Суфражистки в художественных книгах того времени

Автор: Ольга Малашкина / Добавлено: 08.08.16, 10:59:22

Мне случайно попалось малоизвестное произведение Конан-Дойла "Приключения в загородном доме" («Beyond the city»). Роман весьма посредственный, видно, что писался чисто для заработка, но я его дочитала - потому что одна из героинь внезапно оказалась суфражистка! Дело происходит в Англии, год публикации 1892 или 1893. То есть до событий фильмов "Ангелы с железными зубами" и "Суфражистка" - ещё лет двадцать. Выходит, встретить суфражистку в пригороде Лондона было настолько обычным делом, что популярный писатель спокойно пишет об этом в проходном романчике?

Конечно, соседи-мужчины поначалу шокированы тем, что миссис Уэстмакот курит, пьёт крепкий алкоголь, физически сильна и объездила полмира (правда, она также красивая и овдовевшая, то есть гетеронормативна по основным параметрам). Но потом ей удаётся убеждением, "мужскими" интересами и харизмой привлечь на свои либфемные собрания всех влиятельных мужчин в окрестностях. По Дойлу выходит, что в борьбе за законодательные права для женщин сами женщины несильно полезны - у них в основном нет ни денег, ни интереса к политике. Соратницы миссис Уэстмакот, если они где-то и есть, автора просто не интересуют.

А вот персонажки романа относятся к ней отстранённо и с подозрением. Старушки чуть ли не падают от неё в обморок. Две молодые сестры боятся, что эксцентричная вдова захомутает их папашу-добрячка, и доводят её идеи до абсурда, чтобы вызвать у папеньки отвращение к эмансипированным женщинам. Сама миссис Уэстмакот выручает одного из соседей-мужчин из финансовой передряги, покрывает братца-преступника и уезжает в США развивать сеть суфражистских организаций. Но это, собственно, второстепенная линия романа, а в центре его - две банальные гетеропары.

При таком сомнительном сюжете, суфражистским идеям даётся достаточно места:

«Женщин слишком много, а таких занятий, которым они могли бы посвятить себя, очень мало. Идти в гувернантки? Но теперь совсем нет мест. Давать уроки музыки и рисования? Но из пятидесяти женщин едва найдётся одна, у которой был бы талант. Сделаться доктором? Но для женщин эта профессия всё ещё сопряжена с затруднениями: нужно учиться долго и иметь небольшое состояние для того, чтобы получить диплом. Идти в няньки? Но это тяжёлый труд, который к тому же плохо оплачивается, и вынести его могут только те, у кого крепкое здоровье. Что же они должны делать? Сидеть сложа руки и умирать с голода?»

«Посмотрите вон на того мужчину, который копает землю в поле. Я его знаю. Он не умеет ни читать, ни писать, пьяница, и ума у него столько же, сколько у картофеля, который он выкапывает. Но у этого мужчины есть право голоса, и его голос может иметь решающее значение на выборах и оказать влияние на политику нашего государства. А вот, чтобы не ходить далеко за примерами, я – женщина, которая получила образование, путешествовала, видела и изучала учреждения многих стран, у меня довольно большое состояние, и я плачу в казну налогами больше денег, чем он тратит на выпивку, однако я не имею влияния на то, как будут употреблены эти деньги – всё равно как вон та муха, которая ползает по стене. Разве это справедливо? Разве это честно?»

И так далее ещё много. Такое ощущение, что Дойл настолько не верит в успех её идей, что даже не особо пытается её очернить. Персонажка получилась странной богатой чудачкой, не более того. Хотя, может быть, её сигары, портвейн и шаровары для читательниц того времени уже казались верхом неприличия, и Дойлу не было необходимости добавлять сверху.

Ворчание мужских персонажей переходит в доброжелательный сексизм: мол, так и быть, милые дамы, мы вам по-рыцарски сделаем одолжение, раз уж вы так хорошо нас хвалите и обслуживаете – посидим на вашем собрании за эмансипацию. А если бы миссис Уэстмакот была некрасивой, небогатой, не льстила бы мужчинам напропалую, и вообще была бы не миссис, а мисс? Сколько бы весили её слова в глазах достопочтенной мужской публики? Риторический вопрос.

Собственно, мне хотелось спросить у сообщниц - в каких ещё художественных книгах рубежа XIX-XX веков фигурируют персонажки-суфражистки? Есть ли подобные повести, романы, рассказы женского авторства? И не о публичных фигурах, а о рядовых участницах движения?

Источник: http://fem-happy-alone.livejournal.com/45013.html

0 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти