Отзыв на роман "Ересиарх" Лидии Ситниковой

Автор: Васильев Ярослав / Добавлено: 01.09.16, 19:43:37

- Каменщик, каменщик в фартуке белом,

Что ты там строишь? кому?

- Эй, не мешай нам, мы заняты делом,

Строим мы, строим тюрьму.

- Каменщик, каменщик с верной лопатой,

Кто же в ней будет рыдать?

- Верно, не ты и не твой брат, богатый.

Незачем вам воровать.

- Каменщик, каменщик, долгие ночи

Кто ж проведет в ней без сна?

- Может быть, сын мой, такой же рабочий.

Тем наша доля полна.

Валерий Брюсов

Европейское Средневековье (не в последнюю очередь усилиями многочисленных романистов, вспомнить тех же Вальтера Скотта или Мориса Дрюона), для сегодняшнего читателя эпоха популярная, и привлекательная. Так что неудивительно, что к этому периоду обращаются многочисленные авторы и у нас, и за рубежом. Используют как для исторических и псевдоисторических книг в стиле Дюма, так и для разнообразнейших произведений жанра фентези.  Почему бы и нет, ведь Средневековье длилось тысячу лет, можно подобрать кусочек на самый требовательный вкус. Хоть дикие и грязные времена Дагобера Первого и Хлодвига,хоть расцвет благородного рыцарства эпохи Средневековья. Ну или мрачную эпоху заката, когда в затылок уже дышали кровавые ужасы и великие достижения Ренессанса.

Именно так называемое Позднее Средневековье и выбрала Лидия Ситникова местом действия своего романа «Ересиарх». Времена, когда закончился климатический оптимум и нераспаханная земля, а население изрядно выросло. Как итог – постоянная угроза голода, вспышки чумы из-за нехватки дров для регулярного мытья, перенаселение. От всего этого классическое общество трёх сословий начало разлагаться, а незыблемое положение католической Церкви зашаталось. Европу одна за другой начали сотрясать большие и малые войны (причем не только государств, но и соседних баронств), некогда единое культурное поле – мы европейцы и католики – стремительно расчерчивали национальные границы. А ещё повсюду запылали костры: сначала инквизиции, а дальше к католикам с присоединились протестанты. Ибо смыслом и целью подобных мероприятий стал не поиск еретиков, сектантов и прочих действительно виновных – а удобный способ свести счёты с политическим противником или неугодным, а зачстую просто поживиться. В романе, кстати, это хорошо показано в одном из эпизодов: приходской священник, пользуясь моментом подводит бездетного барона под обвинение в колдовстве, тогда поместье отходит церкви, а священник становится управляющим. (К слову, когда три века спустя император Священной Римской империи издал эдикт, что «ведьм искать и сжигать за свой счёт, а всё имущество казнённого передавать только в императорскую казну», по всей стране ведьмы и колдуны мгновенно перевелись.)

Немного перескакивая, скажу, что роман написан хорошим, сочным языком. Путь и можно сделать лучше, иногда добавить деталей – но гнига ещё пишется, так что тут пока про мелкие зацепы судит рано. К тому же главное – Лидии удалось поймать дух эпохи. Герой её книги, охотник на ведьм по имени Ингер – это наследие прежней эпохи расцвета Высокого средневековья, когда даже Церковь не просто смотрела сквозь пальцы, но и даже поощряла научное развитие, запрещая слишком уж радикальные течения. Одновременно Ингер – это провозвестник нового времени гуманизма, которое начнётся лишь в конце восемнадцатого века. Пока же он идёт по дорогам, вынужденно выживая и занимаясь работой по искоренению ведьм (и плевать, ведьмы они на самом деле или не, за них платят – а совесть тогдашнего человека была немного иной, чем сейчас; гуманизм ограничивался лишь семьёй и знакомыми. До идеи всеобщего равенства много столетий). Ему встречаются такие же как он осколки спокойного прошлого, ему встречаются намёки будущего. Но он живёт в своём настоящем. И ищет разгадку тайны, обнаруженной в заброшенной лаборатории чернокнижников замка Франкенштейн…

Опят же к слову, Средневековье у Лидии всё-таки вышло усреднённое, близкое к общепринятому мнению и заблуждениям. Ухватив общий дух эпохи, во многих, в том числе повседневных мелочах она ошибается… Однако читать это не мешает, поскольку в массе читатель не специалист. Ему интересны жействия, переживания и приключения героя. А это всё есть и хорошо… Хотя та же сцена с предательством помощника и пытками затянута, в ней темп заметно проседает. Да и стоит автору учесть, что фантастический элемент он вносит лишь к середине книги, а до этого всё читается исключительно как приключения в Средневековье. Поэтому первую часть всё-таки стоит внимательнее причесать, усилить историчность.

Тем не менее для книги в процессе написания «Ересиарх» хорош, рекомендую. А во что выйдет в итоге – посмотрим.

Ссылка на роман

https://lit-era.com/book/3-apologet-eresiarh-b4624

Комментарии автору:

Всего веток: 4

Комментировать

Наталья Заболоцкая 03.09.2016, 17:47:35

Какой объемный и качественный отзыв. Тоже читаю эту книгу. Если бы еще не читала, то наверняка, заинтересовалась бы.

В ветке 3 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Наталья Заболоцкая 03.09.2016, 22:45:12

Лидия Ситникова (LioSta), Кажется, весьма достоверной. Много проработанных деталей - про одежду, дом, быт крестьянки.

Asya Baturina 01.09.2016, 19:54:47

Спасибо за рецензию! Сейчас пробегусь глазами по книге))) Спасибо за краткое описание политической атмосферы того времени.

В ветке 5 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Asya Baturina 01.09.2016, 20:27:11

Васильев Ярослав, Ага, поняла))) Спасибо за ответ)

Лидия Ситникова (LioSta) 01.09.2016, 20:12:49

Спасибо за отзыв, Ярослав! Хотелось бы побольше уточнений про недочеты в повседневных мелочах (здесь или в комменты к книге) - наверняка где-то что-то да упустила, т.к. не историк) Надеюсь по завершении найти хорошую бету с соответствующим образованием, а пока что справляюсь силами своими и внимательных читателей ;)

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Васильев Ярослав 01.09.2016, 20:15:48

Лидия Ситникова (LioSta), Давайте в личку. Больше всего резануло - человек того времени в принципе не будет слушать про хороших язычников (типа вот были у предков заветы). Не то мировоззрение, даже у еретиков. Это свойственно нашему времени. Или вот барон встречает через слугу... и приглашает отобедать с ним. Надо уточнить по позднему Средневековью, но парой столетий раньше это демонстративное указание на статус: я в этих землях полновластный хозяин). Такое приглашение это норма скорее с 18 века. ну там много именно таких вот бытовых мелочей

Яся Белая 01.09.2016, 19:56:40

очень завлекательная рецензия

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Васильев Ярослав 01.09.2016, 20:12:37

Яся Белая, Старался