Полезное: жанры и их востребованность у читателей

Автор: Dmitry Belov / Добавлено: 23.08.16, 16:00:49

С появлением возможности самим продавать электронные книги этот рынок значительно вырос. От вашей точности в выборе жанра во многом будут зависеть, будет ли замечена ваша книга в общей массе.
Есть два понятия жанра:
— литературоведческое (по форме произведения — рассказ, повесть, роман и т. п.);
— прикладное (по типу произведения — детектив, любовный роман, боевик и т. п.).
Жанры по форме произведений
Оценка выбранного вами литературного жанра — отправной пункт анализа литературного произведения. Необходимо помнить, что литературные жанры различаются особенностями композиционной организации текста, типом повествования, объемом содержания, художественными приемами и принципами организации речевых средств.
Литература делится на четыре рода:
ДРАМА — все произведения без авторской речи, изображающие конфликт между персонажами.Жанры драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.
ЛИРИКА — произведения отображающие жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли.Жанры лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.
ЛИРОЭПИКА — произведения, в которых художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны, как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя. Основные жанры: поэма, баллада, басня, лирический цикл.
ЭПОС — произведения, отражающие жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

Более подробно остановимся на эпосе, наиболее востребованном роде литературы нашего времени. Здесь удобнее всего выстраивать классификацию в зависимости от объема произведения.
Роман предполагает достаточно объемное (как правило, в сотни страниц) произведение со многими героями и несколькими сюжетными линиями.
Роман допускает огромное число жанровых модификаций.
Средним жанром обычно называют повесть - нечто среднее между рассказом и романом. Повесть, как правило, избегает множества сюжетных линий, сосредотачиваясь на одном событии или одной судьбе.
Рассказ – один из популярных эпических жанров. Своим происхождением рассказ обязан эпохе реализма, но сегодня связь жанра рассказа с реалистическим направлением обязательной не является. Рассказ понимается как небольшое эпическое произведение, как правило, в центре рассказа какой-то эпизод из жизни героя. Для классического рассказа характерен интерес к психологии, к внутреннему миру героя.
Новелла – поначалу новелла воспринималась как короткая занимательная история, своеобразный жизненный анекдот. Отличить современную новеллу от рассказа часто практически невозможно. Многими исследователями основанием для отличия признается психологизм (в рассказе он есть, в новелле нет).
Очерк – жанр документальной литературы, основанный на реальных фактах, в то время как рассказ предполагает вымышленные события и вымышленных героев. В реальности, правда, между очерком и рассказом много промежуточных форм.
Литературная сказка – весьма популярный жанр, характерной особенностью которого является стилизация сказочного повествования.

Жанры по типам произведений.
Жанр – это тип литературного произведения, который имеет строгие рамки (сюжет, основной конфликт и способ его решения, характеристики героя и т. п.). Жанр – это явление динамичное, и черты одного жанра зачастую проникают в другой, порождая поджанры.
Наиболее распространенные современные жанры и их отличительные особенности приведены далее.
1. Боевик.
Динамичный и, как правило, кровавый жанр, к характерным чертам которого относятся:

  • максимум действия: герои не стоят на месте, они постоянно передвигаются – по улицам города, из города в город, из страны в страну;
  • минимум смысла – герой действует по обстоятельствам, минимум логики, минимум описаний кроме непосредственно сражений;
  • наличие положительного главного героя – спасителя мира, города, прекрасной дамы и т.п. Герой незауряден, обучен воевать, обречен действовать в ситуации постоянного стресса и опасности, часто оказывается в гуще событий совершенно случайно и при этом всегда выживает;
  • наличие антагониста – отрицательного героя, которому противостоит герой положительный. Антагонист, как правило, весьма влиятелен, богат, неглуп, слегка не в себе, хочет погубить мир, страну, город и доживает до финала, чтобы там либо умереть, либо сесть в тюрьму;
  • описание драк, боев, ловушек для героя, различного оружия и военных технологий составляет две трети книги;
  • горы трупов и море крови и травм обязательны; причем половина трупов – от злодея, половина – от положительного героя.

2. Детектив.
Жанр, основанный на разгадке тайны, убийства, похищения или кражи, с подробным описанием расследования.
Жанровые черты:

  • логичность построения сюжета – случайности исключены, причины и следствия взаимосвязаны и обоснованы, каждое предположение имеет фактологическое основание и обоснование;
  • полнота фактов – расследование строится только на той информации, которая передана читателю, и она должны быть максимально полной и достоверной. «А как я до этого додумался – вы узнаете в финале» — исключено. Читателю важно не только наблюдать за ходом действий, но и вести самостоятельное расследование;
  • наличие четких статичных ролей: следователь (сыщик), помощник сыщика (напарник, стажер), преступник (убийца, похититель, вор), пострадавший (убитый, семья убитого), информатор (например, бабушка-соседка, которая все обо всех знает), свидетель (свидетели), подозреваемый (круг подозреваемых);
  • обыденность обстановки;
  • как правило, небольшой охват территории расследования;
  • в финале все загадки должны быть разгаданы, а на все вопросы – найдены ответы.

3. Любовный роман.
Лирическая история, основанная на чувствах и эмоциях влюбленных, жанровые черты которой — это:

  • наличие незаурядной главной героини с отличительной особенностью, которая выделяет ее из толпы: либо она серая мышка и синий чулок, либо сногсшибательная красавица с тайным дефектом, либо старая дева, либо импульсивная искательница приключений;
  • наличие главного героя – красивого и мужественного аристократа, очаровательного и обаятельного, часто при всем прочем – негодяя и мерзавца, еще чаще – имеющего побочную романтическую профессию (вора, пирата, разбойника или Робин Гуда);
  • наличие третьего лишнего (соперника) – влюбленного поклонника у героини (часто тот родом из детства), красивой и яркой соперницы (бывшей любовницы героя, его брошенной невесты или жены);
  • романтические и эмоциональные обстоятельства, которые сводят будущих влюбленных (брак по расчету, встреча на балу);
  • любовь (или плотское желание) – с первого взгляда (или прикосновения);
  • множество препятствий, которые герои должны преодолеть во имя любви друг к другу (разница социальных статусов, бедность и гордость одного из героев, семейная вражда и др.);
  • эмоциональные описания переживаний, бурных объяснений и выяснений отношений на фоне красивого антуража (природы, бальных залов, балконов, оранжерей) занимают две трети книги;
  • яркие и чувственные описания первых поцелуев и прикосновений обязательны, постельных сцен – по обстоятельствам;
  • в финале герои обязательно должны преодолеть все трудности и препятствия, остаться вместе (пожениться, обручиться, переспать) и уверенно смотреть в светлое будущее.

4. Фантастика (научная фантастика, фэнтези).
Жанр, основанный на существовании и взаимодействии необычных или нереальных элементов или явлений.
Жанровые черты:

  • выдуманный мир или измененная реальность – другая планета, альтернативное прошлое или будущее Земли, космос и Вселенная, параллельный мир, игровая реальность, сказочный мир и т.д.;
  • система научных или псевдонаучных знаний, выдуманных (система магии) или значительно опережающих развитие современной науки, а также результаты научных достижений (техномагия, волшебные артефакты, космические корабли и др.);
  • несуществующие в природе явления и биологические виды растений, животных, гуманоидных рас и т. п.;
  • герои, наделенные необычными способностями, и сами способности, в выдуманном мире являющиеся обыденностью;
  • широкое, зачастую необъятное поле деятельности (планета или система миров, Вселенная), фантастические законы мироздания (возможность перемещаться в прошлое, преодолевать привычные законы притяжения), непривычная, отличная от нашей структура мироустройства, общества, порядка.

5. Мистика.
Мистику иначе называют «литературой ужасов» и не беспричинно. Основная цель мистического произведения – напугать читателя, причем неважно, какими методами – введением страшного персонажа, описанием сверхъестественного явления или же нагнетанием обстановки и ожиданием страха.
Жанровые черты мистики:

  • инфернальная тематика – так или иначе в мистике затрагивается тема смерти, выраженная с помощью: а) потусторонних персонажей (привидений и духов, зомби, демонов); б) обстановки (старые кладбища, заброшенные дома или замки с подвалами-склепами); в) явлений (таинственных голосов с того света, связи с духами через сны); г) факта смерти, который становится началом в цепи странных событий;
  • детали антуража, которые не поддаются логическому объяснению и обоснованию – таинственные звуки; надписи на стенах или кровавые пятна на полу, возникающие из ниоткуда; пропадающие предметы и в никуда исчезающие люди;
  • сверхъестественные явления, события или герои являются основным двигателем сюжета, а понимание их сути, как правило, служит разгадкой интриги и ставит точку в истории;
  • герои, наделенные необычными способностями, — экстрасенсы, мистики, ясновидящие, практикующие черную магию либо же изгоняющие нечисть;
  • атмосфера страха или ожидания страха, таинственности и загадочности сопровождает читателя на протяжении всей истории. И роль читателя – разгадывать загадки или искать объяснения неожиданным явлениям, преодолевая собственный испуг и страх перед необъяснимым.

6. Авантюрный (приключенческий) роман.
Захватывающая дух история, в основе которой – головокружительные приключения главных героев, которая имеет такие жанровые черты:

  • постоянная смена «фона»: герои не сидят на месте, оказываясь то в большом городе, то в тундре, то за Полярным кругом. Зачастую их перемещения являются следствием случайного стечения обстоятельств (крушение самолета или корабля; опоздал на самолет – пришлось ехать поездом с пересадкой на автобус; прибыл на новое место – побежал-поехал по окрестностям);
  • красивые детальные описания местности (природы, городов), средств передвижения (самолетов, катеров, лошадей), попутчиков;
  • наличие множества случайностей: а) затягивающих путь героя (кончился бензин – сворачиваем с пути в поисках заправки); б) заставляющих его постоянно двигаться (наступил в кабаке на ногу бандиту – удирай от его банды без оглядки); в) дающих герою краткую возможность перевести дух (неожиданная смена погоды);
  • линейный сюжет – от точки А в точку Б, от начала пути до цели, причем цель – это именно конечный пункт;
  • логика событий не так важна, как наличие многочисленных приключений и происшествий;
  • герои приключений либо: а) прожженные авантюристы, готовые к сложным обстоятельствам; имеющие различные теоретические и практические навыки выживания; имеют при себе безразмерный вещмешок со всевозможными необходимыми приспособлениями; неглупы, креативны, сильны физически и найдут выход из любой ситуации; б) тихие домоседы, волею случая выброшенные в море приключений, — физически неподготовленные, ничего необходимого при себе не имеющие (порой даже паспорта). Распространенный случай – когда два столь разных героя находятся в одной упряжке, причем один – мужчина, а второй – женщина.

7. Исторический роман.
Художественное произведение, основанное на реальных фактах или событиях из исторического прошлого (начиная с событий минимум двадцатилетней давности).
Жанровые черты:

  • точность в деталях и фактах (датировка и развитие событий; жизненный путь героя – от имени до описания внешности и времени смерти);
  • четко обозначенные временные рамки;
  • в центре повествования – реально существовавшая историческая личность (группа людей) и связанные с ней исторические события;
  • антураж эпохи или событий соблюден до мелочей (костюмы жителей города или страны, народные традиции, особенности питания и проживания);
  • сочетание правдивого изображения событий прошлого с динамичной и интересной интригой, двигателями которой становятся реальные и вымышленные персонажи, а также сложные и страстные отношения между ними;
  • доля авторского вымысла — минимальна. Она необходима для украшения повествования, для усиления интриги и не должна вводить в заблуждение «переписывая» историю.


А теперь самое интересное, востребованность жанров у читателей.
Топ самых востребованных литературных направлений в России (по статистике продаж Санкт-Петербурга и Москвы):
1.  Фэнтези.
2.  Женский роман.
3. Детективы.
4. Кулинария.
5. Книги для детей – чем больше картинок, тем лучше.
6. Учебная и образовательная литература, литература по саморазвитию.
7.  Бизнес-книга.
8. Эзотерика.
9. Мистический роман.
10.  Патриотические и псевдоисторические романы.

Топ самых востребованных «романов» по жанрам в Европе:
1.  «Классический» детектив – классический в смысле ординарности сюжета, героев и действия.
2. Детские книги.
3. Мистика.
4. Любовный роман.
5. Образовательная, обучающая, справочная литература на уровне «Все для чайников».
6. Современный европейский роман – роман с элементами детектива, мистики, эротики, эпатажа…
7. Историческая литература.
8.  Манга и комиксы.
9. Книги по кулинарии. 
10. Эзотерика из серии «Как изменить себя».

Топ самых популярных тем для книг в США:
1.  Женские романы.
2. Книги для детей и подростков – добрые и поучительные  сказки, романы и повести.
3. Фэнтези.
4. Бизнес и правовая литература.
5. Комиксы.
6. Эротическая литература.
7. Треш.
8. Современная мистика с псевдозакосом под готику.
9. Стимпанк.
10. Биографии не просто знаменитых, но обязательно успешных людей.

В отдельный рейтинг выделены разделы нехудожественной литературы. Он выглядит следующим образом:

  • О здоровье, лечении
  • По кулинарии
  • По специальности
  • Полезные советы на все случаи жизни
  • Учебная литература
  • О доме и быте
  • По психологии
  • О загадочных явлениях природы и психики
  • Энциклопедические словари

На основе опроса большого количества читателей, были оценены приоритеты и составлен сводный рейтинг факторов, которые влияют на выбор книги и на ее приобретение.
Хорошо знакомый автор                  7,0
Совет семьи или друга                    6,6
Текст на обложке                             6,6
Знакомые серии                               6,5
Скидки                                               6,3
Цена вообще                                    6,1
Дизайн обложки                               5,3
Продвижение в магазине                5,0
Списки бестселлеров                      4,2
Рецензия в газете или журнале      4,0
Реклама                                             3,4
Книжный каталог                               2,9
Рекомендация библиотеки               2,7

Обложка находится на третьем месте по важности факторов, определяющих решение о покупке книги. Причем, важен и текст на обложке, и дизайн самой обложки.
Рейтинг скидок в общем списке факторов выше, чем у цены как таковой. Это означает, что весьма высокой эффективностью продвижения обладают различные промо-акции, в ходе которых у покупателей есть возможность приобрести книгу со скидкой. Человеческая психология такова, что различные купоны, бонусы и скидки создают ощущение дополнительного комфорта при покупке.
Попадание книги в различные списки также является хорошим фактором для ее продвижения и, в конечном итоге, для ее покупки.
Резюмируя сказанное, можно отметить, что хорошо продаются книги:

  • Написаные известным читателю автором
  • Рекомендованые друзьями и знакомыми
  • Имеющие хорошую обложку
  • Выпущеные в определенной востребованной серии
  • Участвующие в промо-акциях
  • Упоминающиеся в различных списках
  • Рекламирующиеся

Источники информации: http://school-of-inspiration.ru/zhanry-sovremennoj-literatury-chast-1, http://school-of-inspiration.ru/zhanry-sovremennoj-literatury-chast-2, http://izdat-knigu.ru/kakie-knigi-chasche-chitayut-i-pokupayut/, доклад «Книгоиздание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития», http://izdat-knigu.ru/faktory-vliyayuschie-na-vybor-i-pokupku-knigi/, http://efrem2efrem.blogspot.com/2013/02/blog-post_25.html, http://litgostinaya.ru/rubrika-kak-napisat-knigu-literaturnye-zhanry/

Комментарии автору:

Всего веток: 2

Мариэтта Роз 23.08.2016, 16:39:23

Вот самая большая ошибка - говорить за всю страну по Питеру и Москве.

В ветке 3 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Мариэтта Роз 23.08.2016, 16:50:01

Dmitry Belov, а их нет. зато есть другая информация. когда готовили пиратский закон в первой читке еще в году так в 13, кажется, наше минкультуры проводило исследование о книгодоуступности (книжные магазины, библиотеки, интернет) в целом по россии. эксперты тогда четко сказали, что существующая система оставляет за бортом 80% населения. на фоне этого исследования они пробовали протолкнуть субсидии и льготы для книжных магазинов, особенно для тех, что в небольших городах, но дело не пошло. так что ответа на ваш вопрос нет. просто нет. так что работайте в том жанре, который больше нравится. и пусть вам повезет!

Анна Елагина 23.08.2016, 16:36:48

Ап теме. Спасибо за статью