Имею рукопись – готов продавать

Автор: Дашко Дмитрий / Добавлено: 21.09.15, 21:57:17

Моя статья двухгодичной давности. Может, кому окажется полезной.

— Как написать «правильный» текст
Немного терминологии. 
Прошу обратить внимание, мы не будем касаться вопросов написания текста гениального и претендующего на что-то большое, тем более рецепта написания такового не существует. Поговорим о более-менее технически грамотной рукописи, которая способна протиснуться между издательскими рогатками.
«Правильный» текст в данном случае рассматривается не с точки зрения литературоведения, а с издательско-коммерческой. Под таким понимаем рукопись, соответствующую техническим требованиям издательства. При этом нужно учитывать, что техтребования издательств могут существенно отличаться друг от друга, и золотую середину найти невозможно.
Это одна из первых трудностей, с которым нам придётся столкнуться, и, увы, далеко не последняя.
К примеру, издатели не любят связываться с рассказами. Как исключение – тематические сборники-солянки («Зомби в СССР», «Беспощадная толерантность», «Гусариум»). Издать авторский сборник могут позволить себе разве что писатели с именем. Потому дальше речь пойдёт исключительно о крупной форме, как правило, это «романы» (в кавычках потому что с литературоведческой точки зрения многие из романов просто крупные по объёму повести. Тем не менее, сложилось коммерческое понимание фантастического романа, соответствующего только такому критерию, как объём).
Поговорим об этом критерии подробней.
Существует стандартное ограничение на размер рукописи. С чём это связано – не важно, главное, что есть.
Стандартный техминимум на текущий момент – рукопись объёмом 11-17 авторских листов. Я бы рекомендовал ориентироваться на 12 «алок». Это самый оптимальный вариант. В итоге получается томик популярной «пухлости» где-то в 350 страниц.
Что такое «алка»? Одна авторская страница – 40 000 знаком вместе с пробелами. В «Ворде» реализован простой механизм подсчёта количества этих самых знаков. Скажем, в версиях «Офиса» 2007 и 2010 года будет следующая последовательность: вкладка «Рецензирование», в которой  ищем значок «Статистика». Всё просто.
Зато к главам, их количеству и объёму каждой никаких строгих ограничений не существует – всё отдано на откуп автору. Как и наличие/отсутствие эпилога, пролога.
Я бы рекомендовал перед романом подготовить небольшой планчик. Желательно, чтобы автор всё же представлял, с чего всё начнётся и чем закончится. Да и в процессе написания будет намного легче.
Конечно, в итоге от первоначального плана останутся рожки да ножки, но помощь будет ощутимая, уж поверьте!
Знаю авторов, у которых план по объёму вполне сопоставим с романом, но тут кому как удобнее работать.
Количество сюжетных линий, плотность текста, манера письма от первого или третьего лица, в настоящем или прошедшим времени – всё это на совести автора, лишь бы было оправдано и не отдавало за версту скукой.
Теперь перейдём к стилистике. Требования к ней достаточно простые. Коммерческий автор в первую очередь интересный рассказчик, и лишь во вторую - стилист. Не могу сказать, что стилистические изыски прямо таки приветствуются. Зачастую просят бойкий слог, где в минимуме слов заключён максимум информации. И я вполне понимаю издателя. Редкий автор сумеет удержать внимание читателя многостраничными описаниями, словесные «кружева» удаются ещё меньшему количеству писателей. И  тем более не стоит переувлекаться такими вещами, если пишешь литературу жанровую, остросюжетную. Тут главную роль играет динамика.
Не злоупотребляйте «былинностью», следите за частотой местоимений. Знаете, иногда неприятно воспринимать сплошное «он/она». Есть же другие слова, которыми можно их замещать время от времени!
Напомню про классическое «кивнул головой» или того круче «кивнул своей собственной головой». Достаточно просто «кивнул».
Аккуратней с сорняками вроде словечка «свой» и его производными.
Следите, чтобы текст не был излишне перегружен. Знаете, вместо «встал со своего места» можно написать короткое и ёмкое «встал».
Старайтесь чтобы все ружья стреляли, сведите к минимуму количество персонажей, функция которых разве что сведётся к одной единственной фразе типа «кушать подано».
Постарайтесь придумать захватывающий сюжет, раскидать щедрой рукой загадки (но такие, которые было бы интересно отгадывать не только автору), сделайте так, чтобы читателю сходу захотелось влезть в «шкуру» вашего главгероя, чтобы он его полюбил, воспринял как часть самого себя.
Первые несколько строчек – самые важные. На них будет ориентироваться издатель, на них будет смотреть потенциальный покупатель. Сделайте их яркими. Чтобы сходу – БАЦ! И глаз от текста уже не оторвать.
Не стесняйтесь мелодраматизма, если чувствуете, что это пойдёт тексту на пользу. Даже пафос и тот хорош, когда в нужном месте и в нужном количестве.
Соблюдайте разумный баланс действий, описаний и диалогов. Муторно читать портянку из диалогов, но без них совсем плохо.
Старайтесь, чтобы речь ваших персонажей не выглядела фальшивой. Можете проговорить её. Если чувствуете, что фраза натужно-неестественная – перепишите или выкиньте. Ваши «персы» должны говорить как живые люди, а не картонки.
Идеальный текст с точки зрения издателя – тот, от которого невозможно оторваться, а потом ещё и возникает дикое желание побежать за «второй серией». Потому, даже если пишешь одиночный роман, всё же стоит позаботиться о намёке на продолжение.
— Как грамотно оформить рукопись
Рукопись вы можете писать в любой удобной для вас программе, но издателю высылайте только обычный «ворд»-файл. Этот файл должен иметь имя, желательно «латиницей». В идеале необходимо, чтобы имя было связано с вашей фамилией и названием книги. Так редактору потом будет проще искать файл у себя на компьютере.
Пример. Рукопись романа Василия Пупкина «На поле танки грохотали» - высылается в файле «Pupkin. Na pole tanki grohotali.doc»
Никаких экзотических шрифтов. Стандартный «Times New Roman» двенадцатый кегль устраивает 99,999999% издателей.
На первой странице рукописи обязательно укажите ваше полное имя, адрес электронной почты, номер сотового. Эту информацию можно ещё вставить и в верхний колонтитул файла – всякое бывает: теряется и файл, и первая страница, подстраховаться стоит.
Вполне вероятно, что рукопись в итоге примут. Чтобы потом верстальщик издательства не проклял тот день, когда на него свалилась ваша рукопись, избегайте делать отступы кнопкой табуляции. Лучше заранее задайте все настройки в самом «ворде». Вам потом и самому будет легче.
Да, некоторые издатели (в частности ИД «Ленинград») просят вставлять синопсис (о нём подробнее позже) в текст рукописи, но чаще всего синопсис отправляется отдельным файлом в сопроводительном письме к издательству.
Вот собственно и весь нехитрый секрет оформления рукописи.
И как я уже писал выше – подавляющее большинство издательств работают с рукописями по электронной почте, нет нужды высылать им распечатку по почтовому адресу.
E-mail, на который нужно высылать рукописи, обычно указывается на сайте издательства. Это может быть как общий ящик для всего издательства, так и разный, в зависимости от редакции.
В теле сопроводительного письма обязательно напишите ваше полное ФИО, домашний адрес, номера телефонов, по которым вас можно будет найти, укажите название рукописи, её объём в авторских листах или знаках с пробелами, напишите краткую аннотацию (поменьше громких слов). Если издавались – укажите библиографию. Но если речь идёт о так называемом издании за свои деньги, лучше деликатно о сём умолчать. Этот факт может сыграть не в вашу пользу. 
— Что такое «синопсис» и с чем его едят
Грубо говоря, синопсис – краткий пересказ основных событий романа. Запомните, не аннотация, а именно пересказ. Назначение синопсиса сугубо утилитарное – это своеобразный навигатор по вашей рукописи, облегчающий жизнь редактору издательства.
Не надо детально расписывать всё от и до, постарайтесь уложиться в одну-две странички.
Синопсис принято писать в настоящем времени. Никаких описаний, только основные события и крайне конспективно.
Правда, бывает ещё и «развёрнутый синопсис» - это уже штука поинтереснее и больше похожа на план рукописи. Обычно используется в том случае, если издательство предлагает автору написать роман на интересующую их тематику. Как правило, обе стороны процесса заранее согласовывают этот синопсис, и уже потом автор работает по нему, стараясь придерживаться по максимуму.
— Надо ли бояться редактора
Разумеется, тяжело набираться духа и высылать нетленку совершенно незнакомому человеку, от которого зависит - примут твою рукопись или нет.
Тем не менее, бояться не нужно. Хорошая рукопись обычно говорит сама за себя.
Другое дело, что сроки рассмотрения отнюдь не короткие. На сайтах издательств обычно указываются два-три месяца. Если бы оно было так! Процесс может длиться и год, и два. Что поделать! Набирайтесь терпения и ждите.
Главное держать руку на пульсе. Отправили рукопись на электронный адрес издательства? Не поленитесь, через пару дней обязательно позвоните и узнайте – дошло письмо или нет. Интернет воистину бездонен, и письмо могло заплутать. В конце концов, его мог удалить с почтового сервера специфически настроенный спам-резак издательства.
С регулярностью звонок в месяц/полтора с максимальной тактичностью напоминайте о себе в издательстве, пока не будет принято окончательное решение.
Ничего страшного в этом нет. Это нормальный рабочий процесс.
— Особенности работы с литагентом
В большинстве стран издатели редко сами работают с самотёком (т.е. с поступающими в их адрес рукописями). Обычно функцию предварительного отсева осуществляют разного рода литературные агенты, которые впоследствии будут представлять ваши интересы (не безвозмездно, разумеется).
В нашей стране институт литагентов не сложился. Есть несколько человек относительно успешно работающих в этом качестве, но даже если они видят в рукописи потенциал и начинают её всячески пристраивать, никакой гарантии, что рукопись выйдет в свет, не существует.
К тому же авторские гонорары (о них ниже) у нас невелики, и литгагентам просто невыгодно ломать копья за те смешные суммы, которые им перепадут.
Обязательно запомните: настоящий литагент не берёт с вас деньги авансом, а получает только проценты от вашего гонорара. Иначе вы рискуете нарваться на обычного мошенника, который получит с вас денежку, а потом будет кормить сказками до конца действия договора.
Но лучше всего пытаться пристраивать рукопись самостоятельно. Вы сами нарабатываете нужный опыт и связи в издательствах, а не чужой дядя.
Тем не менее, у нас в городе есть автор, который работал и через литагента. Итогом сотрудничества стал один опубликованный роман. Куда больше этот автор издал самостоятельно.
— Кому продать (грамотный подход к выбору издательства)
Я бы не советовал начинать писать рукопись, пока не намечен потенциальный покупатель. Понимаю, что это не очень красиво звучит, однако давайте будем реалистами. Шанс на то, что каждый из нас потенциальный Акунин, Кинг или Донцова велик, но издатели отличаются излишней скептичностью, и переубедить их ой как непросто.
Ещё с девяностых годов издатели поняли, что раскручивать отдельную книгу или отдельного автора крайне накладно и не всегда оправданно, потому сделали ставку на раскрутку своих серий. Каждая такая серия своеобразный маячок для покупателя, который примерно понимает, что ждёт его под конкретной серийной рамкой.
Сериям стараются придать «говорящие» имена. Скажем, «фантастический боевик» или «магия фэнтези». И нам уже примерно понятно, что будет наполнением для каждой серии.
Поскольку практика большого количества серий себя не оправдала (как пример – массовое схлопывание серий у АСТ или ЭКСМО), издателю проще сконцентрироваться на трёх-четырёх, но зато самых ходовых и проверенных временем.
Эти же серии помогают ориентироваться в океане книжной продукции не только читателям, но и авторам.
Иногда серии бывают очень и очень узкими. И потому, если в портфеле издателя значатся только серия а ля «Атомный город» (книги на постапокалиптическую тематику) или «Z.O.N.A.» (сталкерство), нужно хорошенько подумать – стоит ли высылать туда фэнтези-детектив или любовную драму. Есть, конечно, вероятность, что в планах у издателя запуск серии как раз на любовно-романтическую тематику, но я оценивал её как не очень высокую.
Потому, если вы сели за рукопись, и не горите желанием писать в стол, стоит заранее «разведать» обстановку, чтобы понять, куда её будет лучше пристроить. Разумеется, книгу всегда можно выставить на всеобщий доступ, выложив, к примеру, на знаменитом Самиздате (http://samlib.ru ) Максима Мошкова, на других раскрученных и не очень сетевых ресурсах (Проза Ру и т.д.). Более того, вы можете попытаться торговать электронной версией, заключив договор с магазинами е-книг, самый крупный из которых «Литрес» (http://www.litres.ru ), но мы ведём разговор о более желанном для большинства авторе способе – гонорарной публикацией на «бумаге».
Надо понимать, что ситуация в книгоиздании критическая, и авторское предложение существенно превышает издательский спрос. Потому писатель должен хорошо ориентироваться в том, кто и что выпускает.
Фантастические серии есть как у двух наших монстров  АСТ и ЭКСМО, так и у относительно небольших нишевых издательств, вроде «Альфа-книги», ИД «Ленинград», ИК «Крылов», «Снежный ком М», «Центрполиграф».
Собственно, это едва ли не полный список издательств, работающих с фантастикой на нашем рынке.
В настоящее время появляются ещё и издательства, специализирующиеся на технологии «печать по требованию» («Фантаверсум»), и иногда у них бывают свои бестселлеры, продающиеся тиражом сопоставимым со стартовым обычного издательства, но пока большинство таких POD-книг (print on demand) идёт в мягкой обложке и по весьма высокой цене – раза в два-три выше средней. Да и в магазинах их не увидишь по понятным причинам. Приплюсуйте к высокой стоимости таких книг ещё и немалые почтовые расходы. Так что делайте выводы сами.
Возможно, в ближайшем времени во многих городах в шаговом доступе появятся полиграфические автоматы, которые позволят вам распечатать и переплести любую книгу из каталога, но пока расцвета такой технологии мы не наблюдаем. Хотя всё может быть, прогресс непредсказуем.
Ещё кризис очень сильно ударил по платёжеспособности издательств. Падают тиражи и гонорары, не редкость ситуация, когда издатель просто не в состоянии выплатить автору даже смешные деньги за его книгу. Но тут уж как повезёт, во всех ситуациях бывают исключения.
— Виртуальная жизнь рукописи (литературный журнал «Самиздат» и пиратские ресурсы)
Очень многие изданные книги начали свою жизнь на страницах литературного журнала Самиздат при библиотеке Максима Мошкова. Адрес этого ресурса http://samlib.ru
Практически все издатели мониторят этот ресурс в поисках свежих рукописей. Да и благодарных читателей, которые потом покупают ваши книги, можно встретить там же. Потому со своей стороны буду всячески рекомендовать этот ресурс как отличное пиар-подспорье и стартовую площадку с огромной посещаемостью. Да, там легко затеряться, но своего читателя найдёт практически любая рукопись, а уж он-то постарается, чтобы о ней узнало как можно больше других пользователей Самиздата. Главное неписанное требование популярности на СИ – регулярная выкладка свежей «проды». Берите эту тактику на вооружение!
Ещё самиздатовский читатель в большинстве своём настроен позитивно, чего не сказать о самых крупных пиратских ресурсах вроде Либрусека или Флибусты. Уж там-то любят перемыть косточки любому произведению. И если на СИ автор выкладывает свою рукопись сам, то пираты растаскивают чужое добро по своим кубрикам никого не спрашивая.
Тем не менее, и там есть хоть какая-то обратная связь, которая так нужна любому автору.
— Типовой издательский договор – нюансы
Любое хорошее дело начинается… нет не с перекура, а с договора.
Если издателю понравится ваша рукопись, он вышлет вам на электронный ящик «рыбу» типового договора. Ваше дело ознакомиться, и в случае согласия, либо самому заполнить болванку, либо переслать нужную информацию человеку, отвечающему в издательстве за составление договоров, а тот перешлёт вам уже окончательный вариант, который вы распечатаете в нужном количестве экземпляров, подпишите и вышлете заказным письмом на почтовый ящик издательства.
У большинства издательств договоры схожи, отличия незначительны.
Начинающему автору торговаться не стоит – пока что он в мире литературы никто и зовут его никак.
Если издательство из тех, что у всех на слуху (в хорошем смысле) необходимости бежать с договором к юристу нет. Знакомый юрист и на пустом поле с мильон потенциальных подводных камней нароет, а идеальных договоров в природе не существует, так что после беседы с ним будете сидеть волосы дыбом. В итоге вы, скорее всего, просто останетесь без публикации.
Чего-то сверхординарного в договорах нет. Вы передадите права издателю на оговоренное количество лет (обычно от трёх до пяти). Будет замечательно, если в договоре укажут время, за которое издатель должен выпустить вашу книгу, в противном случае договор считается аннулированным.
Издатель постарается взять на себя права не только на физическую печать, но и на электронку, на возможную сценарную переработку, перевод и т.д.
— Жизнь после выхода книги (пиар и реклама, что ждать, на что настроиться) 
В подавляющем большинстве случаев выход книги не приносит автору ни нового статуса, ни дивидендов. Выстреливает, по-настоящему вознося автора на гребень волны, ничтожная часть книг, потому не стоит думать, что первая публикация разом сделает вас медиа-звездой. Не будет возле вашего дома кучи репортёров со вспышками, не станут ночевать в подъезде фанаты, в ванной не спрячется папарацци. Писатели находятся где-то в самом низу пирамиды медийной известности. Мало кого из них знают в лицо, да собственно, большинству этого и не хочется.
Потому рассматривайте первую книгу как аванс, задел на будущее. Причём выход её ещё не означает, что теперь издательство с руками оторвёт у вас любую другую рукопись. Нет, пока вы не начали приносить стабильный и солидный доход, вы по-прежнему располагаетесь на одной планке с другими участниками «забега».
Но всё же у вас появился повод гордиться собой и отметить это событие.
Ну и стоит отметить, что издательства крайне редко вкладываются в рекламу книг, примеры масштабных рекламный компаний можно пересчитать по пальцам (Глуховский, Брусникин/Акунин), и не все из них в итоге себя окупили.
Более того, массовый покупатель стал разборчивей и рекламными растяжками через весь Невский проспект или Тверскую его не заманишь. Перестала действовать реклама в метро, а ТВ-ротация буктрейлеров немыслимо дорогое удовольствие, которое не могут позволить себе даже наши гранды.
Потому пиар книг и вас, как автора, приходится брать в свои руки. Но это тема для одного большого разговора, ибо виртуальная раскрутка чаще всего увеличивает скачки ваших книг с нелегальных ресурсов, не приводя к росту продаж.
Кроме того есть ряд примеров, когда агрессивный самопиар возвёл некоторых авторов в ранг городских сумасшедших (не хочу показывать пальцем).
— Почему гонорары смешные, а дачу в Переделкино не дают
Дачу в Переделкино вам не дадут, потому что старый советский союз писателей – орган могущественный и богатый, приказал долго жить. А его многочисленные приемники не имеют и тысячной доли авторитета и возможностей прежнего СП СССР.
Да и отношение к пишушей братии со стороны власть предержащих давно поменялось. Когда-то, при Сталине,  мы были инженерами человеческих душ. Нас слушали, за нами шли, мы были рупором, сеяли разумное, доброе, вечное. Сейчас мы тоже продолжаем сеять эти ростки, но внимание власти сосредоточено на других, более ярких и девственных ресурсах, влияющих на умы. ТВ – вот что в почёте на политическом Олимпе.
А гонорары смешные потому, что мало кто из нас имеет армию преданных читателей, которые готовы сметать с прилавком многотысячные тиражи. Как только обзаведёмся таковой – будут и гонорары, будет всё.
Хотя, мне понравилось одно из высказываний Захара Прилепина в ответ на мой вопрос, прозвучавший во время встречи с писателем в городской библиотеке Череповца.
Прилепин привёл ситуацию с Болотной, когда по его словам митингом болотников «рулил» писатель Дмитрий Быков, неподалёку был митинг «против Болотной» с Прохановым на трибуне, ну, а со стороны правительства идеологические вопросы курировал Сурков, тоже писатель. Так что идёт за нами народ! Может, наших книжек не читает, но идёт!

Комментарии автору:

Всего веток: 10

Эйрена Эн 08.10.2015, 14:56:28

Как раз сейчас планирую начинать новый роман. Воспользуюсь всеми советами. посмотрим получится ли.
Заранее благодарю!

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Дашко Дмитрий 08.10.2015, 19:28:03

Эйрена Эн, Вам спасибо!
Всё получится!

Дашко Дмитрий 22.09.2015, 20:02:55

Рад, если оказался чем-то полезен!
Как же здесь не хватает смайликов!

Ольга Жакова 22.09.2015, 08:48:52

Полезная статья! Только, знаете, очень плохо читается эта простыня. Может, стоит разбить на несколько частей подзаголовками?

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Дашко Дмитрий 22.09.2015, 20:01:40

Ольга Жакова, Выложено, поэтому переделывать уже лень.

Кияница Вероника 22.09.2015, 09:58:38

Спасибо! Интересная статья)))

Елена Болотонь 22.09.2015, 07:36:00

Замечательная статья. И что важно, правдивая. Из чего подтверждаю свое убеждение - Каждый спасает себя сам. ))))

Аф Морган 21.09.2015, 23:36:18

Спасибо! Очень полезно!

Максим Анаэль 21.09.2015, 22:25:41

Пригодится! Спасибо за статью :)

Атомная Пуля 21.09.2015, 22:19:54

Да, спасибо, весьма полезно.

Макс Уорлок 21.09.2015, 22:15:35

"Как только обзаведёмся таковой – будут и гонорары, будет всё."

Писать надо хорошие книги, а не просто коммерчески-востребованные и соответствующие маркетинговой политике. А у нас ради наживы антуражную фантастику пишут да бульварное чтиво. Потом ещё армий поклонников хотят. Лет через десять об этих книгах уже никто не вспомнит, кроме разве что самых преданных задротов. Издательствам главное - найти авторов, которые пишут то, что популярно в новом году, авторам - заработать на этом хоть что-то, а то и вообще все возможное выжать из этой темы.
А вот Глуховского не забудут (про его одноименную серию от других авторов молчу, конечно), Роулинг не забудут, Кинга не забудут. Душу надо в книги вкладывать, а не желание на новом жанре бабла поднять.

Дмитрий Арц 21.09.2015, 22:14:17

внушительно. Спасибо.