11 бесячих вещей в женском фэнтези

Автор: Мария Покусаева (turnezolle) / Добавлено: 11.04.16, 18:57:37

Мой личный расстрельный список.

Привет, меня зовут Маша и я читаю женскую фантастику. Нет, не ту фантастику, которая написана женщинами вообще, а ту, которая создается женщинами для женщин. То есть - любовные романы в фэнтезийно-фантастическом сеттинге. С эльфами, вампирами, демонами и прочей нечистью. С рыжими ведьмами, нахальными феями и тонкими интриганками на первых ролях.
Нет, меня это не бесит. Нет, я не давлюсь кактусом, а читаю ради собственного удовольствия и почесывания архетипов. Да, в минуты грусти мне нравится возвращаться в уютные сказочные миры, несмотря на то, что есть вещи, которые бесят. Такие личные триггеры, от которых я разбиваю себе личико фейспалмом.
О них и пойдет речь.

1. Героиня попадает в слишком сложную для нее ситуацию, с которой не может справиться.

Начнем с азов. Уважаемые писательницы в жанре фентези, я прекрасно понимаю, что нападки любителей достоверности раз за разом заставляют вас давать Героине в руки табличку "Я не Сьюха!" Но, пожалуйста, не надо увлекаться. Читать ангстуху про то, как несчастная попаданочка сталкивается с горой трудностей, которые она не в силах преодолеть, скучно и совсем не то, чего мне, читателю, хочется. Кроме того, раз уж вы запихнули Героиню в Историю, то эта история должна как-то развиваться, а нулевая удача в совокупности с опасностями и трудностями Страны Фей этому развитию только мешают.
Совет: продумайте, куда и зачем идет Героиня, что ее там ждет и каким образом она сможет это преодолеть (сама или с чьей-то помощью), чтобы хотя бы дойти до дороги из желтого кирпича. 
Бедняжке и так плохо, пожалейте ее хотя бы немного!

2. Отсутствие мотивации и недостачи.

Недостача - это из Проппа. Был такой умный дяденька-филолог, который описал основные архетипы и сюжетные ходы русских волшебных сказок. Недостача - это то, что случается перед тем, как Герой попадает в Темный лес со всяк чудищ. Фактически - то, из-за чего он туда попадает. Без недостачи, без отсутствия чего-то важного вы не получите мотивацию, заставляющую героя барахтаться в направлении вашего финала.
Очень часто авторы (далеко не только любовно-фантастических романов) грешат тем, что сюжет развивается не из-за внутренних логических двигателей (героям нужно что-то найти и что-то сделать), а по велению левой пятки автора. Сами понимаете, это никуда не годится.
Например, к вашей Героине пришел великий чародей из Страны Фей и сказал "Пойдем домой вместе со мной! Нам нужно вытащить меч из камня и достать короля". А она такая: "Иди к черту, завтра контрольная по финансовому праву, не до тебя мне!" 
И что ему прикажете делать? Заклинанием в лоб и в пещеру. Других вариантов нет. Правда, в таком случае могучий волшебник рискует огрести тем самым учебником по финправу, но это уже другой разговор.
Сделайте так, чтобы у Героини был мотив и смысл уйти в Страну Фей, и не просто уйти, а потом еще радостно бежать тащить меч из камня и доставать короля. Мотивом может стать что угодно: от прилетевшего в лоб заклинания до неуемного любопытства и авантюрности, от сложной жизненной ситуации (слишком жестокая контрольная намечается) до нелепой случайности (упала, очнулась - оп, а ты уже попала в историю). В общем, Героиня должна не пойти и сделать, потому что вам того хочется, а пойти и сделать, потому что ей это надо. С обоснуем, очень сильно надо. Иначе истории не получится.
Это касается не только волшебного меча, конечно. Каждая, повторяю, каждая ситуация в сюжете, каждый эпизод будет иметь в себе некое ядро недостачи и мотивации. Для того, чтобы пойти и напиться вместе, полузнакомым героям нужно чуть больше, чем просто "А пойдем!" Хотя бы прописанная в чарлисте авантюрность и любовь к алкоголю. Причем прописанная так, чтобы на момент совместной пьянки читатель об этом знал.
Совет: думайте о мотивации и о том, что именно толкает ваших героев в ту или иную сторону. Это позволяет сделать сюжет четким и логичным, а не размазывать его знаками с пробелами по трем сотням страниц.
Здесь могу также посоветовать обратиться к "Путешествию писателя" Воглера, у которого очень доходчиво и внятно рассказано про сюжетные архетипы.

3. Антураж истории.

На самом деле, здесь есть две проблемы.
Первая - это несоответствие того, что вы заявляете, тому, что вы описываете.
Попадалась мне как-то дилогия про девицу, переместившуюся, как думала автор, в Средневековье. Только это было очень странное Средневековье, с учетом всех обстоятельств больше похожее на помесь Возрождения и Галантного Века. Да еще и с разговорами о репутациях в духе романов Джейн Остин. Я хихикала, дергала бровями, язвила, но автор была непреклонна: "Это Средневековье и точка!"
- Хорошо, - сказала я, - а где тогда моя Инквизиция и религиозный фанатизм?
Вообще, как мне кажется, при создании фентези-мира совершенно не обязательно придерживаться строгой историчности. Это как не обязательно шить себе на ролевую игру по рандомной фентезятине платье с ручным швом по лекалам пятнадцатого века. Если вы хотите заморочиться и считаете пятнаху вполне себе эльфятиной - да пожалуйста, кто вам мешает? Но вот ампир, я думаю, на Королеве эльфов будет смотреться странновато. Так же, как и кринолин. Так же, как и джинсы с косухой. Ну, наверное. Я не знаю, что у вас там за эльфы.
Совет: Я это все к тому, что перед написанием книги с закосом под романтику прошлого все-таки будет не лишним немного про это прошлое почитать и утрясти в голове, чем отличается Возрождение от Просвещения, Галантный век от Средневековья, а Викторианщина от Регенства. Если некторые ляпы простительны, то другие могут вызвать даже у не слишком ушлого читателя вотзефак средней степени тяжести. Ну и кроме того - это может здорово помочь вам в понимании того, что вообще вашим героям надо от этой жизни и в какие ситуации они могут попасть.

Вторая проблема похожа на первую, но имеет другую природу.
Очень часто (скорее всего - опять же в погоне за достоверностью) авторы пытаются выписывать мелкие детали, и в итоге из-за недостатка знаний и опыта тонут в них. Поверьте, Героиня может не разбираться в том, как правильно называется тот или иной предмет гардероба или та или иная особенность архитектуры (если она, конечно, не архитектор и не реконструктор). Поверьте, она не отличит полудаментум, она назовет его "плащик". Она не будет заморачиваться, пытаются убить ее бастардом или фламбергом, если до этого, конечно, она не выучила всю энциклопедию местного оружия. Если ваша Героиня не увлекалась конным спортом и вообще боится лошадей, вряд ли она будет знать, как правильно называется та или иная фигня, которую она видит на лошадке.
И да. Стремление досконально описать одежду персонажей часто напрягает. Нижняя юбка не имеет никакого значения, пока Героиня в ней не запуталась. Ну, или пока эту юбку не задрали.
Совет: Думайте о том, что может знать, а что не может знать ваша Героиня. Не заморачивайтесь, в конце-концов. 

4. Кожаные штаны, кожаные корсеты и бронелифчики.

Давайте будем честными и откровенными людьми. Бронелифчик - это штамп, который, как я подозреваю, сейчас всерьез используют только совсем наивные юные авторы.
Меня намного больше тревожит проблема кожаных штанов.
Я искренне считаю, что если автор запихивает Героиню в кожаные штаны и засравляет после этого скакать на лошадке, то самого автора нужно запихнуть в кожаные штаны, а потом в баньку.
Девочки, это неудобно, жарко и вообще - годится, пожалуй, только для путешествия в Ледяные земли варваров или для полета на драконе.
Единственная Героиня, которая может все время ходить в кожаных штанах, это Молли Миллионс. Потому что она, скорее всего, модернизировала свое тело до такой степени, что ей пофиг на терморегуляцию. И вообще, это сайберпанк, у них там душ есть.
А у вас в мире меча и магии душа может и не быть, вот так. И придется Героине с потной задницей неделю страдать.
В общем, если вы решили надеть на героиню кожаные штаны, то, пожалуйста, пропишите ей хотя бы магическую терморегуляцию. А лучше - возможность в тот же день принять душ. Иначе той прекрасной порнушной сцены с красавчиком, о которой вы думаете, может и не быть.
Корсеты - это моя личная боль. Во-первых, вы когда-нибудь надевали корсет? Я говорю не про ту фигню из секс-шопа, пусть даже и с утяжкой. Я говорю именно про корсет. Если вы запихиваете Героиню в корсет, особенно - если ваша Героиня до этого носила джинсы и кеды, то будьте готовы к обмороку. Ну, как минимум, к некоторой скованности в движениях. Не заставляйте героиню драться в корсете и скакать на лошадке, пожалуйста. Ей и так не повезло.
Кстати, это касается не только корсетов и кожаных штанов. Одна моя знакомая, увлекающаяся реконструкцией, долго вздыхала над красивыми эльфийскими платьями с длинными расклешенными рукавами. Вздыхала и говорила, что все хорошо в них, но вот драться - не получится. Рукава будут мешать.
Совет: Одевая Героиню, думайте не только о красоте, но и об удобстве и практичности. То, что на картинке выглядит сексуально и пафосно, в тексте запросто может выглядеть смешно.
В крайнем случае вы всегда можете использовать магию.
Я серьезно.

5. Характер и образ Героини

Все говорят, что не любят Мэри Сью и вообще - Сьюхи не нужны.
А я вот нормально к ним отношусь. 
То есть, скажем, я хорошо понимаю, что избежать определенных клише (банально - того, что вся история вокруг Героини будет вертеться) невозможно. Я, можно сказать, читать такую литературу берусь именно потому, что мне няшно и уютно от этого резонирования с Героиней-пупом земли. Собственно, как мне кажется, именно за этим в мир массовой литературы и приходят. Экзистенциальные изыски и рефлексии, заигрывания с жанрами и прочий постмодернизм оставим миру Айрис Мердок и Достоевского. Я играю по правилам и с тем, что читаю про Мэри Сью, готова мириться.
Но. Большое и жирное "но". Сьюхи не бесят, когда они не бесят. 
Мне кажется, нечего стесняться того, что ваша Героиня - это центр вашего произведения, что она Избранная, что ей все удается, что она уверенно идет сквозь тернии к победе над Мировым Злом и счастью. Главное, чтобы образ Героини был таким, чтобы читатель желал ей этого счастья и побед. Здесь, конечно же, вопрос субъективный, потому что там, где мне приторно, другой читательнице будет нормально. Тем не менее, полагаясь на собственный богатый читательский и скромный жизненный опыт, я могу выделить несколько черт характера и типов взаимоотношения Героини и других персонажей, которые заставляют моего внутреннего медведя высовываться из кустов с табличкой "Сьюха!"

Героиня-стерва. 
Наверное, самый любимый типаж маленьких забитых демиургов, потому что мамка дома по попе всыпет, а бумага стерпит и декольте, и матюки, и хамское поведение. Когда наивное чудо пишет про Героиню-стерву, это так же мило, как шипящий на вас котеночек. Когда про Великую Стерву пишет человек взрослый, невольно начинаешь задумываться, насколько он взрослый вообще. 
Я люблю сильных женщины в книгах. Я люблю интриганок и стервоз. Я не против прочитать про то, как Героиня с помощью достаточно гадких приемчиков добивается своего, как она манипулирует людьми и использует запрещенные заклинания. Одно но. При этом Героиня должна хорошо осознавать, что она такое, и идти на темную сторону силы с готовностью в случае чего получить по щщам. Признать ошибку. Быть сильной до конца, а не превращаться в милого котеночка с наивными глазками.
Если Героиня всерьез хамит взрослому суровому мужику в два раза ее выше - она получит по щщам. И не будет иметь права прятаться за спину другого такого же мужика с воплем "Девочек не бьют!" Бьют, милая, если девочки заслужили.
Если Героиня нарушает закон, она должна хорошо понимать, что ставит себя вне этого самого закона.
Если Героиня вся из себя благородная леди, которую довели до жизни такой мерзкие людишки, то она должна испытывать определенного рода эмоции. И ее рефлексия не сводится к "ой, ну, я тут нечаянно, но я же такая милашка, правда?"
Совет: По негласному правилу сказок Героиня добивается цели с помощью трудолюбия, скромности и отваги. Если вы отсылаете к Матушке Метелице ленивую хамку, то не ожидайте, что она получит награду легитимным способом. Если вы не в состоянии прописать персонажа, который будет достаточно нагл, чтобы таскать за хвост дракона, будьте готовы, что вам не поверят.

Героиня-шлюпка. 
Спасательная. Ну, вы поняли, о чем я.
Давайте будем откровенны, романтическая фантастика для девочек - это место, где должны быть любовные отношения. В любых видах, тут на вкус и цвет: от намеков и целомудренных объятий до жесткой НЦы. Главное, чтобы смотрелось гармонично.
Но. Отдавая себе отчет в том, что целевая аудитория все-таки жаждет именно романтики, то есть - красивой истории любви, пожалуйста, не делайте из героини шлюху. 
Мне все равно, с кем трахается Героиня, если это вписывается в ее образ и не находит отражения в Уголовном Кодексе того мира, в котором она это делает. Последнее, кстати, тоже опционально. Мне не все равно, когда любовные похождения Героини начинают напоминать истерические метания от одного мужика к другому или, того хуже, когда Героиня думает, что она себя дорого продает, а ее на самом деле дешево покупают. Когда ты понимаешь, что история скатывается в пьяные рассуждения Сильной и Независимой Женщины о том, кто, с кем, когда и как, эта история моментально улетает куда-то за пределы желания ее дочитывать. Когда ты понимаешь, что Героиня, до этого момента строящая из себя уверенную стерву или верную няшку, опускается до перепиха ради сомнительной выгоды, ты перестаешь верить в ее принципы. Когда ты понимаешь, что автор кидает Героиню из объятий одного красавчика в объятия другого, выставляя первого в жесткую френдзону, ты перестаешь верить в авторский замысел.
В общем, если ваша Героиня трахается, то она - взрослая девочка. А взрослые девочки отвечают за свои поступки. В данном случае - перед читателем. См. пункт выше.
Отдельный момент. Если ваша Героиня - невинный цветочек, краснеющий от малейшего намека на постель, пожалуйста, не превращайте ее после первого раза в знойную развратную женщину. Это смотрится ну очень странно. Ну и кроме того, это уже сделала Э.Л. Джеймс. У нее, к слову, даже почти получилось.

Героиня задвигает собой других героев.
Пожалуй, самый главный признак Мэри Сью. 
Конечно, Героиня - это главный сюжетный двигатель. Без нее нельзя вытащить меч из камня и достать короля. Без нее ничего нельзя сделать и вся ваша задумка направлена на то, чтобы эта милая леди дошла до того самого Замка и спасла своего заколдованного принца. Но кроме Героини есть и другие персонажи, которые как бы тоже люди и право имеют. На характер, динамику и отличительные черты. 
Если вы хотя бы дадите им шанс проявить себя, это уже сделает вашу историю более достоверной и живой. Это позволит вам придумать интересные ситуации, сюжетные ходы и внутренние шутки. Это позволит показать вашу Героиню в развитии, потому что столкновения с этими самыми второстепенными персонажами непременно будет в ней что-то менять. 
А вот если вы превратите всех второстепенных персонажей в картонных статистов, то ничего хорошего не выйдет. Вы получите невнятную историю о том, как Героиню шатает от точки А до точки В, а за ней зачем-то бегают какие-то странные чуваки и пытаются не попасть под горячую руку. И, конечно же, это не даст Героини никакого внутреннего развития, она уйдет из Страны Фей неизменной, а такого, поверьте, не бывает.
Совет: дайте вашей Героине побыть в стороне от дел. Она устала. Пусть другие действуют за нее, а она наблюдает и учится.

Все бабы, кроме Героини, непроходимые дуры.
Мой любимый пункт, на самом деле. 
Я прекрасно понимаю, что наличие стервозной соперницы придает повествованию дополнительную остроту. Даже если эта соперница - сборник самых идиотских клише, непревзойденная дура и аристократичная сволочь, которая не дает проходу нашей прекрасной Героине, потому что чувствует в ней угрозу своему величию. Но.
Когда все женские персонажи вокруг Героини рано или поздно превращаются в змеюк подколодных, это наводит на определенные мысли о социальных проблемах автора. Нет, конечно, автор может вставлять в повествования одну-единственную верную подругу, которая либо уже замужем, либо является протеже Героини, и, соответственно, никакой опасности для нее не представляет. Только это уже никак не повлияет на восприятие.
Совет: у любой ненависти есть исток. Помните, за что Драко не любил Гарри? За пощечину его аристократичному самолюбию, а не потому, что он Малфой и вообще сволочь по праву рождения. Если хотите создать харизматичного соперника или социального врага - придумайте причину соперничать или враждовать. И эта причина должна быть посерьезнее зависти или "она у меня мужика увела". Хотя последнее тоже сойдет в крайнем случае.

Конечно, я могу еще сказать, что меня бесят слишком "девочки-девочки" или слишком активные женщины, что меня не привлекают рассказы об аристократках, но это слишком субъективно. Поэтому едем дальше. И переходим к героям.

6. Герои ее романа
Я умею влюбляться в выдуманных мужиков. Серьезно. Более того - я люблю это делать. Не до написания фанфиков с ОЖП, конечно, а так, повздыхать и помурлыкать над историей. В двенадцать это был Снусмумрик. В четырнадцать в моей жизни случился Повелитель Догевы. Потом были Верес, Альк, Кантор, вампир Регис, чародей Хоул и даже Кристиан Грей (которого я во второй книге разлюбила, но не важно). В общем, леди знает толк.
Поэтому я с уверенностью могу сказать, что Главный Герой должен быть таким, чтобы... Чтобы... В общем, чтобы читательница влюбилась в него с первого взгляда. Или не с первого, но достаточно быстро. Чтобы ее резонанс с Героиней достиг апогея, короче. Напоминаю: именно ради резонанса и читаем. И обламываемся жестко, когда Главный Герой оказывается героем не нашего романа.
Опять же, любовь и симпатии - штука субъективная. Но даже тут можно найти несколько вполне себе универсальных бесящих моментов.

Герой-подкаблучник
Сам по себе герой-подкаблучник - это еще нормально, хотя, конечно же, никаких серьезных взрывов эмоций он вызывать не будет. Ну, так, для завершения гештальта сойдет.
Ужасно то, когда в подкаблучника превращается изначально интересный и харизматичный персонаж, в чарлисте которого было заявлено что-то на тему "принципиальный, горделивый, самоуверенный, немного тиран". Удивительные метаморфозы обусловлены только одним фактором - появлением в поле зрения нашей Героини, в которой вот это вот Гордое, Независмое, Тираничное, Принципиальное создание тут же узнает свою Истинную Любовь и моментально превращается в подкаблучника. 
Читать про то, как Герой меняется ради Героини, учится любить, борется с внутренними демонами - круто, интересно и вообще. Читать про то, как он тут же забывает про двадцать пять опытных любовниц и бросается затаскивать в постель невинный малознакомый цветочек - странно. Читать про то, как Герой, которого ты в начале книги полюбила за его удивительных тараканов в голове, в конце второй части вдруг устраивает этим тараканам геноцид - обидно. Да, да, это я про Кристиана. 
Совет: если ваш Герой меняется ради вашей Героини, то мотивируйте эти изменения и хорошо осознавайте границы дозволенного. Есть вещи, которые лучше не менять.

Герой-тиран
Как бы другая сторона медали.
Герои-тираны крайне привлекательны, потому что они уверенно берут Героиню за руку и говорят "Детка, я решу все твои проблемы, но ты теперь моя". И вы с Героиней такие "Ну ни хрена себе, чувак, все это круто, конечно, но мне важна моя внутренняя свобода". И потом начинется страниц так триста выяснений, кто тут главный, которые, серьезно, весьма забавные и в итоге приводят к некому компромиссному решению. 
Герой-тиран крут, когда он при всей своей эгоцентричности излучает уверенность, что рядом с ним все будет о'кей. Что он именно тебя не превратит в жабу. Что он с тобой мурмурмурный котик, а с другими - дикий зверь. Ух!
На деле же авторы любят перегибать палку, поэтому мы сталкиваемся с тем, что Героиня сначала получает от Героя по щщам, а потом, когда выясняется, что он ее любит и просто тиран, или просто это у его расы такая особенность, начинает перед ним стелиться. Ну, мол, он же тиран. Он же такой гордый и принципиальный. Я же сама виновата. И все такое. 
Нихрена вот. Это называется "моральный мазохизм". Вот вернемся к тому же Кристиану, например. Если оставить в стороне все, что происходило между героями "Оттенков" в игровой комнате (считая за игровую комнату любое место, где был секс), то, кажется, там почти и нет откровенного психологического насилия. Кристиан, конечно, хитрил и манипулировал, но в то же время по-своему проявлял заботу и Ану не обижал. А вот когда Герой о Героиню в начале книги ноги вытирает, а потом вдруг все осознает и клянется в вечной любви, то это, ребят, в моей системе ценностей неправильно. 
В вашей, может быть, и правильно, но я пойду лучше бухать с Хоулом и Вересом, потому с ними весело и уютно. А вашим Героям лучше бы для начала потренироваться на кошках.
Совет: хотите создать крутого Героя-тирана? Добавьте чувства юмора и самоиронии, сделайте его слегка трагичным, покажите его в развитии, в борьбе с самим собой. Его неприязнь к Героине, а она вполне себе может быть, не должна переходить определенные рамки, после которых лично вы не согласитесь дать этому человеку (или кто там у вас) в руки котенка. 

И тут же сразу дополнение. Альфа-самцы не нужны. Подойдите к любому хорошо знакомому мужчине и поинтерсуйтесь, в состоянии ли он трахаться день и ночь и постоянно думать только о сексе. Готова поспорить на бутылку хорошего эльфийского пойла от моего знакомого мага, что если этому мужчине больше двадцати и у него все в порядке с самооценкой и здоровьем (психическим в том числе), то он не будет хотеть секса все двадцать четыре часа в сутки. Ему, на минуточку, еще вашу Героиню из ее проблем вытаскивать, а это силы отнимает.
Ах, гиперсексуальность у него - расовая особенность? Офигенно. Мне сильно жаль вашу Героиню. И вас тоже. 

Первородный пафосный засранец, ароматные мужики и прочая фигня.
Вот он, корень зла. Вместо того, чтобы создавать интересные характеры, мы создаем красивую картинку. Очаровательный пафосный суррогат.
Как же меня достали эти полуэльфы-полудемоны, например. Многосотлетние упыри, которые влюбляются в юную деву. Мужики, наделенные сияющими очами и каким-нибудь вроде как приятным запахом (корица или земляника, простихосспаде). Ангелы всякие. Еще какие-то лично авторами выдуманные расы. И все непременно с прописанной в чарлисте "Истинной любовью" (отдельный бесячий пункт). 
Вы серьезно? Вы считаете, что в мужчине главное - его хренпоймиоткуда придуманная раса или запах яблок? Что если вы наделите Героя серебристыми волосами и фиолетовыми глазами, то он тут же станет удивительно привлекательным?
Шеллара на вас нет! 
Совет: хотите создать Героя, в которого хочется влюбиться? Добавьте чувства юмора и самоиронии, немного тайны, очаровательную улыбку, необычную и трогательную черту характера, придумайте ему интересную предысторию и мотивацию. И уже потом, если вам это нужно, экспериментируйте с цветом волос и расовой принадлежностью.
И, пожалуйста, запахи эти ваши... Нафиг. 

Еще момент, касательно героя. Возвращаясь к "задвиганию" Героиней персонажей на второй план, еще раз напомню, что Герой для романтической истории тоже важен (и едва ли не важнее Героини в некоторых случаях). Не позволяйте вашей Сью таскать с собой тряпочку, это скучно. Пусть эта тряпочка хотя бы закатывает глаза и язвит.
А вот личные страдания и фейспалмы на тему клише "опытный он - невинная она" я оставлю при себе. Это вкусовщина. 

7. Истинная любовь

Что-то там насчет истинной пары, единственной, напророченной встречается почти в каждом романе-фентези. Не то, чтобы я имею что-то против, иногда это здорово и грамотно вплетено в сюжет (в "Доме на перекрестке" у Завойчинской, к примеру, все очень даже неплохо развиваеся). Вопрос в другом. Я прекрасно понимаю, что пророчество или предназначение - это серьезнее записи в паспорте и служит таким своеобразным гарантом, что уж эти-то отношения у Героини навсегда. Придется им теперь жить долго и счастливо и умереть в один день. Наверное, души большинства читательниц это успокаивает.
А меня настораживает.
Если честно, подобная "истинная любовь" лично для меня является чем-то вроде вранья самим себе. То есть, получается, вот они встретились, вот он (а обычно Героиня - ни сном, ни духом) понял, что она - его леви/альтера/суженая/вставить свой термин, и как давай ее добиваться! И все, от Предназначения не уйти, даже если Героине этот пафосный козел противен. И вряд ли придется преодолевать какие-либо трудности, кроме трудностей с притиркой друг к другу.
Помните про недостачу? Вот она-то нам сейчас и нужна. Герои осознают свою любовь, преодолев недостачу. Я искренне верю, что крепкая пара создается после того, как люди пережили вместе какую-то беду. После того, как они оба друг друга серьезно изменили, научились доверять друг другу и быть благодарными друг другу. После того, как они стали ценными друг для друга - не потому, что они предназначены, а вообще. И в историю, описывающую обретение подобной ценности, я поверю, а в божественное предначертание - нет. 
Совет: хотите, чтобы у вас все-таки была Истинная любовь? Пусть ваши Герои пройдут путь к осознанию важности и ценности любви, и только потом поймут, что это было не просто так. Собственно, в "Доме на перекрестке" так и случилось. За то и уважаю.

8. Пишем, о чем не знаем, сублимируем и истерим: выпивка, секс, мужская психология

Тоже беда не столько романтической фентезни, сколько неумелых авторов вообще.
Всегда пишите о том, что вы знаете. Не стройте из себя знатока. Спалиться в этом вопросе - легче легкого. Если вам кровь из носу нужно использовать что-то из той области, которую вы не освоили, то осваивайте, я сейчас не об этом.
Меня намного больше беспокоят вопросы выпивки и секса. Серьезно, часто описание пьянки только обличает то, что автор даже крышечки не нюхал, а стремится рассуждать о различии виски и бурбона или описывать процесс распития абсента. Героини появляются на страницах с бутылкой то того, то другого, но почему-то не испытывают похмелья и даже не превращаются в алкоголика. В общем, если в вашей жизни был только глоток шампанского на выпускной - не пишите о выпивке. Или пишите о глотке шампанского. Или сразу про то, как Героиня проснулась и у нее болит голова.
С сексом - как с выпивкой. Если вы не знаете, не пишите. Намекните, оставьте героев в комнате и закройте дверь. Всем будет легче. Героям - в первую очередь.
Если есть возможность избежать досконального описания вещей, в которых вы не разбираетесь или разбираетесь слабо, то меняйте хронотоп, экспозицию и перемещайтесь по сюжету. Покажите ситуацию с другой стороны, в воспоминании, в разговоре, во сне. Иначе спалитесь неимоверно.
И тут еще важный момент. Дорогие леди, очень часто попытки рассказать историю от лица мужчины заканчиваются фейлом, потому что вы ничерта не разбираетесь в мужской психологии. И я тоже не разбираюсь. Тем более - в психологии эльфийских мужиков, например. Но если уж приперло, то запомните: сосредоточенность исключительно на Героине, мысли исключительно о сексе и абсолютное отсутствие любых других вариантов восприятия мира - это полный безоговорочный фейл. Распечатайте и покажите знакомому парню. Посмотрите на его реакцию. Переделайте. 
И вообще, если уж пишете про мужчин, уважайте их хотя бы немного, пожалуйста.

9. Нейминг: не все то эльф, что заканчивается на "эль".

Владыку эльфов Самаэля в моем личном рейтинге перебил только эльф Штрудельтель.
Я не знаю, чем думают прекрасные леди, придумывая имена своим героям, но иногда кажется, что рандомно тыкают в меню и переставляют буквы. Думаю, с мужской фантастикой дело обстоит не намного лучше, судя по отзывам на отдельных авторов.
В общем, тут можно советовать две вещи. Первое - разививать лингвистическое чутье и понимать, что труднопроизносимое нечто из тридцати слогов - это вообще ни разу не то, что читатель запомнит с первого раза. И что определенные звуковые сочетания вызывают невероятнейшие ассоциации. В случае с эльфом Штрудельтелем, кстати, рядом ошивался пахнущий корицей мужик. Думаю, моя логика понятна, м?
Второе - развивать эрудицию. Читать мифы, увлекаться историей, обратиться к словарям. Это необъятное поле для фентезийного нейминга, которое, к слову, еще и антуражу придает, позволяя вставить какую-нибудь отсылку. 
Главное во всем этом деле - наличие некоторой доли художественного вкуса, который позволяет отличить эльфийское имя от библейского.

10. Взаимоотношения с аборигенами.

Вот еще момент, который через какое-то время стал моей личной болью.
Когда распрекрасная Героиня попадает в Страну Фей, она приносит с собой некий культурный пласт, содержание которого зависит от изначальных характеристик Героини и от эрудиции, возраста, образования автора. Почему-то при этом практически никогда не учитывается, что у обитателей Страны Фей тоже есть свой культурный пласт, поэтому в большинстве случаев они перенимают слэнг Героини и начинают делать вид, что смеются над ее попытками хохмить (кстати, привычка вставлять в текст бородатые шутки тоже порядком надоела). В общем, кого еще достали аристократы, начинающиеся ругаться, как пэтэушники, поднимите руку. Я не сомневаюсь, что у местной братии есть свой слэнг и свои словечки, но почему-то практически нигде не встречала такого явления, чтобы Героиня начинала ругаться по-местному.
Исключение вне рамок, так сказать, обзора - это Макс Фрай, у которого не просто происходит взаимный культурный обмен между Максом и жителями Ехо. У него читатели начинают выражаться, как герои. Как мне кажется, это правильно. 
Отойдем от слэнга, хотя он, пожалуй, самый яркий пример.
Героиня вообще оказывается Прометеем: она учит местных дам краситься и иногда даже брить ноги, она непременно приносит с собой какие-то изобретений и даже занимается насаждением своей культуры в Стране Фей, нарушая авторские права. На этом месте у меня закрадывается вопрос: они там, в Стране Фей, совсем на голову ущербные? У них нет своей культуры, мифов и историй? У них есть женщины и нет косметики? Они обладают магией и до сих пор не решили некоторые бытовые проблемы? Как они там вообще живут, простихосспаде?
В общем, в Стране Фей все очень, очень плохо. 
Совет: не мучайте Героиню, если ее миссия не заключается в том, чтобы развивать местную экономику и ремесла. В Стране Фей, несомненно, есть и шампунь, и музыка. Более того, с их уровнем магии они вполне могли решить проблему водопровода и без вашей Героини. И внутренние шутки у той компании, в которую она попадает, точно уже должны быть. Пусть у Героини и нового для ее мира происходит взаимное, а не односторонее знакомство, про такое читать в разы интереснее.

11. И что дальше?

Давайте вернемся к тому, о чем я твержу, как попугай: зачем я это читаю? Для уюта, тепла и резонанса с Героиней, котрая после удивительных приключений в Стране Фей обретает покой, счастье и все остальное. И хотя я прекрасно понимаю, что я с моим отрицанием сердечек и цветочков тот еще Кристиан Грей, особняком стоящий от целевой аудитории, ждущей свадьбы и прочих женских радостей, привычка прекрасных леди заканчивать историю эпилогом с детишками уже вот тут. В печени и в горле. От этих эпилогов уже просто напросто радугой тошнит. 
Уже не в первой книге встречаю что-то в духе "через десять лет": и пошло, поехало описание того, как им хорошо живется, сколько детей они родили, как мужик Героини сильно ее любит, как они неплохо устроились, живут долго и счастливо и умирать не собираются. И очень часто все хорошее впечатление, которое было до этого, подобной дозой концентрированных розовых соплей смывает нахрен. 
В такие минуты я прекрасно понимаю товарища Сапковского, который со скрипом выдал "Что-то начинается, что-то кончается" в качестве альтернативной концовки истории. Но даже в этом рассказе юмора, стеба и приключений намного больше, чем в стандартном эпилоге про детей и сытую жизнь.
Куда делась Вольха после свадьбы? Продолжила приключаться.
Куда делись Шелена и Верес? Судя по "Белорским хроникам", совсем спокойной их жизнь не стала.
Для меня хеппи-энд в духе "дети и очаг" - это смерть. Это статика. Это намек на то, что герои остановились и вряд ли пойдут дальше. Они сдались. Фактически - умерли в один день, в тот самый, когда поженились, или на следующий за ним. И пусть я прекрасно осознаю, что большей части целевой аудитории именно знание, что там и через десять лет все отлично, помогает закрыть гештальт, я мечтаю узнать, что полюбившиеся персонажи и через десять лет не расслабились и продолжают преодолевать трудности. Вместе. Доставать короля. Вытаскивать меч из камня. Спаивать драконов. Приключаться. Эксплуатировать друг друга. Справляться с бытом, в конце-концов. 
И я готова отдать на растерзание домашнему уюту даже самую любимую книжную пару, я готова узнать, сколько они там родили детей, если мне этим не будут нахально тыкать в нос, особенно - если характеры героев ну никак не ассоциируются с носочками, повешенными в рамочке на стене кабинета. Есть вещи, в которые я не верю, к сожалению, и счастливая статика - одна из таких вещей.

Вообще-то здесь можно было бы еще порассужать на тему, почему нельзя фигачить магией направо и налево без вреда для магического баланса, поныть о непродуманной политике, экономике и всем таком, высмеять парочку распространенных клише вроде продажи Героини в рабство, но я не буду этого делать. Непродуманность мира и использование клише можно простить, если история захватывает. 

Никого не хотела обидеть, просто читательское наболело.
Баттхерт закончен, всем спасибо за внимание.
Очень надеюсь, что была полезна.

И я забыла про любимую картинку :3

62 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти
avatar
Джектор Волков
30.03.2023, 21:00:28

И да как тут ограничения дальше
4 - героиня низкого статуса
5- она такая не как все сильная и не зависмая , спасают ее жэ и она стала влюбленой клушей. И сразу рожает мальчика! А лучше двоя !
6- всегда работают на выше стоящих мужиков, а если на них не пашут то встречают др месте.
7 - авторы любят клише , мурчит как кошка , довольна словно кошка.
8- клише пишут везде про еду какая она вкусная
9- найдутся соперницы стервы которые пускают слюни, но обламываются мстя героиням
10- оооо любимое в конце всегда вроде хеппи энд нет надо злодею высраться, похитеть раскрыть план, получить пизд, и потом свадьба скучный эпилог на сто лет.

avatar
Джектор Волков
30.03.2023, 20:55:18

Оооо ещё ставлю копеейки по пунктам , если совпало сорян.
1- вечно героиня рожает ток мальчиков и это часто. Редко троя или двоя( вот примеры где рожают ток пацанов) книги татьяна орлова и ее книги трилогия дракфак героиня Лорка рожает сына, мария суржевская ее три героини рожают мальчиков, юлия майская книга секретарь для инкуба героиня рожает мальчика, ева никольская книга домохозяйка для дракона героиня рожает мальчика, пример где много детей и обязательно мальчики !ева никольская книга домохозяйка для дракона героиня рожает мальчика ( повтор ) но есть еще от ее мужа бывшей 2 ребенка пацан и девка, анна шаевская книга хозяйка ювелирной мастерской рожает дочь и сына и еще сын на подходе. Тальяна орлова книга великий князь седьмой окрайны Нилена рожает 2 мальчика и дочь.
2 -героиня является всегда с редким даром и такая избранная
3- это то что думаешь , что она будет с героем нет появляется третий и она выходит за него, а про того с кем отношения были лучше выкидываю в мусор. Пример татьяна орлова , дракфак Лорка вышла за ректора но не за Сата, и еще виктория свободина книга демонический отбор героиня выходит не за братьев выбрав одного а вышла за третиего проходинца...

avatar
Синий Валера
02.10.2021, 23:47:05

Меня вот лично бесится героини, что однажды попав в другой мир, сразу же «берут быка за рога». А им как правило афтроши дают кучу плюшек, вроде магии, красивого тела, гарема из мужиков на любой вкус. И обычно у них одна цель - выскочить замуж, то есть стать красивым приложением для мужчины, ведь в этом "настоящее счастье для каждой женщины". Но! Какие же они бывают тупыми, без цели и мотивации, дамами (курицами) в беде. Мечутся от одного мужика к другому, страдают, плачут, не знаю что делать.

Ещё бесят "властные герои", по сути - тираны.
«Бьёт - значит любит!» - в основном на этой мерзкой фразе построен сюжет многих фентези любовных романов, где главные героини без характерные тряпки.

«Дама в беде», необоснованная Мэри Сью, типо Стерва (на самом дела обычное хамло).

Хочется почитать такое фэнтези, где адекватная, умная героиня, сильная духом, не ищит счастья в замужестве. Что адекватно оценивают себя, трудятся во благо себя, а не страдает от него делать.

И вообще, попаданка в принцессу, и прочую аристократию женского рода, должно вести себя как подобает благородной леди из высшего общества. Быть хитрой и осторожной среди придворных гадюк, а не тупым хамлом.

avatar
Лена Миори
13.09.2021, 12:43:31

Самые бесячие штампы, во всех ромфантах.

avatar
Алина Суханова
19.06.2019, 09:55:51

три года прошло... и ничего не изменилось)))

"Они обладают магией и до сих пор не решили некоторые бытовые проблемы?"

Ну, Гарри Поттер, будучи мегакрутым магом, зрение себе, как известно, не исправил. Хотя, быть может, ему просто нравится в очках ходить...

avatar
Ася Невеличка
19.06.2019, 09:12:25

Спасибо)) Мы писатели тоже читаем, да))))

avatar
Альбина
19.06.2019, 08:00:50

Меня больше всего бесит, что героини абсолютно все, как под копирку, не любят наводить красоту. Как только им полностью обновляют гардероб, шьют свадебное платье или приводят в порядок их заросли и огрубевшую кожу, сразу куча нытья и попытки сбежать. Вот ни разу не встречала ситуации, где героиня рада, что наконец-то станет красоткой. У меня вопрос к авторам - это стереотип или просто все авторы фэнтези фемки??

avatar
Никита Калинин
23.03.2017, 06:15:46

Когда вторая глава?..
*улыбаюсь*

Никита Калинин, Рано или поздно, так или иначе :) как только критическая масса невысказанного накопится :)

О! Мне очень понравилось. Вынесла много полезного. Обязательно сохраню))

Классная статья:) С юмором и про возможные места засад:) Вот это я понимаю советы о штампах, не пальцем в небо, вот де, опустились некто, причём, все, а конкретные примеры засад.

avatar
Дарья Сорокина
20.03.2017, 09:36:56

Спасибо, улыбнулась и взяла на заметку. Меня лично дико бесят карикатурные злодеи или друзьям героини, на фоне которых она выезжает. Имхо даже бабу соперницу нужно делать достойной и драматичной, а не тупой овцой. А уж если злодея сделать дикой драматичной мразью, так чтобы читатель про него сказал, жалко, не убивайте, ммммм и всплакнул вместе с автором! Красота же?

А вот истинными парами чутка грешу. Но у героев всегда есть выбор в сердечном деле, и не всегда истинная пара - гарант отличных отношений ^^
В педагогике легенда про двух героев идёт сквозным стежком, а уж что они выберут в итоге, да кто их знает ^^.

avatar
Натали Попова
20.03.2017, 09:07:48

Ваша статья удивительным образом срезонировала с моими представлениями о женском фэнтези. Или правильнее "вошла в резонанс"?

avatar
Остин Марс
24.04.2016, 17:20:41

Да что ж все так прицепились к кожаным штанам... Офигенная одежда, ношу кожаные штаны весь год, кроме лета, ну да оно в моих широтах короткое. В них не жарко и не холодно, их не прокусывают комары, они не промокают, ветром не продуваются, следы грязи/еды/масла/крови и прочая можно вытереть тряпочкой и они чистые. Если бы у меня был кожаный комбинезон, счастливее меня не было бы в мире человека, да боюсь, люди не поймут. Если я когда-нибудь полечу на Марс, я возьму с собой кожаные штаны. И куртку. Говорят, там холодно и ветер.

Отцепитесь, блин, от штанов! : {
Аж пригорает.

avatar
Марина Леванова
22.04.2016, 17:07:57

Ну, что вы наделали?
Вы ведь всё и всех разобрали на составляющие))
А если честно, какая бесподобная статья! Всё понравилось, но вот ЭТО:
"Все бабы, кроме Героини, непроходимые дуры".
"Мужики, наделенные сияющими очами и каким-нибудь вроде как приятным запахом (корица или земляника, простихосспаде)".
За эти пункты отдельная благодарность!
(шёпотом) а мне вот нет-нет, но тоже хочется одеть ГГ-ню в кожаные штаны (видно это у нас в крови)

avatar
Ольга Ромадина
22.04.2016, 16:10:16

Статья понравилась, особенно посмеялась про типажи и про взаимоотношения с аборигенами. Одно но: бронелифчик это понятно и смешно. Но в кожаных штанах разгуливали еще скифы, причем, как мужчины так и женщины. И на лошадях они в них ездили. Выделка же разной может быть.

Ольга Ромадина, Да я-то понимаю про выделку, но стереотип (и картинки) обычно срабатывают не на нормальную кожу, а на секс и блеск -__-

avatar
Самарина Мария
22.04.2016, 15:33:59

Статья понравилась. Лично меня особенно бесят "герой-тиран" и "все бабы, кроме гг, дуры". Вот просто спасибо от души за эти пункты.

avatar
Лиза Самбурина
22.04.2016, 01:23:41

У меня тоже первой книжной влюбленностью был Снусмумрик!!))))
В общем все по делу, я думаю. Мне вообще кажется, что все проблемы проистекают из отсутствия художественного вкуса, самокритики и логики, а так же из-за нежелания самообразовываться. Ну и конечно всякие комплексы и психологические проблемы тоже сразу на лицо. А ведь хочется думать о сюжете, а не о том, какая же сволочь так в детстве автора обидела)))

Очень верные замечания, особенно про Мэри-Сью, ущербных феечек без косметики и вечный стояк у самцов))) Да и вообще очень много дельного, от чего я сама шарахаюсь, особенно излишнее перенимание ругательств бесит) Жму вашу мужественную руку, не поленившуюся набить, судя по всему, наболевший опус!

"мы в восхищении, королева, в восхищении" (с)
Геральт и Эмиель Регис Терзиеф-Гоффрой как-то там, равно как и многие другие, прожили очень реалистичную для сказки жизнь. И, да, "Что-то кончается, что-то начинается" на полном серьезе кажется моментом агонии героя. А не чем-то настоящим.
И окончание трилогии Рейневана, когда Ютта умирает жутчайшей смертью - на самом деле сделано сказочно прекрасно.
И исключение в виде счастья Зимы Желановны из "Валькирии" Семеновой - так себе исключение.
А сказано вами многое верно. Я даже читал почти полностью, стараясь пропускать только моменты с запахами ванили и корицы. Они хороши в кофе, но явно не в героях.
Спасибо.

Дмитрий Манасыпов, Фырфыр :)

С пунктом восемь попробую не согласиться. Так как в определённой констелляции мужчина действительно постоянно думает о сексе. И это завязано на три условия: он должен страстно женщину желать, его тело должно на это желание регулярно отзываться, а женщина осознанно или неосознанно должна уметь эту страсть разжигать. Если все три пункта в наличии, то можно обеспечить себе не только сладкий медовый месяц, но и годы послевкусия. Другое дело, если страсти нет, мужчина попался в физическом плане убогий, а женщина задавлена жизнью и проблемами.

Остин Марс
13.04.2016, 15:41:48

Света Сорока, Поддержу двумя руками!
Мысли о сексе никуда не деваются, даже если он был только что, если тело уже не может, это не значит, что мозг не хочет. Хочет, ещё как. Всегда. Годами (при условии, что женщина годами прекрасно выглядит).

Мне уже давно не 14 и даже не 20, уточню на всякий случай :D

И ещё раз поддержу - жить и думать это не мешает. Это у женщин сексуальность завязана на голову - если она плохо себя чувствует или у неё проблемы, она не может расслабиться и настроиться на секс, ей и не хочется. У мужчин всё проще, между битвой и советом министров есть пятнадцать минут - иди сюда, дорогая, мы успеем. И даже совет министров пройдёт куда лучше, потому что эндорфины и прочие последствия.

"От текста несёт тестостероном" - так вам же этого и хочется, нет?

avatar
Александр Лычёв
11.04.2016, 22:58:12

Одно уточнение. Строго говоря, Инквизиция - это не Средневековье. Вернее - самый-самый его конец, реально развернулась она как раз в Возрождение.

Екатерина Цибер, критик не против того, чтобы эпохи мешались, создавая нечто особенное. Но если автор заявляет Средневековье и настаивает на этом - пусть соответствует, а не мечется от морали Регенства к антуражу Ренессанса :)

avatar
Екатерина Цибер
13.04.2016, 14:27:43

О картинке: А почему в фэнтези должна быть обязательно КРЕПКАЯ любовь. Фэнтези бывают с нотками реализма. Нельзя обижаться на автора за то, что он - скептик:)

avatar
АТепиш
13.04.2016, 06:41:50

Вот про корсеты было вообще мимо кассы. Про кожаные штаны тоже отметили. Но про корсеты и рукова - просто фундаментальное непонимание вопроса.
Ну, и про мужскую психологию явно лукавите.

avatar
Яра Горина
12.04.2016, 00:58:25

Подпишусь под всем вышесказанным) И тяну руку добавить личный фейспалм =) Девственность...
Невероятно бесит, когда с ней начинают носиться как с писанной торбой.
Когда девственность необходима, чтобы вырастить в себе дракона или еще какую-нибудь муть... Магические завихрения, особая аура, запах девственниц... И всемогущий пенис, который все испортит))
А еще после первого раза у ГГ могут появится когти, она покроется чешуей или станет бессмертной... 100500 вариантов для безграничного веселья.
В общем, да, это бурление)).
Натыкалась как-то на 2 трилогии, в которых весь сюжет крутился вокруг девственности ГГ. Не могу это развидеть.

Иринья Коняева
13.04.2016, 04:01:17

Ульяна Гринь, Именно!

avatar
Nataliya Zubkova
12.04.2016, 21:30:01

Читала все пункты и искренне соглашалась...вот только в каждом пункте видела романы Завойчинской, а автор её в пример ставит...по мне, её романы набор именно тех клише, которые описаны в статье, низкопробное и примитивное чтиво. Конечно, плохопроработанных и плохонаписанных книг много, но по моему личному рейтингу никто ещё Завойчинскую не обошёл...ИМХО

Nataliya Zubkova, там в пункте про эльфийскую психологию на Милену намёк, если что. Я ценю ее книги за практически полное отсутствие постельной пошлятины и очень люблю "Дом на перекрестке" (пусть там есть свои неполадки, но в свое время очень зашло). Но "Алету" я не смог.

avatar
Кариса Лир
11.04.2016, 23:34:17

Спасибо. Повеселило =)
Я бы ещё отдельным пунктом побеги героинь выделила. Поссорились, и побежала =)

Алина Лис
13.04.2016, 02:40:38

Кариса Лир, Моя Фран этим отличается :) да и Элли однажды сбежала :) нехай бегут, имхо. Дури много, надо куда-то прикладывать.

Самаэль и Штрудель-как-там-его убили)) статья шикарная, плюсую сильно))

С каждым разом убеждаюсь, как мало флр я читала, и видимо мне везло ))) хотя порой мне подруга подкидывает истории, жалуясь на бредятину. Засело в мозг одно клише, которое на мой вкус тоже от недостатка опыта автора или же его психологических заморочек: героиня серая мышь, у нее в ее годы нет ни друзей ни даже нормальных приятелей, и вдруг амператор всея вселенной эльфо-вампиро-оборотень 100500 тысяч лет отроду от нее превращается в тряпочку... Челодлань! О чем им разговаривать? Если у нее нет друзей, значит или она минимум странная или с ней реально не о чем поговорить, заявлено - мышь, значит не на что посмотреть, и не думаю что банальный секс, даже с дефлорацией в его возрасте вызовет лютый восторг... Тьфу!
Ps. Я тоже прусь по героям ))) и по своим тоже )))

Уважаемая ТурНеЗолля!
Правы, нет, ну, правда, правы тысячу раз!
Больше не могу молчать: молчите! Я вам сам всё скажу...
Ух! Да ладно... Миру - мир! Всем вегетарианцам - доить коров...

Да, хорошо прошлись. Поддерживаю :)

avatar
Елена Ершова
12.04.2016, 17:05:17

хоспиття.. вы что, реально это все прочитали? могучей силы воли человек! *хлопаю по мужественному плечу*

Елена Ершова, О, да, сейм шит -__-

avatar
Ольга Жакова
11.04.2016, 20:06:53

Мне нравится, как в Стальной крысе герои живут и после свадьбы. Все у них бодро:).

Света Сорока
12.04.2016, 17:30:33

Алина Лис, а там к третьей части примерно это и получается, то он её убить пытается, а то раз и всё он она и выводок детишек)))

avatar
АнгелВ
12.04.2016, 16:56:15

Подпишусь под каждым словом))

avatar
Юля Майн
12.04.2016, 13:27:11

ППКС
Одно страшно - узнавать что-то из этого в своих текстах. >__< Особенно про мотивацию.
Ээх...

ПыСы Сколько ж надо сил, чтобы всё это читать и терпеть? Меня на такие подвиги не хватает.

Юля Майн
12.04.2016, 16:35:48

turnezolle, У меня так только один раз было. Читала до упора, потому что была масса восторженных отзывов на СИ. Читала и ждала чуда. Не дождалась. Этот опыт научил: если сразу все плохо, дальше хорошо не будет.

avatar
Жанна Чиржикова
12.04.2016, 13:44:42

Согласна с вашими высказываниями. Иногда открываешь новую книгу, ожидаешь от него, чего-то нового интересного, а после первой главы понимаешь: всё бред, дальше не потяну. Не смогу дочитать, потому что банально, причём настолько, что воротит. А ещё мышление... ООО! как это бесит, когда мышление героя или героини не соответствует возрасту. И много чего ещё...
Но в общем и целом, я согласна с вашими словами, это уже реально неприятно.

Отличная статья! Спасибо!

avatar
Ксюша Ангел
12.04.2016, 08:52:59

Никакой жалости к героям! Только хардкор :D

avatar
Алина
12.04.2016, 08:36:34

Пунк один просто бич последних лет

avatar
Анастасия Химич
12.04.2016, 08:23:56

Ёкарный бабай! Да у меня ж женское фентези! XD

Спасибо, статья очень полезная и познавательная) Даже возникло желание узнть что же случилось с Кристианом Грэем)

Спасибо большое)) очень иронично написано, читать была интересно и полезно)))

avatar
Надежда Волгина
12.04.2016, 05:37:29

Спасибо за статью! Прочитала с удовольствием и сделала для себя кое-какие выводы. Есть о чем подумать и над чем работать)))

avatar
Tayonara
12.04.2016, 01:15:52

Спасибо за статью, аж настроение поднялось xDD
Тоже любитель флр, переодически закатывающий глаза xD
Особенно про мужиков-тиранов, которые ноги вытирают о героиню, а неё любовь и хоть тресни ;с

Статья отличная. :) А эпилоги в основном, как фото на каминной полке, где все умытые, довольные и красивые. Это статичная картинка, и в момент до мама вполне могла шпынять папу за молоденькую фрейлину, а в момент после младшенький мог заблевать родителю парадную орденскую ленту. :)
Ну и в первом черновике первого романа у меня таки есть блохи. На редактуре буду травить. :)

avatar
Ульяна Гринь
12.04.2016, 00:14:09

Посмеялась! Очень сильно надеюсь, что у меня все тип топ в этом плане

avatar
Алёна Темникова
11.04.2016, 23:10:16

жизненно... а картинка особенно порадовала )))

avatar
Наталия Носова
11.04.2016, 22:07:20

по поводу корсетов- уже, кажется, комментировала вконтактике. а штаны кожаные- вещь!
про смесь эпох- о даа! иногда такого "замесят", что прям диву даешься.
раскройте мне тайну артефакта "носки в рамочке", а то похоже что я одна не в курсе))

Наталия Носова
11.04.2016, 22:42:09

turnezolle, ого! рукодельница, однако)

Хорошо сказано. И не мешало бы десяток-другой таких статей читать господам Аффторам прежде, чем приступать к ваянию нетленки. Ну или хотя бы в процессе.
*прочитала про эпилоги - поржала от души, а заодно припомнила ненаписанный "постэпилог" к "Дону Антонио", где свежеиспеченная счастливая графиня де ла Вега по-тихому, держа сапоги в зубах, удирает огородами-огородами прямо перед очередным Очень Торжественным Приемом, где по идее должна бы блистать и вызывать всеобщую зависть. Но ей скуууууучно! И хочется развесить сплетниц на реях. А галантных кабальеро, которые читают ей поганые стихи, скормить акулам. А английскому послу привычно, по-моргановски, дать эфесом в зубы. Но нельзя! И бедняжка Генри Морган вынуждена опускать глазки, прикрываться веером и изображать благовоспитанную овцу. Она героически выдержала полгода "счастливой спокойной жизни"))))

turnezolle, с такими характерами, как у наших ГГ, после свадьбы самый треш и угар))))) Мы бы может даже написали второй том их приключений, но вот засада - из волшебной сказки бы роман превратился в триллер))))

я молодец короче.
максимум 1-2 пп и то не всегда.