Кто сказал, что любовный роман - это не фантастика

Автор: Валентина Седлова / Добавлено: 14.07.16, 11:21:32

Итак, почему бы, действительно, не отнести любовный роман к фантастике? Смотрите, что получается: если действие романа происходит на космическом корабле, данное произведение автоматом зачисляется в ранг фантастических – притом, что полеты в космос давно уже объективная реальность. Здесь же ситуация обратная: любовь до гроба из разряда «жили они счастливо и умерли в один день» в обычной жизни встречается не чаще, чем происходят запуски космических шаттлов, однако ж романы на эту тему к фантастическим относить никто не спешит. Непорядок, господа, непорядок…

 

Итак, что нужно знать тем, кто собирается написать самый настоящий любовный роман. Ну, как минимум то, что этот жанр относится к разряду развлекательных. Высокие идеи, заумные речи героев и прочие порывы душ – это вам по соседству, в женский роман. А то и вовсе в большую прозу, хе-хе. А здесь читательница, видя перед собой новую книгу из знакомой издательской серии, собирается получить четко намеченный комплекс удовольствий: вдоволь попереживать за главных героев, совершенно точно зная, что в финале у них все будет хорошо, несмотря на все приключения, выпавшие на их долю по милости писательницы. Да-да, вот оно первое и основное правило: у любовного романа всегда должен быть хэппи-энд. Причем, именно что энд, без всяких открытых финалов. Вариант «Она стояла у окна и гадала, позвонит ей Пьер, или лучше ответить на приглашение Жана» - это гарантированный способ получить град возмущенных откликов. К финалу уже должно быть совершенно точно понятно, что Пьер и только Пьер, а Жану желательно пасть смертью храбрых / уехать в другую страну и не смущать своим присутствием бедную героиню.

 

Второе главное правило: любовный роман имеет двух главных героев – Она и Он. Если же герой мелькает на фоне героини бледной тенью, появляясь редко и некстати – это не ЛР. Причем обнаружиться главный герой должен на первых десяти страницах, не позже.

 

Если вы готовы соблюдать эти два нехитрых правила – то вперед! Дальше ничто не ограничивает вашу фантазию. Как чистый ЛР, так и миксы ЛР с детективом, мистикой, авантюрным романом находят своих горячих поклонниц. Главное – не переборщить, и не удариться, например, в детективную линию в ущерб любовной. Детектив – отлично, но пусть расследование оказывает непосредственное влияние на взаимоотношения героев, помогает им лучше раскрыть свои характеры. Единственное не то, чтобы правило, но все же закономерность: на стыке первой и второй трети книги происходит некое событие, после которого Он и Она становятся неразлучны – по любви или вынужденно, уже не столь важно. Во второй трети романа происходит некий конфликт, после которого кажется, что героям вместе быть уже не суждено не при каких условиях. Чем серьезнее этот конфликт, чем меньше очевидных способов его разрешения – тем лучше! Читатель-то совершенно точно знает, что этим двум друг от друга уже не отвертеться. Теперь самый главный вопрос – как из данной ситуации выкрутится писатель? А если он при этом не станет использовать рояли в кустах и повальные убийства второстепенных героев (какая умничка!) – честь ему и хвала.

 

Вы собираетесь устроить главной героине адюльтер? Что, она изменит главному герою?! Забудьте об этом немедленно и выбросьте эту идею из головы. Пусть в прошлом, за рамками романа, у нее были взаимоотношения с другими мужчинам, но здесь, в романе, она будет верна главному герою. Ах, у нее и помимо героя есть поклонники и воздыхатели? Тогда для начала определимся: третий-лишний у нас положительный герой или отрицательный? Если отрицательный, то никаких проблем: злодеи у писателей традиционно получаются на высоте и никаких сложностей с их описанием нет. Если же положительный, то пусть он будет не настолько хорош, как главный герой – иначе кому-то из читательниц захочется воссоединить героиню именно с ним, а когда этого не произойдет… О, бойтесь читательского разочарования! Если уж вам так не терпится дать героини в спутники такого безмерно правильного, но увы, лишнего мужчину – пристройте его в хорошие руки какого-нибудь второстепенного персонажа, вроде младшей сестренки главной героини, или ее лучшей подруги. И будет всем счастье.

 

Кстати, так что там главный герой? Положительный и безмерно пресный получается? Ну да, как пелось в одной песне, «хороший парень – и больше ничего». Действительно непонятно, что нашла в нем главная героиня? Эдак она через пару лет со скуки во все тяжкие пустится. Значит, надо как-то героя оживлять. Но как? Самый простой выход – дать ему некий безобидный изъян. Пусть он, например, боится воды. И вот пляж, романтическая встреча, героиня томно плещется в прибое… а этот странный тип топчется на берегу и игнорирует все ее намеки! (А в финале книги, переступив через свой страх, отважно бросится в морские пучины и спасет свою половинку). А может, у героя аллергия на кошек, и он, бедолага, принимается чихать в самые неподходящие моменты?.. Подобные штрихи делают героев более знакомыми, узнаваемыми, а значит – и живыми. Главное не переусердствовать, чтобы эти изъяны умиляли, а не раздражали читателей. Если герой имеет славную привычку курить трубку и выпускать клубы дыма прямо в лицо героине, вряд ли это кому-то понравится, скорее вызовет сомнения в здравом уме героине, которая позволяет проделывать с собой такое.

 

Штампы-штампы-штампы. Если принц – то на белом коне, если олигарх – то на черном «Мерседесе». Перечитали рукопись и обнаружили, что вас сия доля тоже не миновала? Нет повода расстраиваться, все исправляется элементарно. Итак, у вас герой дарит героине миллион алых роз. Букетом, ага. Начинаем работать со штампом. Алые заменяем на белые, розы на лилии, букет – на корзинку, или вовсе на цветочный горшок. Кстати, а почему лилии, а не герань? Или вовсе кактус?.. И что мешает героине опешить от столь экстравагантного подарка, а потом и вовсе спустить злополучные горшки на голову тому, кто распевает ей под окном серенады? Если серенады распевал третий-лишний – особенно хорошо! Парень пострадал за чужие грехи, а главный герой довольно потирает руки, глядя за расправой из-за угла дома. Все, сюжет заиграл!

 

Кстати, еще один маленький нюанс. Когда читатель смеется во все горло, героям в этот момент отнюдь не до смеха. Та же героиня шипит разъяренной кошкой, третий-лишний лечит сотрясение мозга, а главный герой ломает голову, как же теперь ему завоевать сердце недотроги, когда она в таком состоянии. Если же герои начинают хохотать над собственными проделками, читатель, скорее всего, равнодушно зевнет или вовсе сморщится. Ну а кому такое понравится? Вот представьте, идете вы по улице, а на тополе висит табличка «это дерево», на трамвае «транспортное средство», а на соседском Барсике – наклейка «кошка». Читатель сам разберется, когда ему веселиться, а когда замирать от ужаса, не надо ничего подсказывать, тем самым обижая его.

 

А теперь секс. Так нужен он в любовном романе или нет? Для этого стоит ответить себе: на какую возрастную категорию читательниц рассчитан этот роман? Если на юную, до 25 лет (обычно это истории о первой любви, о первом мужчине в ее жизни) – то красивая постельная сцена не повредит. Не уверены, что при ее написании не скатитесь в пошлость, медицину или юмор? Тогда пусть действия будет по минимуму, а вот описания чувств героини по максимуму. Герой еще только положил ей на плечи руки, а героиня почувствовала, как по телу прокатилась теплая волна / по затылку побежали мурашки / закружилась голова / бешено застучало сердце – и т.п. и т.д. Если же роман для возрастной категории постарше, можно ограничиться полунамеками. Руководствуйтесь своим чутьем. Кажется, что надо показать секс – показывайте, полагаете, что этого делать не стоит – не делайте. Но будет лучше при сочинении столь тонкой и интимной вещи, как постельная сцена, чуть-чуть «недописать» секс, чем «переписать».

 

Вот, пожалуй, и все советы по сочинению любовного романа. Но прежде чем подойти к компьютеру и отстучать первые страницы нового опуса, примите на заметку: традиционно отношение к русским авторам среди поклонниц любовных романов, мягко говоря, не самое теплое. Кому-то не нравятся русские имена в книге, кому-то на обложке; кто-то разок обжегся на не самом удачном образчике отечественного творчества, и теперь всех русскоязычных авторов одним чохом зачисляет в литературу третьего сорта. Да, здесь во многом есть и вина издателей, смешивающих в одной серии как чистые любовные романы, так и женскую прозу (частенько депрессивную), но поскольку у писателя практически нет возможности хоть как-то на это повлиять, ему остается лишь пожинать плоды подобной неразберихи. Выхода два: взять иностранный псевдоним и писать ЛР в заграничном интерьере (не мешало бы прежде этот самый интерьер хорошенько изучить, чтобы не было досадных накладок), либо запастись терпением и писать под собственным именем про соотечественников в надежде, что рано или поздно это принесет свои плоды: верных читателей-почитателей.

 

В любом случае – удачи всем нам! Писателям легкой руки и безудержного вдохновения, читателям – новых захватывающих историй!

6 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти
avatar
Екатерина Цибер
14.07.2016, 22:45:00

Сериал "Одна ночь любви" - где сплошные русские имена; упаднический период -сразу после гибели декабристов); нарушение всех ваших "обязательных шаблонов" (указанных в блоге) - т.е. кто хочет - изменяет, кто хочет - хохмит; где язык 19 века слипся с жаргоном 1970-ых - что уморительно и прикольно, хотя сериал - ни разу не комедия, а чистая мелодрама (=любовный роман), где есть хэппи-энд для пары ГГ, но куче других пар дали только маленькие и сомнительные любовьки :) - наглядный пример, что вкусы нынешних женщин совсем не так ограничены, как вы описали :) Сериал успешен :)
На лит-эре видела много книг с русскими именами и далекими от шаблона играми - их тоже, представьте себе, читают :)

Екатерина Цибер
15.07.2016, 15:38:40

Валентина Седлова, Джейн Эйр - ЛЮБОВНЫЙ РОМАН. По мнению Ш.Бронте - автору виднее :)
Пардон, ушла я. :)

Хорошая инструкция, ее можно авторам-соискателям публикации высылать. Типа если все по инструкции - берем, нет - перепиливайте, неформат-с))))

Валентина Седлова, ох уж этот неформат))))

Очень длинный пост, скажу честно - прочитала по косой.
Заголовок навеял воспоминания с первого курса филфака, когда преподаватель нам сказал: "в широком смысле любое литературное произведение, абсолютно любое, - есть фантастика. так как представляет собой авторский вымысел"

Валентина Седлова, ?

да что ж такое-то! Одни утверждают, что закрывают книгу русскоязыного автора, если видят там иностранные имена, другим, оказывается, наоборот русские имена не подходят, а третьим и вообще русскоязычные авторы.

Валентина Седлова, у меня в тексте и российские, и иностранные герои есть. Вообще тушите свет =)))

avatar
Анна Мичи
14.07.2016, 13:29:06

как толково вы всё это расписали. надо будет иметь в виду, если я когда-нибудь возьмусь за настоящий любовный роман :D

Anna Michi, Читатели хэппи-энд в любовных романах очень любят)) Что, разумеется, не ограничивает писателя в праве сочинить ровно такую историю, которую хочется ему самому.

Прочитал абзац.
Возражения есть, но спорить лень.
Мельком глянул ещё один абзац из серединки.

Есть вопрос. Для чего вы это писали?

Дмитрий Вишневский, Явно не для вас, ступайте с миром)