Три принципа «квазиреальности"

Автор: Лев Вишня / Добавлено: 27.05.16, 14:34:52

 Три принципа, на которых держится жанр «квазиреальности» или сверхфантастики.

    1. Принцип «научности». Это всегда научная сказка, или, грубо говоря, сказка рассказанная «ученым котом». Все что происходит должно иметь конечное объяснение. Тогда это будет «сильно», поразит воображение читателя или критика. Так любой роман Филиппа Дика в финале имеет расшифровку событий: либо происходившее было массовой галлюцинацией, либо поглощением одним интеллектом других, либо просто абсурдистким (альтернативным) вариантом истории. Либо, наконец, цепью загадок-решений. Но всегда фокус должен быть объяснен, иначе нельзя. Если фокус не объяснен, значит у автора «белая горячка», а такое уже не особо интересно.

    2. Принцип «реалистичности в абсурдном». Абсурдный реализм. Вывернутый наизнанку сарай. Лестница упорно ведущая через верх вниз. Или скажем белочка, обычная живая белочка с красной сумочкой и красным шарфом. Полное совмещение реалистичности и абсурда и есть второй принцип квазиреальности.
   
    3. «Фабула безумия». Конечный смысл любого сюжета квазиреальности это сложная философская идея, рассказанная через квазиреальность простым языком. Идеальный фильм в этом жанре это «Воображариум», где в основе сюжет лежит идея ответственности родителей перед своими детьми, причем заданная в довольно сложной форме, но переданная… простым языком. Когда головоломка выглядит проще, чем ответ на нее – значит, она написана идеально.

Лучшие фильмы на тему «квазиреальности» (порядок произвольный)
все из моей личной коллекции.

1. «Игра» (первый фильм в данном жанре, в смысле - лучший фильм)
2. «1408» (поменьше бы анимации и был бы шедевр)
3. «Пандорум»
4. «Ванильное небо» (этот фильм точно по Филипу Дику - все приемы оттуда)
5. «Жизнь Пи»
6. «Истерия» (кто сумасшедший, кто нет - пойди разберись!)
7. «Коматозники» (как побывать за «гранью»)
8. «Начало»
9. «Очертание сновидений» (в этом фильме за долго до «Матрицы» воспроизведены все приемы и идеи оного фильма - рекомендую!)
10. «Помни» - считаю лучшим фильмом на тему квазиреальности после «Игры»
11. «Большой Лебовский» (вывернутая наизнанку шпионско-детективная история)
12. «Бразилия» (лучший фильм на тему антиутопий)
13. «Сфера» (чуть-чуть испортили финал)
14. «Предчувствие» - (гениальный сюжет, истина в простоте)
15. «Человек мотылек» - на втором месте среди ужастиков на тему квазиреальности.
16. «Контакт» - тоже шедевр.
17. «Контакт четвертого уровня»
18. «Страх и ненависть в Лас Вегасе» (это фильм точно не про наркотики, они там вторичны)
19. «Обед нагишом» (идет на третьем месте после «Игры» и «Помни»)
20. «Воображариум» (шедевральная анимация, отличный поучительный сюжет)
21. «Малхолланд Драйв»
22. «Престиж»
23. «Видеодром» - лучший ужастик на тему квазиреальности, что видел.
24. «Кин дза дза» (практически единственный отечественный вариант оного)
25. «Воображариум доктора Парнаса»
26. «Бегство мистера Мак Кинли»

и еще рекомендую два японских фильма, которые заставили меня уважать японское кино и фантастику:

27. «Повествование о загадочном и ужасном»
28. «Черные кошки в бамбуковых зарослях» - последний просто шедевр, который можно смотреть раз 10-15

из детского кино интересны:

29. «Запределье»
30. «Зеркальная маска»
31. «Лабиринт Фавна»
32. «Остров Ним»
33. «Последняя мимзя Вселенной»
34. «Лабиринт»
35. «Планета Ка-Пэкс»

Почему в России жанр плохо развит? У нас если честно десятки жанров находятся в зародышевом состоянии. На то скорее всего множество причин:

1.) жанр очень посредственно представлен в художественной литературе (в англиканской он идет как минимум от Свифта, а может и ранее).
2.) странные сказки непонятны отечественному обывателю, не воспринимаются по некторым объективным причинам.
3.) а в нынешнее время есть темы для более быстрого получения дохода и извлечения прибыли, как то "криминальная тема", нечто "квазиисторическое" (на вроде "Турецкого гамбита") или старая добрая чернуха. Маньяки также хороши идут.
4.) Нет социального заказа на "загадки". Поэтому и плещемся на зародышевом уровне, в основном усилиями энтузиастов.

Любое русское кино или любое русское искусство начинает обладать силой, только когда освобождается от подражательства и становится совершенно аутентичным явлением. Пока идет голимое подражательство – результатов не будет. Еще раз, нет смысла снимать «рядовых Райнов» - это чушь. Нужно продолжать снимать классическое советское батальное кино.

Комментарии автору:

Всего веток: 1

Андрей Желдак 27.05.2016, 14:56:01

Комментарий удален

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Лев Вишня 27.05.2016, 18:34:08

Комментарий удален