Дмитрий Вишневский о рынке, который похерен

Автор: Александр Владимирович Соколов / Добавлено: 29.08.16, 23:07:16
  • Дело в том, что книга - это товар, чтобы там не шептали друг другу в уши рафинированные интеллигенты в союзах писателей. Интеллектуальный товар. Как и игры, как и фильмы. 

    В принципе, всё, что продаётся на рынке (общем) делится на товары и услугию 

    До Октябрьской революции в Российской Империи существовал книжный рынок, где качество текстов определялось несколькими основными критериями. 
    Во-первых, любой текст рассматривался, как продаваемый-непродаваемый - ровно, как и сейчас, после 1991 года. 
    Во-вторых, огромную роль в книжном бизнесе играла публикация новинок, затрагивающих те или иные социальные проблемы. Это делалось по-разному. Понятное дело, что журнал "Будильник" (сатира) или журнал "Сатирикон" (сатира), журнал "Душеполезное чтение" (богословие), журнал "Библиограф" (книжные рецензии) и журнал "Отечественные записки" (художественная литература, публицистика) освещали актуальные события по-разному. Но как бы то ни было, они были вполне себе в духе времени и их тиражи соответствовали более-менее реальным запросам читающего населения страны.

  • В-третьих, издаваемые тексты в принципе были рассчитаны на очень разные слои населения. Да и выпускались в разных жанрах. Романы печатались поглавно, печатались краткие юморески и т.д. и т.п. 
    Несложно было проследить, что пользовалось спросом тех или иных социальных слоёв, что нравилось, что нет, критические статьи и всякого рода литературные заметки привлекали дополнительный интерес к наиболее интересным или наиболее нашумевшим (иногда это совпадало) литературным творениям. 

    В общем, рынок. Обычный рынок. 

    Но в Советы после прихода к власти сделали ряд вещей, который помогал им удержать эту самую власть. 
    Во-первых, они сразу убрали конкуренцию ещё в учёбе. 
    До революции преподавались логика, риторика, этикет - после революции ораторов воспитывать перестали. Типа пережиток прошлого. На деле им просто не нужны были конкуренты. 
    Вопросы грамотности главенствовали - они полностью отвечали линии партии, которой как-то надо было массово доносить идеи до населения. 
    Как результат - в СССР была общая грамотность, никакого рынка и сумасшедшие просто тиражи. 
    Задача была покрыть, так сказать, максимально наибольший процент населения угодными партии романами.

  • Всё, что линии партии не отвечало - не проходило цензуру - не печаталось. Печаталось за рубежом - считалось диссидентским, даже если не было никакой особо политической борьбы против советской власти. 
    То, что печаталось в СССР из советской литературы - прежде всего отвечало критериям соответствия политики партии (если про революцию 1917 года, то "красные" лапуленьки и герои, а "белые" - уёбки и отморозки и НИКАК ИНАЧЕ), а уже потом качества. 
    Есть целый ряд известных советских писателей о которых сейчас знают в основном только литературоведы. А когда-то они печатались огромнейшими тиражами. Они просто писали говённо. Но были вполне себе лояльны советской власти, идеологически грамотны и т.п. 
    Тиражи книг нередко были миллионными. 1 миллион, 2 миллиона, 3 миллиона. Обычные тиражи 300-800 тысяч экземпляров. Причём нередко полнейшая херотень. 
    Вы сами можете убедиться в этом, посмотрев тиражи на советских изданиях 60-х, 70-х, 80-х годов. 
    Качественную литературу - переведённые зарубежные так сказать сливки, классику, в том числе русскую (если говорить о полных собраниях сочинений, например, нужно было именно что доставать. В очередях порой стояли.

  • А затем пришёл рынок, к которому бывшее советское население оказалось неготово. И абсолютное большинство этих поэтов про колхохз, этих грамотных партийно писателей соцреализма были посланы изд-вами нахер сразу и многие насовсем. 
    По одной простой причине. Они не продавались. Вся эта галиматья политическая людям просто была неинтересна. 
    Год-два назад тиражи под миллион, ныне нахер никому не нужны. 
    Рынок был диким, а бизнесмены от книжного бизнеса (очень криминального, к слову) ушлыми. 
    Низкое качество печати - кривые строчки, просвечивающие размазанные буквы, хренова туча опечаток, ошибок, отвратительное качество переводов - наводнило новорожденный рынок. 
    Книги были одна отстойнее другой - качество было на втором месте, печатали прежде всего то, до чего желали дорваться в советское время жители постсоветского пространства. 
    Количество издательств бешено росло, тиражи бешено падали. 
    В 90-х годах достаточно было попасть в нужную струю и выдать какое-никакое качество, как писатель привлекал внимание и становился известным - потому что тиражи мизерными ещё не были, а читали жадно.

  • Не факт, что сейчас раскрутили бы Пелевина, например. 
    Его роман "Омон ра" вышел в журнале "Знамя" в 1992 году. 

    Вот, пожалуйста, вы можете проанализировать падение тиражей этого журнала. 
    "1958 — 110 000 
    1975 — 170 000 
    1986 — 250 000 
    1990 — 1 000 000 
    1991 — 425 000 
    1993 — 75 000 
    1994 — 50 000 
    2006 — 4 600" (с) 

    Практически все известные литературные имена до 2012 года появились в России в 90-х годах. лет пятнадцать рынок ничего не создавал нового, он всё глубже и глубже загонял себя в жопу. 
    Почему? 
    Потому что для того, чтобы выжить в девяностых, а затем в нулевых, издателям приходилось делать ставку на инвестирование на короткие сроки, на увеличение количества - в ущерб качеству, разумеется. 
    Понятное дело, что увеличивая количество авторов - иначе говоря понижая планку входа текстов - делая отбор их более лояльным к качеству - ставка была на множество копеек, а значит - никакой особой рекламы. А без рекламы на заваленном новыми именами рынке имена новых авторов как появлялись, так и забывались. Примерно с такой же скоростью. Их не запоминали. Качество говно, сплошные пересказы голливудского и нового русского кино, что там запоминать? И главное, зачем?

  • И как результат - авторы нескольких десятков книг - 30-40-50 - которых знать никто не знает. 
    Нет бестселлера без рекламы, без раскрутки, при том, что жанров, как таковых нет, ибо было всё советское, а теперь надо, как в Америке и Европе, значит ты просто рядовой писака, вне зависимости от качества текстов. 
    Но были авторы, что попадали в струю, их тексты получали дополнительную раскрутку - потому что пахло прибылью, разумеется - они и становились теми самыми Бушковыми, Мариниными, Донцовыми и Лукьяненко. Их книги читали, просили ещё, а значит имело смысл их раскручивать. Это рынок. Молодой российский книжный рынок. 19 век с его качеством, с его изначальным подходом к аудитории интеллектуалов, к его текстам, ориентированным на планетарную общественность, с его уровнем - русская литература 19 века одна из лучших в мире, переводится и активно читается во множестве стран - это совсем другая тема. 
    Как итог - много фуфла, потеря интереса зарубежных издателей к современной российской литературе, откровенно заточенные на внутренний рынок проекты, мизерные тиражи, отсутствие рекламы и огромная потеря читательской аудитории, если говорить о читателях современной русскоязычной литературы.

  • По сути для современного российского автора оставили один-единственный сегмент - читателя непритязательного к качеству, читателя слабо прокачанного интеллектуально - а потому что угодно, только не непонятные слова, только не умные мысли, только не отсутствие шаблонов - никакой самобытности, никакого ума, никакой красоты слога, никаких сложных проблематик, внутренних конфликтов и рефлексии - только тупой экшн, тупые шаблоны, литература откровенно для людей умом не блещущих. Редакторы, принимая говно к печати, прекрасно знают, что принимают говно и в кулуарах вам о том с жаром расскажут. Но они прекрасно знают, что теперь либо говно, либо не продашь вообще, ибо не на серии со шлаком читатели вообще не смотрят,а так хоть один сегмент внимание обратит. В России очень много читателей. Просто им насрать на современные российские романы. Они о них не знают. Не интересуются вообще. уверены, что полюбас пошлая и тупая херотень. Я не раз спрашивал, в курсе. К слову, я вчера читателей спрашивал, которые на фантастику смотрели. Они не в курсе, кто такая Звёздная. ВСЕ. И вообще у полок с попаданками и академками народ не толпится. Им похер на эти книжки.

  • Это чисто сетевое развлекалово, рассчитанное на мизерные тиражи - 3000-5000 экземпляров в основном. Выстрелит автор - гуд, можно работать. Нет? Новую книгу не возьмут. В серии продаваться легче. Серии наши - это российское развлекалово - в других странах книги иначе продают. 
    А поскольку россискийе жанровые писатели уже несколько лет как практически все в Сети, а читатели в сети и читатели книг бумажных - это читатели нередко очень разные, накрылся бизнес по продаже русскоязычной современной жанровой литературы медным тазом. Больше в убыток, чем в прибыль. Собирают копьё, берут количеством. Разумеется, никакой особой реколамы - на какие шиши? 
    Издательский кризис. Новых "звёзд" нет, старых измотали, да и приелись они порядком, книги теперь в Инете. 
    Поэтому будущее однозначно за Литпораталами, а изда-ва в этом отношении доживают свой век. 
    нет-нет, они по прежнему будут печатать классику и нон-фикшн, нашумевшие книги и детскую литературу, но они уже в современных литературных процессах роли особой не играют. 
    Пиши, публикуйся в Сети, зарабатывай деньги. 
    Золотое время для писателей наступило. Серьёзно. 
    Главное пиши качественно и учись пиариться.

Комментарии автору:

Всего веток: 25

Комментировать

Екатерина Цибер 30.08.2016, 09:46:10

Всегда было одинаково. В любой период времени (и в Союзе, и до, и после) выживало после шума лишь малое число книг. И, как правило, самые достойные авторы оставались в тени, если не находили в себе желания приспособиться или не попадали случайно в число полезных обществу (понятно, что с точки зрения тех, кто правит балом). :)
К примеру, Генриха Манна (в роли антифашиста и сочувствующего коммунизму) раскрутила советская власть - за что ей огромное спасибо, а у себя на родине и уж тем более в кап.странах он за то же самое был (и остался везде, кроме Германии-кающейся) не в чести. Хотя, кроме 1 романа, его книги можно вполне читать вне политики и каких-либо -измов.
А что до популярных...Например, "легкий весь"Акунин "Статским советником" много чего сказал, всем людям полезного, из-за ширмы-то развлекалова :) И если люди не понимают, что им автор говорит - автор вовсе не всегда виноват. Всех разом понятливыми не сделаешь. :)
Это я к тому, что нет никаких золотых или черных веков для умных или тупых, веселых или скорбных авторов. Всегда - Фортуна, игра случая, слепое влечение или отвращение масс, меняющиеся требования издательств и прочие нестабильные факторы :)

В ветке 10 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Asya Baturina 31.08.2016, 17:58:17

Екатерина Цибер, Классная фраза! Надо запомнить!))))
Молодцы актеры, что взбунтовались против "мыла". А то эти штампы и унылая уверенность, что пипл хавает именно их, то есть эти самые штампы, похлеще догм советского режима будут(((

Себастьян 31.08.2016, 15:59:50

Автор мотивирует

Сергей Тихонов 30.08.2016, 18:40:11

Главное помнить, что "классики" американской фантастики и детектива (Говард, Лавкрафт, Хайнлайн, Саймак, Азимов, Хеммет и другие) при жизни печатались в журналах направления "палп-фикшн" и творили для обычных работяг, урывающих минутку на чтение в электричке по пути на работу или за бутербродом в обеденный перерыв.
И за "высокую литературу" их работы при жизни не считались.
Как и творчество нынешних "сетевых" авторов.
А все эти ваши "читаю только книги из серии "интеллектуальный западный бестселлер"... со стороны этот пафос так смешон:) Впрочем, да читайте, кому какое дело. Главное не трясите этими своими грязными трусами в каждой теме.
Настоящий автор пишет для Читателя, и если этот читатель - одинокая женщина, мечтающая о любви, или забитый подросток, представляющий себя космодесантником - то автор в любом случае делает хорошее дело, даря им хотя бы пару часов отдыха от рутины серой действительности.

В ветке 13 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Наталья Самсонова 30.08.2016, 21:44:22

Сергей Тихонов, Согласна

Наталья Романова 30.08.2016, 19:03:32

И снова слова на х и г))) Ну да))) Это ж Вишневский. При всем мастерстве владения словом Дмитрий никак не может стать знаменитым. Может от того и злость? Может все дело в том, что мало владеть словом? Может быть нужно что-то внутри, чтобы суметь поговорить с современным читателем на его языке? Придумать интересную историю с экшеном, чтобы собеседник не заскучал, очень не просто. Я уже тут писала, откуда популярность у ЖЛР. Просто писательницы говорят с читательницами на одном языке на обоюдоинтересную тему. Язык корявый? Ну они ж подружки как бы. Друг друга поймут в любом случае.) Хотите улучшить качество литературы? Напишите что-то, что им понравится. И это не язык ухудшился. Это время поменялось.Сегодня выиграет тот, кто сумеет написать интересную историю отличным образным языком в понятном для современного человека ритме и стиле. Пушкин, кстати, тоже простых историй не гнушался). А Маяковский революцию принял, был новатором литслова и стал продуктом не только ЦР, но и СС (Страны Советов). В СССР выжить не смог. Пришли те, кто нашел себя в новом времени, напр. Симонов. Времена не выбирают, в них живут и умирают. В том числе и гении.

В ветке 17 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Наталья Романова 30.08.2016, 21:39:49

Нина Галимова, Ну да, на вкус и цвет))) Ваша пара тоже тут?)))

Руслан Бирюшев 30.08.2016, 21:07:34

Подписываюсь. Под предпоследним абзацем -дефицитными золотыми чернилами на крови куролиска. Именно так и говорили мне господа из издательств, почти тем же словами, только матов было больше, в мой адрес в основном.

В ветке 4 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Александр Владимирович Соколов 30.08.2016, 21:37:11

Руслан Бирюшев, ну и казлы!

Александр Владимирович Соколов 30.08.2016, 19:58:19

Нифига себе! Сколько комментариев накатали!!!

В ветке 5 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Александр Владимирович Соколов 30.08.2016, 21:22:21

Дмитрий Вишневский, Ну, да, имеют. Мну уже ткнули носом в это право. Просто повторюсь, не думал, что будет так жарко. Ну, славненько тоды) Можно выдыхнуть)

Lord Weller 30.08.2016, 17:25:06

"Поэтому будущее однозначно за Литпораталами, а изда-ва в этом отношении доживают свой век. " А что на Литпорталах литература высокого качества? Не смешите меня.
Популярностью пользуется то, что и печатается. Все равно книга должна быть написана для массового читателя, иначе ее никто читать не будет.

Дашко Дмитрий 30.08.2016, 09:16:08

Ну да, ну да... за литпорталами будущее. Чиклит, порнуха +18, женский любовный роман, чуток ЛитРПГ. Это то, что сейчас продаётся.
Остальное тупо не покупается на этих самых литпорталах.
Издатели, говорите, плохие.

В ветке 18 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Lord Weller 30.08.2016, 17:22:51

Дашко Дмитрий, Совершенно верно. Все с СИ перетекает в бумагу. Все то же г...

Эльвира Осетина 30.08.2016, 07:01:29

Десять лет назад мне подруга показала планшет и то, что она в интернете книги скачивает, я побежала и купила себе тоже планшет и открыла для себя целый мир! У нас же в городе в книжных магазинах продают только учебники, энциклопедии и канцелярию, Свияша, и что-то про бизнес. О, еще Дарью Донцову и Устинову. И ВСЕ!!! Само-собой волком взвоешь))) Так с тех пор, как у меня в руках оказался планшет, я ни одной бумажной книги не купила (кроме своей, чтоб была))). Тоже касается и моих знакомых.

В ветке 25 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Яся Белая 30.08.2016, 15:53:08

Мариэтта Роз, нет, на Кубани :) не было и нет, и комп в ЧЗ один :)

Васильев Ярослав 30.08.2016, 12:10:42

А теперь, прочитав статью, подведём итоги. Сколько советских писателей вошло в золотой фонд мировой литературы за первые 25 лет такой "неправильной" системы в СССР - и сколько российских авторов по новой системе хотя бы стали известны на весь мир? Как-то не в вашу пользу бухгалтерия...

В ветке 19 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Мариэтта Роз 30.08.2016, 15:32:27

Васильев Ярослав, по факту советский поэт? очень смешно)))

Андрей Леру 30.08.2016, 14:48:03

Нормальное явление для стран с нестабильными экономикой и политикой. Нажиться здесь и сейчас. И ни банки, ни издательства, ни оптовые торговцы от этого не ушли. Никто не работает на перспективу, в приоритете краткосрочные коммерческие планы с моментальной окупаемостью. Банки наворачивают проценты, оптовики завышают цены, издательства выпускают исключительно то, что может принести сиюминутную выгоду. Нормально все, Дима))

Шелл Мари 30.08.2016, 13:31:37

*Тиражи книг нередко были миллионными. 1 миллион, 2 миллиона, 3 миллиона. Обычные тиражи 300-800 тысяч экземпляров. Причём нередко полнейшая херотень. *
Вот бесит такое заявление, хотя признаю за автором право иметь собственное мнение.
Именно книги 50-70 годов издания и оставила в своей библиотеке. Всю эту пропагандистскую литературу, да. Пусть они могут сейчас показаться наивными и простецкими, но, черт подери, они достаточно полно отражают ту эпоху.
Оставила всю шпионско-детективную серию, которую собирала по букинистам и книжным рынкам - Лев Овалов, братья Вайнеры, Николай Далекий; всю БПиНФ, которую удалось достать. До сих пор перечитываю с удовольствием.

В ветке 6 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Дмитрий Вишневский 30.08.2016, 14:22:31

Ой, всё.

Дмитрий Манасыпов 30.08.2016, 14:16:05

согласно записи блога О. Дивова на первом месте за 2015 год идет Д. Глуховский с 180 000 копиям своих книг (проданных). А на втором - Елена Звездная. Так что по поводу авторского заработка все верно. Главное - четко понять что хочешь и какие механизмы есть.

Дарья Ратникова 30.08.2016, 10:58:39

Я до появления на лит эре как автор, современную литературу никогда не читала, только классику. Ну и в детстве увлекалась Сёмёновой, Лукьяненко и прочее. Потом прошло. На полках сейчас только классика- русская и зарубежная. И я как автор почитаю колег по перу, но вряд ли их куплю. Потому что на полках у меня что-то глубокое, светлое, доброе. Сенкевич, Брэдбери, Бронте, Диккенс, Жюль Верн, Достоевский. Я понимаю, что пишу развлекательную литературу, а не глубокую по сути. Но и сама не горю желанием ставить свою книгу на полку. Мы только сетевые авторы.

В ветке 3 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Дарья Ратникова 30.08.2016, 13:32:26

Мариэтта Роз, Ну я люблю то, что пишу, но считаю что до классиков мне ещё далеко. Так что буду стараться..

Дашко Дмитрий 30.08.2016, 10:18:33

Дмитрий, простите, здесь начну. Отвечать в топиках невозможно - у Лит-Эры на удивление недружественный интерфейс ответов.
Издательские требования. Да, они мне хорошо известны и да, я понимаю, почему они такие. Ларчик открывается просто: издательский бизнес - такой же бизнес, как все остальные. Есть спрос - будет предложение. Так вот, на настоящий момент издатели удовлетворяют тот спрос, который может окупить хотя бы минимальный книжный тираж (теперь это 1000 и даже меньше).
Издательства выпускают именно то, что покупают. Думаете, литпорталы осветили ситуацию с другой стороны? А вы по топикам продаж той же "Лит-Эры" пробегитесь, поищите то, что Вам нужно.

В ветке 13 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Мариэтта Роз 30.08.2016, 13:19:25

Дашко Дмитрий, издательство не удовлетворяет спрос. еще в 13 году минкультуры заказывало экспертизу книжного рынка, результат: за бортом 80%!! населения страны. экспертиза министерству была нужна, чтобы протолкнуть закон о льготах книгопродажному бизнесу. закон не прошел - ситуация лучше не стала. или будете спрашивать, в чем связь издательского бизнеса и книгопродажного?

Asya Baturina 30.08.2016, 12:17:26

Дааааа,а в детской литературе и иллюстрации всё гораздо проще. Детям нужны картинки и поучительные сказки. В огромном количестве. Постоянно. Причем не в электронном виде, а в материальном, чтобы можно было страницами пошуршать )То есть, детские книжки с картинками,это нетленный товар и неизменный спрос на него) А во взрослой литературе несколько иначе... Но спрос на пищу для ума для взрослых (а это вовсе не обязательно + 18 или мочилово кровавое) был есть и будет. В общем спрос-то на товар есть, только с нынешними технологиями малость растерялись, а как теперь продавать? Если бумажной книге нашлась доступная и быстрая замена? Чаще всего бесплатная... Это я ещё про аудиокниги пока помалкиваю, это отдельная история) Думаю, что выход есть, только его пока не видно)

Вера Огнева/Артемий Дымов 30.08.2016, 10:24:31

"Просто им насрать на современные российские романы. Они о них не знают. Не интересуются вообще. уверены, что полюбас пошлая и тупая херотень."

Я так же считал лет пять назад, брал только зарубежку. Так что плюсую.

В ветке 6 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Дашко Дмитрий 30.08.2016, 10:53:25

Вера Огнева/Артемий Дымов, Извините, если неправильно Вас понял.

Мишель Подымски 30.08.2016, 00:55:18

Я не автор, выскажусь как читатель. Мне надо чтоб издательства и дальше функционировали. Потому что во-первых - переводная литература. Это с 90% от всего, что я читаю. Пропадут переводы - читать будет нечего. В игровой индустрии уже с каждым годом становится все меньше полных локазизаций, некоторые игры выходят без локализаций вообще. Нет, не нужно этого с книгами.
Во-вторых, даже если автор русскоязычный, я хочу качественный текст, прошедший через профессионального редактора, корректора, кто там еще этим занимается. То, что выдает автор, называется черновик. Читать черновик не охота.
Я просто не узнаю об авторе, если он не появится на фантлабе. А там появляются только те. кто вышел на бумаге.

В ветке 16 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Дашко Дмитрий 30.08.2016, 09:38:35

Мариэтта Роз, Цифра 99,9999% ближе к реальности.

Дашко Дмитрий 30.08.2016, 09:36:19

Кризис в книжном бизнесе - явление сложное и многогранное. На него наложилось сразу много причин:
1. Да тиражи упали, причём серьёзно, но совокупный тираж сопоставим (причём, не будем забывать, что в СССР жило 300 миллионов, а в нынешней России и 150 нет).
2. Резко выросло количество наименований и авторов. Если в 80-е фантастика была представлена 10-ю, а то и менее книгами в год, сейчас каждую неделю выходит около 20 новинок.
3. У чтения появились другие конкуренты: соцсети, игры и т.д. Людям есть на что тратить свободное время, помимо книг.
4. Прогресс не стоит на месте - на смену бумажному томику идёт е-книга. Вот только подавляющее большинство читателей ещё не свыклись с мыслью, что за них надо платить.
Как-то так. Может, ещё что-то забыл, но советская школа тут точно не приделах.

Александр Лычёв 30.08.2016, 08:29:19

ЕМНИП, логику в школах преподавали ещё при Сталине. Да и вообще по-разному тогда дело обстояло. "Белая гвардия" публиковалась в 1920-х, "Дни Трубиных " тогда же ставились, в 1970-х - экранизировались.

А что касается постсоветского периода, то я прекрасно помню, что игнорирование отечественных авторов довольно долго было согласованной политикой издательств. Прорыв произошёл только после "Кольца тьмы" Перумова. Его взяли в надежде, что на волне интереса к Толкину оно прокатит, но "свободное продолжение" выстрелило так, что у Перумова стали публиковать и другие тексты, а потом начали и других отечественных авторов брать.
Но - только фантастику/фэнтези: всё прочее, что тогда писалось, было слишком политизированным, с ярко выраженной партийной принадлежностью.
С тех пор у многих "старичков" остались иностранные псевдонимы - начиная с Олди, занимавших лидирующие позиции среди украинских авторов.

В ветке 3 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Дашко Дмитрий 30.08.2016, 09:29:45

Дмитрий Вишневский, Логику то убирали, то возвращали в курс обучения в школе (например, в 1946-м году), потом пришли к выводу, что её лучше изучать в институтском курсе. Думаю, вполне нормальное решение.
Кстати, наряду с грамотностью, большую ставку делали на математику и физику в этой самой вашей советской школе. А это учит размышлять не хуже базовых понятий логики.
Так что на Вашем месте я бы снёс этот абзац как не имеющий никакого отношения к поднятой теме. Политсрача воизбежание во.