Полезное: шпаргалки для писателей

Автор: Dmitry Belov / Добавлено: 17.08.16, 23:56:22

Шпаргалка – это эдакая напоминалка, содержащая в себе самые основные сведения. Кто в школе или институте не рассовывал по карманам свернутые бумажки, на случай если что-то будет забыто? Вроде и прошли те времена, но систематизировать данные и выписать основные сведения всегда бывает полезно. В размещенной статье рассказано, как составить шпаргалки, помогающие в писательстве.
При работе над историей – неважно, в каком жанре вы пишете и в какой форме (роман, повесть или рассказ) – большую роль играют мелочи, детали, пазлы, из которых складывается полная картина произведения. А учесть и запомнить все мелочи – очень тяжело. Но возможно, если подобрать удобный формат ведения записей и составления шпаргалок.
Все, кто учился в школе и вузе, о пользе шпаргалок знают не понаслышке. А если вы были честным студентом и никогда «шпорами» не пользовались – значит, пришло время учиться.  Ибо строить мир, прописывать детально характеры героев, тонкости конфликтов и при этом помнить, куда ранили героя, как зовут его маму, какого цвета глаза у подруги и массу прочих мелочей – архисложно.
Итак, вашему вниманию предлагается несколько видов шпаргалок, и в идеале к крупной прозе записи нужно вести по всем указанным направлениями.
Шпаргалка для писателей «глобальная» (романная)
Это схема записей для глобальных, крупных деталей:

  • мир (если фэнтези + карта) – политическое, экономическое социальное устройство; культура + религия + мифология + национальные особенности; география – список городов, стран, областей; легенды + история; климатические и природные особенности;
  • единицы летосчисления; единицы измерения (веса; времени; пространства – длины, высоты, ширины); денежные единицы;
  • список рас и особенности национальностей + названия одежды/обуви, предметов быта, народных праздников, национальных особенностей народа;
  • список каст (родов, семей) + особенности;
  • список профессий + особенности каждой + точки взаимодействия и сотрудничества;
  • мировые конфликты: история + проявление + последствия;
  • для фантастики, фэнтези, мистики: список нечеловеческих особей + особенности + взаимодействие с миром, с людьми, между собой; список магических явлений (сила + особенности + проявление).

Конечно, если серьезно расписывать все эти моменты, то получится не шпаргалка, а подробные описания-проработки каждого элемента мира или народа. Это особенно нужно при работе над фэнтези или мистикой. Но хорошо бы собрать короткую шпаргалку из самых необходимых названий или особенностей, чтобы не искать каждый раз заклинания для своего мага среди пятнадцати страниц описания системы волшебства.
 Шпаргалка для писателей «персональная»
Список героев, персонажей:

  • герои: имена + половая принадлежность и исходный возраст + внешность + личностные особенности (страхи, комплексы, особенности, ценность, мировоззрение) + речевые характеристики (национальные речевые особенности (диалектные) + профессиональный сленг + любимые выражения) + прошлое + образование и род деятельности на данный момент;
  • персонажи – то же самое; для создания эпизодических персонажей хватит внешности + пары фактов биографии, а вот для основных необходимо составлять такое же досье, как и для героя;
  • семьи героев и главных персонажей (если есть): генеалогическое древо + прошлое рода + тайны и возможные скелеты в шкафах + особенности каждого члена семьи (внешность + характер + род деятельности) + взаимодействие героя с семьей (конфликты, проблемы, тайны, привязанности – к кому и почему) + что семья дала герою, чего лишила;
  • если семьи нет: почему и что (кто) заменил семью + какие отношения с заменой в настоящий момент + описание замены (если есть) + как отсутствие родной семьи сказалось на герое + где родная семья;
  • роль героя/главного персонажа в истории: цели + мотивы + подтекст из прошлого + мечты, стремления и надежды (все, от мелких до глобальных) + роль в конфликтах + повествовательная ценность (как двигает вперед историю) + чем жертвует + как меняется + итог (к чему приведут мотивы, достигнет ли цели) + цели на будущее по окончанию истории.

 Шпаргалка для писателей событийная (сюжетная)
Ход действия:

  • зачин (предыстория, что привело к возникновению ситуации или конфликта) + завязка + кульминация (кульминации) + развязка + следствия, результаты и итоги (все ли конфликты распутаны, а тайны – раскрыты; влияние на мир/город/героев; влияние на будущее и возможное развитие истории после подведения итогов по достигнутым результатам);
  • схемы конфликтов: между героями и персонажами (участники + причины + мотивы + цели + решения + результаты); личностные (причины + внутренне протекание и влияние на ситуацию + результаты + разрешение + итоги преодоления); герои и мир (причины участия + взаимовлияние + результаты);
  • список препятствий: физическая и психологическая неготовность (незрелость) героев, мировые катаклизмы, происки врагов, страшные тайны прошлого и т.д. + когда препятствия возникают и как проявляются + как меняют героев + что герои теряют/приобретают + итоги преодоления;
  • схема развития интриги и список возможных «ружей»: где «ружье» появляется + где и как «выстрелит» + результаты + последствия + влияние на сюжет и героев;
  • план глав (частей): какие события произойдут + что за ними последует + итоги событий и завязка для новых и т.д.

План – хотя бы сюжетный, с учетом стержневых событий – особенно необходим, если у вас есть эпизодические отрывки из разных частей истории: он поможет распределить их по главам или частям, и вам будет проще «увидеть» историю.

Шпаргалка для писателей композиционная
Последовательность эпизодов (в идеале) или событий сюжета (как основного, так и побочных), распределенных по шкале времени и увязанных между собой.
Если по задумке требуется инверсия, то сначала лучше все равно распределить события во временной последовательности так, чтобы было наглядно видно, что за чем происходило и что чему оказалось причиной.
Итак:

  • список эпизодов/событий: распределение по шкале времени (особенно следить за теми событиями, которые являются причиной и мотивом для поворотов сюжета) + причинно-следственные связи между ними + распределение по главам или частям;
  • список сцен на каждый эпизод/событие: место действия сцены + внешние условия (от погоды до политической обстановки в стране) + герои и персонажи (об этом подробнее следующий пункт) + факты, которые всплывут в этой сцене + ключевой конфликт сцены + его разрешение;
  • действующие лица эпизода/сцены: имена (или род деятельности) + внешность + причины появления (если сцена кульминационная или является «ружьем» — внешние и внутренние причины + мотивы + итоги) + план действий фокального персонажа (других – по мере необходимости) на конкретную сцену с переходом к следующей;
  • сцепка сцены (эпизода) с сюжетной линией: с помощью героев/персонажей, мнения автора-рассказчика, мировой/местечковой проблемой, конфликтом и т.д.

Шпаргалка для писателя «диспозиционная»
Мозаика места действия для больших сцен и крупных эпизодов:

  • локация (страна, город, лес) + атмосферность + причины (почему именно здесь);
  • «подмостки»: улица, таверна, комната дома + заметные элементы обстановки (по системе трехмерного восприятия: вижу + слышу + ощущаю);
  • время года + погода + одежда героев;
  • время суток + физическое состояние действующих лиц (бодрость, сонливость);
  • элементы жизни: прохожие + животные + птицы + насекомые + растительность (хотя бы один из них быть должен, пусть даже вроде жужжания под потолком, чириканья за окном или шороха листвы).

Шпаргалка для писателя детальная
Здесь имеются в виду важные мелочи, которые могут потребоваться в любой момент времени и достаточно часто:

  • факты биографии героев, которые будут всплывать по ходу сюжета – название родного города/местности + ФИО друзей детства/одноклассников и так далее;
  • моменты общей истории мира/страны/города, завязанные на интригу (битвы из прошлого и места, где сохранились развалины с тайниками, например, которые героям надо раскопать для спасания мира – даты войн, сколько времени прошло до настоящего момента, названия городов с тайниками и др.);
  • дата начала истории и временная шкала с отметками дней, месяцев, годов, которые проживают герои;
  • путь героя в пространстве мира – или на карте, или схемой (ушел из дома – пошел в первый город учиться – вернулся домой), желательно – с указанием времени;
  • имена персонажей, повлиявших на развитие героя.

И так далее. Детальную шпаргалку следует держать на виду и вносить в нее в процессе написания книги мелочи, которые могут всплыть по ходу сюжета. Иначе каждый раз придется рыскать по тексту и вспоминать имя наставника героя, проверять, левую руку сломал герой или правую, пять лет назад он ушел из дома или шесть, на каком этаже и сколько лет он уже живет в новом доме.
За временем же вообще нужно следить особенно тщательно. Самая распространенная ошибка – его статичность: автор ведет отсчет только для героя, а остальное застывает. Так, герой не виделся с другом детства пять лет, за полкниги прожил еще год, а потом встречает друга и говорит: «Мы же пять лет не виделись!»
Таким образом, шкала времени действия – обязательна. Как и «пространство + время», если герой много путешествует. Опять же, чтобы потом не рыться в тексте в поисках названия города и времени, если всплывет сюжетная или идейная надобность.
Шпаргалки ведутся, как кому удобно. Кто-то все записывает в блокнотах, кто-то – на отрывных листах, кто-то – в электронных документах. Главное, чтобы вам было удобно. И, составляя шпаргалки, не забывайте – каждая мелочь, каждая деталь может стать как важнейшим «ружьем», так и глупым «роялем» или крупной погрешностью, которая запутает историю. Поэтому учитесь работать с мелочами, они — основа любой истории.

РАБОТА НАД СТИЛЕМ
Когда пишется художественное произведение, всегда хочется сделать так, чтобы читатель увидел то, что видит автор – те же образы, те же «картинки». А в распоряжении у писателей только слова. Приходится рисовать ими. Благо, для этого художественный стиль литературы предоставляет самые разные возможности. Главное – научиться ими правильно пользоваться.
Как показывает практика, самая частая ошибка начинающих авторов в том, что они стараются подобрать как можно больше красивых слов и выстроить их друг за другом. И чем больше, тем лучше. Именно здесь кроется причина так называемой речевой избыточности. Бывает, в погоне за «настоящим литературным» стилем начинающий автор лепит полную несуразицу.
Например: «Капли дождя влажным спасением падают на край деревянной оконной рамы, совсем было иссохшейся, с белой, потрескавшейся краской, но теперь вновь намокшей и вновь овеянной проснувшимися из самой природы воспоминаниями о настоящей жизни, когда рама была еще деревом, тянувшимся к горячим лучам австралийского солнца своими узловатыми, жесткими ветвями».

Как избежать самых грубых ошибок в стилистике?
Конечно, когда пишешь первый черновик, уследить за чистотой стиля сложно. Но если вы, работая над черновиком, станете заглядывать в «шпаргалку», то существенно облегчите себе жизнь.
Шпаргалка «Правила хорошей стилистики в художественной литературе»
1. Всегда помните, от чьего лица вы пишете.
Если ваш герой – брутальный военный, станет ли он обращать внимание на красоты природы? Может, он в первую очередь отметит, удобно ли расположить лагерь на этом холмике и не грозят ли вот эти кусты опасностью? И он точно не барышня, чтобы замечать, как пронзительно поют цикады в полнолуние! Разве что посетует: ночь слишком светлая, лагерь могут заметить.
Смотрите глазами героя и замечайте то, на что он точно обратит внимание. И старайтесь не выходить за рамки характера.
2. Избавляйтесь от штампованных сравнений.
Уж если вам непременно хочется сравнить закат с кровью, подумайте, что в вашем рассказе может навеять это сравнение.
К примеру, если дело происходит в поместье (охота, скачки, прогулки на лошадях), то один из героев может описать вечернее небо так: «Закат алел, как кровь убитых на охоте птиц». Не самый лучший вариант, но хоть не совсем штамп.
А лучше всего — придумывайте свои сравнения. Пользуйтесь тем, что есть у вас в сюжете. Тем, что видели ваши герои. И будьте оригинальны.
3. Не лепите прилагательные и причастия друг к другу. Ищите одно, но верное слово.
Множество эпитетов показывают только одно – беспомощность автора и его неумение выражать мысли и образы кратко и точно. Если вы не признанный стилист, как Тургенев, Мопассан, Паустовский или Перес-Реверте, то между красотой и «литературностью» выбирайте краткость
Особенно жестко это правило действует для жанровой литературы. Если вы пишете боевик, фэнтези, мистику, фантастику или детектив с динамичным сюжетом и острыми конфликтами, то не затрудняйте восприятие текста длинными предложениями и многословностью.
4. Нещадно избавляйтесь от причастий с суффиксами -вш-, -ш- и с осторожностью используйте слова с обилием шипящих и свистящих.
Особенно ужасно выглядит текст, когда происходит «нанизывание» причастий и причастных оборотов.
Например: «Он сидел, задумавшись и глядя в набегавшие волны, блестевшие под солнцем и плескавшие на шуршавшую гальку берега, лежавшего притихшим и разомлевшим в сияющем мареве».
Если отловите у себя такое, режьте текст, переделывайте в короткие предложения. Везде, где возможно, меняйте причастия и деепричастия на глаголы.
5. Помните о ритме текста и его динамике.
Чем короче предложения и слова, тем динамичней и «быстрее» текст, выше напряжение. И наоборот.
Отсюда вытекает принцип: если описываете драку, схватку, побег или любое другое динамичное действие, выбирайте короткие слова и не пишите длинно.
А вот если действие нужно замедлить (например, герои чего-то ждут или отдыхают), то выбирайте сложные предложения, добавляйте образности. Но помните о первом правиле.
Как и в любом другом деле, мастерство в работе со стилистикой приходит с опытом. Поэтому – пишите. Пишите как можно больше и не бойтесь ошибаться. Главное – учитесь на своих (и чужих!) ошибках и учитывайте их, когда будете придумывать и писать новые истории.

Источники информации: http://school-of-inspiration.ru/pishem-knigu-shpargalki-dlya-pisatelej-chast-1, http://school-of-inspiration.ru/pishem-knigu-shpargalki-dlya-pisatelej-chast-2, http://school-of-inspiration.ru/pishem-knigu-rabota-nad-stilem

 

7 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти

ой, мамочки...)
если все это писать, то когда же заниматься самой книгой?

Dmitry Belov
18.08.2016, 14:57:27

Елена Литвиненко, Держать все в голове просто когда имеется только один сюжет, а книга пишется достаточно часто. А если писательством заниматься под настроение когда есть время, то некоторые вещи забываются. А если над книгой работают два человека, то постоянно возникают разные вопросы типа цвета волос, глаз персонажа или его имени и пр.

Интересное дело, те кто нуждаются в, так называемых, "Шпаргалках" уже давно ими пользуются, а те кто пишет без них, вряд ли будут ими пользоваться)
Но на мой взгляд, статья еще одна из разряда "Как написать шедевр по шаблону" - может быть нужно, кому-то, может быть полезно, кому-то. Но в статье слишком много общих слов, а произведения пишутся конкретные.
Литература, как бы это не звучало сейчас смешно, штука далеко не шаблонная, и подбивать как сюжеты, так и стили, методики написания под некий, единый штамп - было бы не совсем верным.

Dmitry Belov
18.08.2016, 15:06:32

Харитонов Дмитрий, В статье нет шаблона, как писать, а есть основные моменты книги, которые следовало бы выписать отдельно, чтобы не запутаться. Олег Волков вам фактически ответил за меня.
Я вот не любитель составлять планы, но прихожу к выводу, что без них не обойтись. Когда пишешь в соавторстве забыть что-то или налепить ляпов в сюжете проще простого. На мой взгляд, основные тезисы структурированы весьма неплохо. А уж пользоваться или нет – каждый решает для себя сам.
А также весьма полезно будет выписать основные моменты, когда идея только оформляется, но отложена на неопределенное время.

avatar
Соловьева Елена
18.08.2016, 08:08:49

Спасибо! Как всегда в тему)))

avatar
Ольга Стрижова
18.08.2016, 07:51:51

Спасибо, буду пользоваться!)

Спасибо, я тоже добавила)

avatar
Asya Baturina
18.08.2016, 02:58:50

Спасибо! Добавила в библиотеку. Пригодится)))

Дорогой Дмитрий.
Нравится, что Вы делитесь с нами знакомым Вам коучингом. Весьма полезное дело.