именно в борьбе с ним и получаются стоящие тексты.
а я пишу всегда не зная чего и о чем. НО у меня есть метачувство=сложное с оттенками и привкусами. в борьбе с языком, классиками и своими стереотипами я, бывает, строгаю исключительные по глубине мысли.
зы. а еще я пишу вспоминая.
ззы. но все же некая точка отсчета должна быть=характер гг чаще всего.

В ветке 4 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Наталья Сапункова 21.04.2016, 09:49:38

чушъ, :))

чушъ 05.04.2016, 20:50:59

ага,

Алексей Синецкий 05.04.2016, 19:54:39

Дельно! Без воды, но с хвостом. :) Т.е. с быком, конечно же, который колокол. Хороший такой образ получился: в голову намертво впечатывается, хотя и с вариантами.
У меня все в мозгу строится, этим и заканчивается обычно... :)

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Наталья Сапункова 05.04.2016, 20:00:47

Алексей Синецкий, :)
главное, чтобы построилось...

Marika Stanovoi 05.04.2016, 19:16:22

а бывает так... живешь ты в мире 50 лет и проигрываешь разные ситуации и разные варианты ситуаций, а жизнь героя ветвится и продолжается. Ты стареешь и вдруг понимаешь, что умрешь и унесешь свой мир и никто никогда его уже не увидит.
Пугаешься и судорожно и взахлеб, создаешь несколько эскизов - маленьких окошек. Убеждаешься, что это мало, и совсем совсем кусочки! И тогда садишься всерьез и, разобрав путанные нити жизни своего героя, сплетаешь трехтомник его биографии. Отстригая цепляющихся драконов, манерных фей, и всякую шушеру, что упорно рвется в узкие границы трех книг.
И опять понимаешь, что можешь не успеть...

В ветке 5 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Marika Stanovoi 05.04.2016, 19:50:52

Наталья Сапункова, буду рада.