Мои любимые (и не очень) женщины

Автор: Артур Сунгуров / Добавлено: 16.07.16, 19:25:22

Разумеется, речь пойдет о литературных героинях, ведь сайт-то у нас литературный, а не кружок вечерних откровений. Просто почитал сегодня комменты неких дам, сильно запечалился, задумался о женщине - идеальной, настоящей. И вот решил высказать своё мнение о женских образах, которые мне особенно приятны, дороги, и которых я желал бы встретить в жизни, и которых пожелал бы. Ну и которых не пожелал бы. Так получилось, что большинство героинь взяты из классической литературы. Во-первых, современную литературу я почти не читаю. Чукча не читатель, чукча писатель. Во-вторых, из современной литературы мне в смысле персов мало кто нравится.

Сначала те, которые самые любимые.

  1. Королева Гвиневера. Она, думаю, в представлениях не нуждается. Жена короля Артура, коварная адюльтерщица, символ женской неверности на века и просто красивая женщина. Между прочим, изменила Арутур (или не изменила даже, потому как доказательств-то нет) только с Ланселотом, а уж раздули эту историю на века. По Мэлори у нее были серые глаза. По валлийским мифам у нее были золотистые волосы. Я начал список с нее, потому что она и правда – самая любимая. Совсем как в пословице: полюбить, так королеву. Гвиневера красива, высокомерна (но не тупо высокомерна, а реально – ей по статусу положено), амбициозна, умна. По легендам, она была ирландской принцессой и предводительницей военного отряда. Но вместе с тем, она – живая женщина со своими страстями. Особенно мне понравился момент, когда Гвиневера так смеялась над Гавейном, что упала со скамьи. Один раз видел красивую рыженькую женщину, которая так смеялась над шуткой, что свалилась со стула. Незабываемое зрелище. Ещё б раз посмотрел. )))
  2. Фериде из книги Р.Н.Гюнтекина «Птичка певчая». Не секрет, что все женщины красивы по-своему – и блондинки, и русоволосые, и рыжие. Но брюнетка с синими глазами - это мечта. А если она умеет хранить верность на протяжении многих лет, и не бросается в объятия шейхов, офицеров, богачей и прочих соблазнительных для барышень личностей – это два раза мечта. Добавьте к этому стыдливость натуры и сдержанность в проявлении чувств – и уже три раза мечта.

3. Энн Беддингфилд из книги А. Кристи «Незнакомец в коричневом». По стечению обстоятельств, опять брюнетка. Но зеленоглазая. У нее «исключительно красивые ножки» и «маленькая аккуратная талия». Похожа на цыганку. Но симпатий тут больше не к внешности, а к характеру. Энн начисто лишена сентиментальности, зато романтична. Влюбилась сразу, страстно, словно в омут с головой прыгнула. Влюбилась в отверженного, бедного, почти преступника. Как она красиво говорила о своих чувствах, сколько эмоций в простых словах:

«Не знаю, почему я его полюбила. Стоило увидеть его – и жизнь моя перевернулась. Я готова пройти за ним пешком через всю Африку. Я готова работать на него, служить ему, воровать для него, даже побираться и клянчить – ради него».

При этом она не признается в любви первой – ни словом, ни жестом. Она позволяет мужчине спасать ее и не говорит ему потом высокомерно: «А кто вас просил мне помогать?!» Она не променяла своего преступника на полковника из «Сикрет сервис», и на миллионера и главного злодея по совместительству. Просто удивительная девица. Портрета для нее не нашел. Она - только в мечтах. )))

4. Золушка. Старая, добрая Золушка. Вернее, не старая, а вечно молодая. Ну, она красотка, естественно, только отмыть и приодеть. Плюс прекрасно танцует, не смотрите, что последние десять лет не вылезала из кухни. Но главное, она умна – Золушка! Какое знание мужской психологии! Ведь на балу, когда принц бегал за ней, она не потащила его сразу целоваться в укромный уголок и не сказала: «Знаешь, на самом деле я – бедная-пребедная, страшно замученная мачехой мегерой и сестрами-стервами. Платье, туфельки, карета – это все ненастоящее, прикинь? Это мне фея из жалости на время ссудила, а в полночь все исчезнет, и я опять буду в лохмотьях. Но ты же меня и черненькую будешь продолжать любить, правда? Теперь, когда я тебя встретила, все будет хорошо – ты накажешь злую мачеху и противных сестер, подаришь мне настоящие драгоценности, карету, лошадей, много-много платьев и туфель, женишься на мне, и я буду жить в замке». После такой речи принц сразу бы сбежал, можете мне поверить. Но Золушка поступает тоньше! Она интригует! Заинтересовав принца, сбегает, предоставив ему право выбора – хочет он ее или так, поплясать на пару вальсов пригласил. И чтобы этот лопух точно ее нашел, она оставляет туфельку. Даже если принц не помчался бы разыскивать приглянувшуюся на балу девушку, Золушка сохранила бы лицо и могла бы с холодком сказать: «Да он мне не очень-то и понравился». В любом случае, девушка озаботилась о своей репутации. Респект ей за это.

5. Шахерезада. Красотка – само собой. Умна, начитана, красноречива, опять же – знает психологию мужчин. Заинтриговать – и замолчать, чтобы умолял: а давай ещё, а?.. Плюс – самоотверженность. Она ведь могла бы спрятаться, убежать из города, папа-визирь помог бы. Но решила попробовать спасти не только семью, но и всех девственниц Багдада. И спасла. А еще в ней привлекает верность. Ведь первую жену Шахрияр казнил именно из-за измены, а Шахерезада доказала ему, что она - не похотливая самка, а настоящая женщина – наперсница, украшение жизни, чистота и непорочность. И мать, конечно же. Ведь она родила Шахрияру детей. Трех! . Вобщем, пять раз мечта.

6. Бент-Занкиджа из книги «Чингис-хан» В. Яна. С Шахерезадой ее роднит ум, начитанность и самоотверженность. Когда монголы захватили Дербент и согнали жителей на площадь, монгольский предводитель пожелал, чтобы женщины захваченного города спели ему песню, и при этом погромче повыли – позабавили своими воплями и причитаниями. Но женщины молчали. Монгольский военачальник сказал, что казнит всех, если не запоют. Тогда вперед вышла Бент-Занкиджа (ее сначала приняли за юношу, потому что она носила чалму, так как была обучена книжным премудростям, письму и даже слагала стихи, о любви – про власть черных глаз) и сказала, что споет. И спела – прекрасный плач о погубленном варварами городе. И сохранила достоинство пленных, и не допустила казни.

7. Лиза Муромская из «Барышни-крестьянки» Пушкина. Ну красоточка же! И лукавство, и проказы, и задор, но в то же время – какая тонкая натура. Тоже без портрета, потому что актриса из одноименного фильма мне не нравится в этой роли. Лиза была смуглая, черноглазая, а в фильме она какая-то и не смуглая вовсе, и волосы у нее светловатые.

8.  Сусанна из «Книги пророка Даниила». Целомудренная красавица, которая отказала двум знатным, богатым и похотливым мужикам, предпочитая умереть, но не согрешить. Они ее опозорили, обвинив, что поймали с любовником в саду, созвали суд, сами выступили обвинителями, приказали водить по городу, чтобы каждый мог в нее плюнуть. Камнями бы забили женщину, но некий отрок Даниил впервые применил раздельный допрос – и обвинители попались на ложных показаниях. И камнями побили уже их, а женщину оправдали.

Этот образ люблю особо, трепетно и нежно. Какая стойкость, вы только подумайте! Ну и эротику никто не отменял. Я бы тоже завожделел, если бы из кустов за купанием красавицы подглядывал.

9. Гайде из «Графа Монте-Кристо» А.Дюма. Считайте это слабостью к греческому профилю и огромным бархатистым глазам, но на самом деле Гайде мила своей женственной слабостью. Она любит графа, больше ей никто не интересен. При этом она поэтична, прекрасно музицирует, интересуется искусством и любит театр. Да, и наргиле при этом курит (единственный ее недостаток). ))) С первого взгляда можно подумать – типичная безвольная одалиска. Но это не так. Ведь граф предлагал Гайде деньги, свободу, любого порядочного мужика на выбор – даже Франца ей сватал, а Франц был крутой парижский парень (тогда во Франции еще было много нормальных крутых парней), но отказалась Гайде. Для нее любовь была важнее.

10.  И под занавес – Евгения Бабич из книги Дудинцева «Белые одежды». У нее красивые орехового цвета волосы, она прямодушна и ничего не боится. Она единственная из студентов осмелилась не поверить Кассиану Дамиановичу, когда он баял о достижениях генной инженерии, единственная разбила тайком делянку в лесу, чтобы опытным путем проверить – правда ли, что на березе можно вырастить кокосы (утрирую, там все было круче и научнее), и она же помогла главному герою убежать вместе с драгоценной картошкой нового сорта. А как проникновено она говорила Федору Ивановичу о своей девичьей первой любви:  

«Женя взяла его руку.

- До звонка, - шепнула и, наклонившись, приложила щеку к его руке.  Закачалась,  вдавливаясь в эту руку. - Я вас люблю, Федор Иванович.  Я  серьезно...  Но  вам  уже  не  опасно...  Я опоздала,  опоздала... Вижу все, вы уже давно летите куда-то. У вас глаза блестят <…>  Все  давно,  давно  поняла,  Федор Иванович. Не мешайте мне. Я с вами прощаюсь. Ах, дорогой Федор Иванович... Я была бы такая верная у вас подруга... Не забывайте хоть меня. Все равно вы меня всегда будете помнить и, в конце концов,  полюбите.  На расстоянии.  А  на старости лет, - она усмехнулась, - когда у нас с вами пойдет второй круг, я вас найду. Говорят, что  самая большая любовь приходит с сединами.

Он молчал.

- Вот  и молчите. И ни слова. А я буду ждать старости. Вы не можете мне запретить мечтать. Я не сдамся, Федор Иванович. Я не могу нажать на своем  теле  кнопку  и  перестать  мечтать...

И хотя он выбрал другую – зрелую женщину, уверен, что Женя Бабич ему снилась до самой смерти.

 

Второй список - это крутые литературные героини. Они крутые, в самом деле. Оригинальные, ни на кого не похожие, не мои любимые, но читать о них интересно. Допускаю, что для многих они как раз в категории СЛГ (самые любимые героини)..

  1. Саксон Браун из книги Д.Лондона «Лунная долина». Бывшая прачка, гладильщица, любительница потанцевать, имевшая реальный прототип – вторую жену писателя, Чармиэн. На самом деле, эта героиня была раньше в моем списке СЛГ, но после того, как я прочитал реальную биографию прототипа, любовь поостыла. Как чаще всего и бывает, литературный герой гораздо лучше реального. В книге Саксон влюблена в мужа, является ему поддержкой и опорой, не поддается соблазнам выбрать кого побогаче-покрасивше-поуспешнее, но в жизни… Бедняга Джек поймал свою Чармиэн на стоге сена, под фермером. Я бы не хотел, чтобы у «Лунной долины» было такое продолжение – Билл ловит Саксон с каким-нибудь дебелым парнем под секвойей. Но персонаж – хорош.  
  2. Таис Афинская у И.Ефремова в одноименной книге. Тоже имеет реальный прототип –  Таисию, последнюю любовь и вторую жену писателя. Чтобы не испортить впечатления от литературной героини, даже не стал копаться в биографии реальной Таисии. Побоялся разочарований. ))) А героиня – удивительная. Один только танец амазонки чего стоил! А поцелуй гигантской змеи? И еще черные кудри, меднокожее тело, и губы такого детского, но четкого очертания, и взгляд серых глаз, прозрачнх и чистых, как родники Артемис. Цитировал по памяти, возможно, что-то переврал, но смысл – тот же.
  3. Зима Желановна из «Валькирии» М.Семеновой. Поляница из былин – потрясающий образ, который никто до Семеновой не догадался отыграть. Женщина, бросающая вызов обществу – это всегда круто, но женщина, которая верна своим принципам – это из области сказки. Поэтому и читается с восторгом и тайным сожалением о несбыточном.
  4. Джен Эйр, бедная некрасивая гувернантка Ш.Бронте. В свое время книга произвела социальный и феминистический бум. Шарлотта сначала печаталась под мужским псведонимом, потому как считалось, что литература – не женское дело, и когда выяснилось, что  скандальный роман написала женщина – негодованию женской половины Великобритании не было предела. Дамочки через газеты призывали объявить «развратнице и нечестивице» бойкот, лишить ее права общаться с лицами одного с ней пола – то есть, с ними, благородными женщинами. Сейчас эта книга воспринимается почти как детская – чего уж там скандального по сравнению с современными эмансипированными героинями, которые не спали только с ветром и солнцем. Но начало этому положила именно Шарлотта со своей некрасивой, но характерной героиней.
  5. Консуэло, о которой написала в трилогии Жорж Санд. Тоже имела реальный прототип, но прототип, конечно же, был весьма отличный от литературной героини. Полина Виардо, в которую был безумно влюблен наш Тургенев, проповедовала свободную любовь, и Тургенев даже жил с ней в семье на троих – с Полиной и ее настоящим мужем, каким-то там иностранцем, не помню имени. По книге, конечно же, Консуэло – непорочна. Почти святая, всегда поступает по принципу «это хорошо». Несмотря на гниловатый прототип, героиня получилась оригинальная и совсем настоящая.
  6. Мария Швецова, следователь из романов Елены Топильской. Дама Ковальчук в роли этой героини прекрасна, но в книге героиня получилась образнее, правдоподобнее и интереснее. А уж детективчик – просто картинка. Подкупает знание автором предмета и представление героев без суперменских прикрас. Кстати, там оперативник забавнее получился, чем в киношном сериале, но мы же тут о женщинах, так что забудем оперативника. )))
  7. Генрих из одноименного рассказа И.Бунина. Генрих - не мужик, не подумайте. Она – женщина, журналистка, печатающая статьи под мужским псевдонимом.  «Очень высокая, в сером платье, с греческой прической рыже-лимонных волос, с тонкими, как у англичанки, чертами лица, с живыми янтарно-коричневыми глазами». Единственная любовь главного героя – поэта и отъявленного бабника. Отвергнутый любовник застрелил Генрих из ревности. Но какая сила в этой женщине! И в то же время – слабость. Только слабость свою она никому не выказывает, единственное ее проявление – когда Генрих прощается с героем, приникает к нему и боится, что после расставания прежний любовник ее убьет.
  8. Виола из «Двенадцатой ночи» У.Шекспира. Гендерная игра, как сейчас модно говорить. Девица переоделась мальчиком, устроилась на работу к герцогу-мачо, влюбленному в гордую красавицу, а закончилось все тем, что гордая красавица влюбилась в переодетую Виолу. Герцог грозился убивать и все такое, но в конце концов женился на Виоле. Девочка, переодетая мальчиком – это да, ноу-хау было для того времени. И сейчас этот прием успешно используется.
  9. Мирандолина из «Трактирщицы» Гольдони. Кокетка, субретка, но при этом с чувством собственного достоинства. Эх, я так был обижен на нее за кавалера Рипафратту, которого она соблазнила и которому жестоко не дала. Бедный мужик, отличная героиня.
  10.  Миледи Винтер из «Трех мушкетеров». Отравительница, шпионка, интриганка, многомужница – какая прелесть. ))) Но встретить такую в жизни?.. Упаси, Боже.

 

Нелюбимых литературных героинь сначала не хотел перечислять, но потом решил-таки повыёживаться. Это чисто мое мнение, поэтому не надо в гневе кусать меня в сонную артерию. Знаю барышень, которые пищат от этих персонажей. Но я не барышня, поэтому не пищу, а так, презрительно морщу нос.

  1. Скарлет о`Хара. Самое ужасное существо женского пола. Расчетливая, эгоистичная, никаких нормальных женских чувств, походя разрушает людские судьбы – чисто ради каприза, или потому что считает, что ей это выгодно. Признаюсь по секрету, мои самые кошмарные сны – они о вампирах, но Скарлетт будет пострашнее вампиров. Хорошо, что она мне никогда не снилась.
  2. Собирательный образ мисс Трепетных Ланей из шквала женских любовных романов. Обычно это девица, своенравная, мнящая о себе черти что, не желающая выходить замуж за шикарного главгера (чтобы не потерять свободу и независимость, да и вообще – чего-то ей туда не хочется). Впрочем, своеобразие характера не мешает ей хотеть главгера до перхоти в ушах. В результате она ему все же отдается, а потом орет: «Я вас ненавижу!» - и прочая, и прочая. Еще она дерется (или пытается это сделать), постоянно сбегает (даже будучи беременной), и собирается выйти замуж за какого-нить противного толстяка, чтобы показать главгеру, что ей на него (главгера) плевать с балкона. Хотя в начале замуж вообще не собиралась. Даже не знаю, что тут ужаснее – отсутствие логики в действиях или постоянные истеризмы (не путать с историзмами).
  3. Другой тип любовных героинь – Марианна, Катрина, Анжелика (Анжелику реабилитировали) и иже с ними. Не девицы, спят с каждым по случаю, без случая и без повода. Абсолютно бесцельное существование. Матери – никакие, хранительницы домашнего очага – совсем никакие. Как апофеоз: героиня отдалась мужчине, лица которого даже не видела, в каком-то морском гроте и была довольна. Курортный роман… просто жесть.
  4. Настя Каменская. Скучнейший и страшнейший образ героини-сыщицы. Мыслит, как компьютер, но при этом ни жрать сварить, ни окна законопатить не может. Как женщина не состоялась, детей нет, семья – только терпит рядом удобного мужчину. Особенный отпад: «Настя, что ты больше всего любишь?» «Задачки решать». Блин, и это ответ взрослой, типа умной женщины… Ну хотя бы сказала: люблю свою работу, люблю раскрывать тайны, люблю шевелить мозгами. Но «задачки решать» - это школьница в фартучке с бантом на макушке. Странное сочетание взрослости и откровенной детской придури – кому-то, может, кажется это милым, но по мне – глупость какая-то.
  5. Женщины Сапковского. Сапковского вообще не люблю, читается он мне тяжело, скучно и с омерзением. Особенно преуспели в вызывании тошноты его «героини» - типа Ремфри, Цири и прочая компания. Аристократки, мать их, которые спокойно переходят в разряд наемных убийц, шлюх и разбойниц. Мне страшно, когда женщина так деградирует. Но кому-то от этого прикольно. Да.
  6. Нестан-Дареджан из «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели. Ее можно было легко записать в пункт № 2. Подбила парня на убийство, всячески оскорбив при этом, а когда ее настигла заслуженная кара, только и могла, что плакать и жаловаться на жизнь – какая она бедная и несчастная. Ходила по рукам всех известных царей-королей того времени, а когда герой ее спас, еще и была чем-то недовольна. То ли спасал он ее долго, то ли был виноват, что ей в плену несладко пришлось.
  7. Дейене́рис Тарга́риен из «Песнь Льда и Огня» Джорджа Мартина. Она мне и по книге не нравилась, а после того, как в известном сериале ее изобразила дамочка с угольно-черными бровями, в белом парике и с идиотским выражением лица (ох уж эти брови «домиком»), Д.Т. мне окончательно опротивела.
  8. Девочка Алла из «Сомбреро» С.Михалкова. Но она, скорее, крутой персонаж крутого писателя. Потому что вызвать такие негативные эмоции к своему персу может только гениальный писатель. Сцену, где Шура Тычинкин наступает на Аллу с ножницами, а она визжит: «Шура! Ой! Ты меня зарежешь!» - я в детстве мог перечитывать и пересматривать с нечеловеческим злорадством и мстительным удовольствием.
  9. Тут два в одном. Севера и Мариэтта из «Найденыша» Ж.Санд. По-моему, в них Санд показала все пороки, какие только могут быть в женщинах – и похотливость, и жадность, и тупость. Ужасные женщины. Не, даже не так. Ужасные бабы. Женщины, умоляю, не будьте бабами!
  10.  Десятого пункта нет. Потому что хороших женщин больше, чем плохих.

 

П.С. В комментариях зашла речь о свободе. Вспомнил вот старинную кельтскую легенду. Король Артур как-то собрал своих рыцарей и спросил: "Кто знает, чего хочет женщина?" Никто из рыцарей ответить не смог - одни называли одно, другие другое. Король отправил своих верных паладинов по миру, чтобы распросили мудрых людей и нашли точный ответ на вопрос. Сэр Гавейн тоже отправился на поиски, долго путешествовал, разговаривал с мудрецами, но никто не мог дать точного ответа. В дремучем лесу Гавейн встретил леди Рагнелл - старуху, мерзкую видом. Она сказала, что знает ответ на вопрос, но прежде, чем ответить, хочет, чтобы сэр Гавейн дал слово на ней жениться. Гавейн, чтобы угодить королю, слово дал и привез леди Рагнелл к Артуру. И когда король спросил: "Так чего хочет женщина?" Рагнелл ответила: " Она хочет свободы, хочет иметь право выбора". Артур был удовлетворен ответом, а Гавейну пришлось жениться на уродливой старухе. В первую брачную ночь, когда он подгадывал - получится или не получится у него отдать супружеский долг такой уродине (не было у него особого желания), он вдруг увидел, что в  постели вместо старухи лежит прекрасная юная дева. Когда Гавейн воскликнул: "Кто ты, и где моя уродливая жена?!" - девушка ответила, что она-то и есть леди Рагнелл. Просто ее заколдовал злой волшебик, которому она жестоко отказала, и приговорил быть старухой, пока кто-нибудь на ней не женится. Но так как Гавейн сдержал слово и женился, теперь она может полсуток быть красавицей. Рагнелл сказала: "Когда бы ты хотел, чтобы я была красивой? Днем или ночью?" Гавейн подумал: если она будет красива днем, все станут завидовать красоте моей жены, но спать мне придется с уродиной, а если она будет красива ночью - спать-то мне будет приятно, а вот днем все станут надо мной насмешничать, да и над ней тоже". И он сказал: "Выбери сама, что тебе больше по душе". Тогда Рагнелл поцеловала его и сказал, что своими словами он разрушил заклинание полностью, и теперь она останется красивой всегда - и днем, и ночью. А все потому, что он предоставил женщине право выбора. 

26 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти