Скотт Майерс. Два этапа создания героя: от архетип

Автор: Ирмата Арьяр / Добавлено: 29.07.16, 16:23:29

Наткнулась на любопытную статью, которая поможет автору избавиться от картонных персонажей и выстроить подкупающий достоверностью сюжет. Написано для сценаристов, но вполне подойдет и романистам. Еще любопытно, что функции Антагониста здесь переданы Немезиде :)

Два этапа создания героя: от архетипа к психологии

Администратор сценарного блога Go Into the Story Скотт Майерс рассуждает, почему сценарист должен исследовать свою историю с двух точек зрения — находясь внутри ее вселенной и наблюдая за ней со стороны.

На размышления Майерса натолкнул сценарист Дейв Баллис, посещающий его онлайн-курс по сценарному мастерству и высказавший два следующих замечания: «Скотт, до этого онлайн-занятия я думал, что:

1. На героях строится сюжет. У героев должны возникать собственные проблемы, они должны вставать перед выбором.

2. Герои не настоящие люди. Они — воплощения идеалов.

Что ты думаешь об этом?»

Скотт Майерс решил дать развернутый ответ на вопрос, хотя и отметил, что на эту тему можно спорить до бесконечности, потому что «а) оба утверждения кажутся верными; б) также они кажутся противоречащими друг другу: если герои не являются настоящими людьми, то как у них могут возникать собственные проблемы?»

Скотт начал с того, что сформулировал два возможных варианта отношения автора к своим героям и миру истории. В первом автор погружается в этот мир, общается со своими героями внутри него, слушает их и наблюдает за ними: «Мы можем сделать это с помощью таких упражнений, как беседы с героями, их интервьюирование, создание монологов для них и т.д. Как только герой оживает в нашем воображении, он может появиться где угодно: когда мы болтаемся по дому, идем за продуктами, спим. И так они тянут нас за собой в свою вселенную».

Второй подход для автора — выйти из этой вселенной истории, наблюдать за ней со стороны: «Так мы можем достичь уровня объективности, благодаря чему станут понятны отношения между персонажами и сюжетные линии, проявится повествовательная структура, сцены соединятся, вырисуются темы и т.д. С этой точки зрения мы сможем следить за сюжетом целиком, выбирая конкретные моменты из жизни вселенной, вытаскивая только то, что точно необходимо, чтобы сформировать историю». Но эти две точки зрения не взаимоисключающие: «Нам нужны оба подхода. Мой опыт подсказывает, что во время написания и переписывания истории мы часто погружаемся во вселенную истории и отходим от нее».

Когда автор внутри истории, герои становятся для него реальными людьми со своими проблемами. Они живут своей жизнью, у каждого свои психологические особенности. Задача сценариста — копнуть глубже, чтобы увидеть, что они собой представляют, и разглядеть их внутреннюю динамику — желания, потребности, внутренний раскол, теневые стороны, воспоминания, страхи и т.д.

Выходя за рамки истории, говорит Майерс, мы должны определить, какую функцию герой выполняет в повествовании, и также понять, к какому архетипу принадлежит. Майерс называет несколько архетипов и дает им общую характеристику:

1. Протагонист (Protagonist) — герой, который движется вперед к достижению определенной цели.

2. Немезида (Nemesis) противостоит протагонисту, тем самым создает центральный конфликт в истории.

3. Аттрактор (Attractor) — сердце истории, с ним связано эмоциональное развитие протагониста.

4. Наставник (Mentor) — мозги истории, связан с интеллектуальным развитием истории.

5. Трикстер (Trickster) — это герой, который испытывает протагониста, он может становиться из союзника во врага, из врага в союзника, чтобы помочь протагонисту понять, чему ему надо научиться.

Далее читать тут: Источник

Еще по теме

поспорить об архетипах в литературе ТУТ

 

 

Комментарии автору:

Всего веток: 2

Комментировать

Анна Бруша 29.07.2016, 17:16:18

Очень емко и правильно. Сама использую оба этих подхода/взгляда на историю.

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Ирмата Арьяр 29.07.2016, 17:47:02

Анна Бруша, Да структуризация помогает.

Адика Олефир 29.07.2016, 17:13:46

Интересно, спасибо

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Ирмата Арьяр 29.07.2016, 17:46:36

Адика Олефир, Да мне-то не за что, я только поделилась свеженькой ссылкой