Советы Артёма Гончукова сценаристам хоррора

Автор: Ирина Ваганова / Добавлено: 05.07.16, 15:42:59

Вчера в мастерской Александра Молчанова была встреча с режиссёром и сценаристом Артёмом Гончуковым. Он говорил о жанре хоррор. Артём не работает в «чистом» хорроре, но любит его и много думает о том, как  довести русский ужастик до нужного уровня. Я, хоть и не поклонница этого жанра, но беседу слушала с интересом и много чего полезного почерпнула. Спешу поделиться впечатлениями, пока не забыла, о чём шла речь, ведь сегодня будет следующая встреча – теперь о детском кино, и в голове всё может перепутаться, а так – целее будет.

Артём сравнивает наше российское кино с хорошей прозой, где нужна идея, главенствует логика и т. п. Хоррор же, по его представлению – поэзия, соответственно логика здесь только мешает, идея вообще не нужна, важно – впечатление. С другой стороны поэзия эта не обойдётся без техники – проверенных и обязательных режиссёрских приёмов. Каждый, кто пишет сценарий фильма ужасов, обязан использовать все эти приёмы, продумывать картинку с их учётом и описывать, иначе сценарий никуда не годится.

Я не старалась запоминать перечисляемые Артёмом приёмы, но вот те, что всё-таки застряли в голове:

– медленная камера

– крадёмся за героем, он резко оборачивается и!!!!

– натуралистичность телесного (прежде чем растерзать тело, надо показать, насколько оно красиво)

– тревожное ожидание

– тайна. Содержательная часть в хорроре не так важна, надо создавать тайну, от которой у тебя самого по спине холод.

На приёмах Артем не задерживался, считая, что их можно найти в специальной литературе, изучить на курсах и т.д.

Особо настаивал на следующем: Мы пишем живых героев, настоящий конфликт. Нарисовать + придумать + создать человека, прежде чем его убить.

Если в драме допускается сотрудничество автора со зрителем в создании персонажа, хоррор этого не терпит.

ПРАВИЛО: Хотите убить героя – делайте его живым (зритель полюбил его, сочувствует ему)

Жизнь жертвы очень ценна, конфликт важен. Необходимо убедить зрителя в ценности персонажа, прежде чем сделать с ним что-то плохое.

ЕЩЁ ПРАВЛО: Маньяк имеет свою историю, он симпатичен. Не показывать его лицо – пугает то, что его десоциализирует.

Самое страшное для жертвы – безвозвратное изменение. Жизнь, мир, тело никогда не будут прежними.

Необходимым элементом хоррора Артём считает надежду. Автор должен то давать её зрителю, то отнимать. Об этом он особенно много и убедительно говорил, приводя примеры из хороших ужастиков.

В завершени встречи Артём Гончуков пригласил слушателей к сотрудничеству:

Отправиться в район тьмы:

http://www.dark-area.ru/

Кинолагерь:

http://www.dark-area.ru/kinolager/

И от Молчанова:

Если вы пропустили эфир, вы можете посмотреть запись здесь:

http://shichenga.ru/news/shest_vecherov_arsenij_gonchukov_o_filmakh_uzhasov/2016-07-04-188

Комментарии автору:

Всего веток: 0