Отзыв на повесть "Ритуал" С. и М. Дяченок

Автор: Светлана Гольшанская / Добавлено: 10.08.16, 10:56:21

О драконских ритуалах

Интересно, можно ли тут постить рецензии на книги, не вышедшие из-под пера обитателей портала...

После прочтения отзыва на фильм таки намылилась прочитать, хоть и не собиралась читать ничего вовсе. А вот захотелось как-то реабилитироваться в своих глазах. И… проглотила за один вечер. Благо, маленькое и язык располагает не тормозить часами над одной фразой, гадая, что хотел сказать автор. Как же меня задолбало это у сетевых авторов. Говорят, что хорошая книга должна оставлять долгое послевкусие, так вот, он действительно осталось. Несколько дней ходила как пришибленная и постоянно ловила себя на мыслях о героях и смыслах. Не думаю, что в ближайшие дни смогу прочитать хоть что-нибудь еще, потому что все остальное 100% будет плохо и блекло на фоне.

По жанру это скорее философская сказка-притча, чем фэнтези. Слишком условен мир, сюжет и персонажи строго подчинены идее. Но от этого проникаешься только острее. Чем-то напомнило обожаемую мной «Сказку странствий» Митты. Атмосферой что ли, посылом.  

Сюжет довольно банален – принцессу похитил дракон, а прекрасный принц его победил и жили они долго и счастливо. Ну почти. Но это только на поверхности, но смыслы можно искать долго, перечитывая и путешествую по лабиринтам слов, обдумывая поступки героев и их последствия.

Первоочередной посыл, явно следующий из названия, жизнь – это цепь ритуалов, навязанных обществом, предками, детскими фантазиями еще кем-то, закостенелых и утративших всякий смысл. Тем не менее ритуалы довлеют над нами. Кажется, вырвался из их цепи, ан нет, все равно затягивает обратно, перемалывает жерновами. И трудно, невероятно трудно в этом строго ритуализованном обществе хотя бы просто остаться верным себе, а не то, что выжить. Ритуал номер раз – принцесса обязательно должна быть красивая и кроткая, а если тебе не повезло уродиться дылдой, да еще сорвиголовой, то единственная участь, которая тебя ждет – быть скормленной морскому чудищу в качестве жертвы. Ритуал номер два – принц обязан всегда быть на высоте, даже когда эта самая высота предписывает тебе броситься в пасть дракону и жениться на девице, которую не любишь, но коли проявишь где-то слабость, то толпа, которая до этого осыпала тебя цветами, будет плевать тебе в лицо. Ритуал номер три – дракон обязан иметь брата, чтобы убить его и доказать свою силу, обязан съесть принцессу и попутно сожрать парочку явившихся ей на выручку рыцарей, чтобы вписать свое имя на камне в ритуальном зале, но если ты единственный отпрыск, к тому же пишешь на камнях стихи вместо имен своих жертв, то прослывешь выродком, позором рода и погибнешь во имя любви в лапах морского чудища. Возможно ли вырваться их порочного круга (последний и есть первый, первый и есть последний – круг, повторяет Тот-кто-смотрит-из-скалы) условностей и воспарить хоть на мгновение над суетным миром, чтобы понять всю тщетность возводимых в веках порядках?

Главный герой здесь, как ни странно, дракон. С него все начинается, он же двигает сюжет своими решениями и поступками, на нем все и заканчивается. Ему одному удается вырваться. Почему? Потому ли, что не человек, потому что есть могучие кожистые крылья, способные перенести его за тридевять земель, потому ли, что последний из рода и терять ему уже совершенно нечего… А может просто… Герой с большой буквы, по-настоящему сильный мужчина, хоть и нет у него никаких амбиций, воли к власти. Даже уродливую, сварливую, негодную принцессу и ту съесть не смог, чтобы свой Ритуал исполнить. Ведь и правда, как легко преисполняться сочувствием, влюбляться в красивую картинку, когда все соблазняет и манит, так каждый может. А поди ж ты, пожалей гадкого утенка, послушай, какие несуразности он лепечет, восхитись, пойми и прими таким, каким он есть со всеми недостатками, неправильностями, раздражающими вещами… Многие так могут? Многие ли могут неподдельно печься о других, ставить их интересы превыше своих? Дракон вот смог. Даже отпустить смог во имя любви. Правда, не учел, что неправильную принцессу оценить сможет только неправильный дракон, а вот правильный принц – вряд ли.

Хотя тут возникает дилемма – всегда ли самый легкий путь правильный? Быть может, лучше было не отдавать свою любовь первому встречному проходимцу, потому что так «правильней» с точки зрения ритуала? Хотя оценила бы она? Поняла, не хлебнув горя с принцем, что на самом деле потеряла?

Принцесса тоже неправильная. Некрасивая, несдержанная, излишне любопытная, излишне оригинальная и творческая. И кажется, что только такая, восторженная, живая, не скованная еще ритуалами девушка могла взорвать привычную жизнь и взволновать проведшего двести лет в одиночестве дракона. На нее непереносимо злишься, потому что не поняла, не разглядела, не уберегла такого мужчину, забыв обо всем, побежала за красивой картинкой, которая на проверку оказалась миражом. Но, видно, слишком сильно в ней пророс этот общественный Ритуал – любви к прекрасному принцу.

Принц тут на первый взгляд единственный правильный. И красивый, и умный, и доблестный, и удачливый… и еще длинный список всяких достоинств. Только на проверку оказывается так себе человек. Хотя может все дело в браке по расчету с нелюбимым, неблизким, непонятным человеком, каждое «неправильное» действие которого непомерно раздражает. Вот он и решается на подлость, которая стирает всю позолоту с его образа.

Конец в любом произведении – как венец должен впечатлять и оставлять глубокий осадок. И он тут именно такой, эмоциональный, логично оканчивающий это путешествие героев к тому, чтобы преодолеть себя и свой дурацкий Ритуал, выйти за грань, чтобы все уже никогда не было таким, как прежде. Удается – дракону, маленькому выродку, который так и не смог съесть принцессу. Зато смог на одной силе воли перелететь через моря, горы и пустыни, чтобы добраться до легендарной прародины драконов, смог бросить вызов древнему врагу своего племени, хотя и знал, что из этой битвы не выйдет живым. Смог в отличие от своих предков победить, потому что дрался впервые не для себя, а для кого-то другого. В этом, по-моему, и есть торжество истинной воли, силы и любви. И очень жаль, что сейчас это мало кто понимает.

И напоследок финальные фразы, как квинтэссенция все книги:

"Распростертый на песке человек смотрел на женщину, прикованную к скале. В лучах высокого солнца она было невыносимо прекрасна".

Говорить об этой истории можно еще долго, на самом деле это лишь верхушка айсберга смыслов. Чего стоит хотя бы «циничная» принцесса Оливия, которая даже не может найти в себе душевных сил, чтобы исполнить Ритуал и прийти на свадьбу соперницы.

К сожалению, рецензент из меня скверный, поэтому рекомендую читать самим и наслаждаться. Книга о том, чем любовь отличается от пустой страсти, которые сейчас, к сожалению, очень часто путают.

Зы. Кино по-моему не то и не о том…

8 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти
avatar
Учайкин Ася
11.08.2016, 07:10:05

Фильм откровенная дрянь. Досмотрел до конца лишь по одной причине - пытался понять, что хотели сказать его авторы. Они даже не удосужились донести до зрителей идею "Он -дракон". Исплевался.
Книга несколько лучше, по крайней мере, ее можно без злости дочитать до конца, но уж много в ней условностей, так называемых Ритуалов.
А рецензия ваша отличная, прочувствованная.

Учайкин Ася, Спасибо!
Ну да, Дяченки ближе к сказке пишут, чем к каноничному фэнтези, но мне нравится)

"Интересно, можно ли тут постить рецензии на книги, не вышедшие из-под пера обитателей портала..." Никто вроде не запрещал... )
И спасибо за рецензию, она отличная
+1000 :)

Наталья Сапункова, Я надеюсь, что не запрещал. Спасибо!

avatar
tsir
10.08.2016, 23:09:56

Очень понравилась книга) Вначале увидела фильм, потом работы художницы https://vk.com/album-80261492_211269455, после чего захотелось прочесть. Так и открыла для себя Дяченко. Ещё очень впечатлили "Пещера" и "Шрам")

tsir, Очень красивые иллюстрации. Про "Шрам" наслышана, но руки пока не дошли)

С фильмом вообще сравнивать бессмысленно, потому что фильм - среднестатистический, визуально местами красивый, и, в общем-то, приятный такой фильм на один вечер.Меня, например, приятно удивило, что там нет пошлости и грубости, чем так грешат многие современные фэнтези-фильмы.
А Дяченко не умеют быть мягкими со своими героями. Мне единственное, что в книге не понравилось - это финал. Потому что открытый финал предполагает множестве вероятностей, а я избираю всегда ту вероятность, которая хуже всего. И это такой диссонанс, неприятный осадок. Но это та книга, которая равнодушным не оставит точно. Я над ней, помнится, даже плакала, потому что с героями очень легко себя соотносить, это очень эмоциональная книга, глубоко психологичная, несмотря на фэнтези-сказку-притчу.
А еще у Армана прекрасные стихи.
Ну вот, почитала рецензию, и захотелось снова перечитать книгу. Потому что такие книги точно надо время от времени перечитывать, и от этого они только лучше раскрываются.

Ирина Кварталова, Я редко женскими персонажами проникаюсь, там скорее Арману сопереживала. Искала себе идеальный мужской образ в книге и вот нашла...

avatar
Ольга Герр
10.08.2016, 11:49:07

Одна из любимых книг)
Но открытый финал я поняла иначе. Ну, не могу я смириться со смертью дракона))

Ольга Герр
10.08.2016, 11:54:15

Дарья Ратникова, никак! И я буду на этом настаивать))

avatar
Ксюша Ангел
10.08.2016, 11:32:54

Все на нее облизываюсь. Фильм, как ни странно, понравился.

Ксюша Ангел
10.08.2016, 11:52:18

Светлана Гольшанская, Значит, буду беситься еще больше))

avatar
Дарья Ратникова
10.08.2016, 11:13:26

Плюсую. Читала давно, но помню до сих пор. Классная книга!

Дарья Ратникова, Классная не то слово)

avatar
Единорог
10.08.2016, 11:27:03

Книга отличная, фильм - ниочем

Единорог, Это да)