Как погрузить читателя в свой мир?

Автор: Ольга Талан / Добавлено: 21.12.15, 13:01:31

Вам нравятся книги, которые затягивают? Такие что начинаешь читать и кажется, с головой погружаешься в происходящее: чувствуешь то, что чувствует герой, пугаешься вместе с ним, возбуждаешься, испытываешь гнев, азарт? Хотите писать так?

 

Сегодня мы будем учиться погружать читателя. Творить 5-D кино в голове читателя. Видели 5-D фильмы?  Отличаются от двумерного? Начнём с простого. Предположим у нас есть текст:

 

Ушастый вышел на улицу. Такси не было. Пришлось идти пешком почти два километра. Чёрт! Вот не везёт! Тетка в ларьке тоже не обрадовала, сказала: «Пива нет».

 

Условимся, что текст уже содержит именно ту сюжетную нагрузку, которая нужна нам в этой части. Но вот, прочитав его на свежую голову мы адекватно пришли к выводу, что что-то всё-таки в нём не так…

Ощущаете ли вы героя, читая эти строки? Погружаетесь в происходящее? Или скользите по поверхности, оставаясь попой на своём читательском стуле?

Если вы смогли погрузиться в этот текст, то у вас чертовски богатое воображение. Все остальные люди просто читают его как сводку с полей. Это состояние читателя к ситуации называется «диссоциированное», отдельное. Ситуация отдельно – читатель отдельно. Читатель на своём стуле, одним ухом слушает происходящее вокруг и просто фиксирует, что какому- то там ушастому не продали пива.

Такое состояние хорошо, когда нужно заставить читателя проанализировать происходящее, посмотреть на него со стороны. Ну, или этот персонаж нам вообще не важен и его чувства не важны, и что с ним тут происходит, является лишь причиной для следующих важных событий.

 

Противоположное состояние читателя – погружённое, называется «ассоциированное». Читатель внутри происходящего. Вместо девочки, склонившейся над мышиным домиком, он вдруг становится мышкой  в этом самом домике. Вместо безопасного подглядывания, вонючая грязная койка, ноющий голодный желудок и полный экшен лабораторного террора над СОБОЙ ))

 

Ну и что в тексте-то нужно поменять? 

В чём отличия восприятия ситуации девочки и мышки? Ощущения. Предвзятость. Внимание к деталям.  Влезая в шкуру мышки, мы включаем все пять чувств. Вижу – Слышу – Осязаю – Нюхаю – Ощущаю вкус. (ВАК – визуально, аудиально, кинестетически) О, чуть не забыла, ещё очень важное чувство - «Попой чую».

Картинка становится вокруг нас, она приобретает детали, она не позволяет нам оставаться равнодушным. Невозможно оставаться к чему-то равнодушным, когда это происходит прямо с тобой и прямо сейчас.

 

Как передать это в тексте? 

Я знаю много авторов, которые пишут ассоциированные описания, делая всего одно усилие – ставя себя на место героя. Но предположим, что вы пока так не умеете, или у вас сегодня плохой день и погрузиться вы способны только или в образ похмельного, не особо сообразительного индивида или, что кстати ещё хуже, в образ последней на этом участке суши стервы, которая порвёт любого за один не верный взгляд. А главу надо выдать сегодня! )))

 

В этом случае разделим задачу на куски и выполним её чисто механически:

+ визуальное (цвет, размер, форма, детали, которые можно только разглядеть)

Перечитаем текст и добавим в него немного деталей, которые воспринимаются только зрением. (Прилагательные, причастия, глаголы, дополнения, воспринимаемые только визуально)

  

Ушастый вышел на грязную улицу. Такси на стоянке не наблюдалось. Пришлось идти пешком почти два километра. Чёрт! Вот не везёт! Лохматая рыжая тётка в ларьке поморщилась: «Пива нет»

 

+аудиальное (звук, громкость, тональность, ритмичность, то, что можно услышать)

Опять перечитываем текст, на этот раз, пихая в него то, что можно только услышать.

 

Ушастый вышел на грязную, молчаливую  улицу. На стоянке переругивались два водилы, но свободного такси не наблюдалось. Пришлось топать по чавкающей грязи пешком почти два километра. Чёрт! Вот не везёт! Лохматая рыжая тётка в ларьке поморщилась, гаркнув: «Пива нет».

 

+ кинестетика(Осязание, ощущения тела и движения: гладкий, шершавый, мягкий, тёплый, влажный, душный. Все чувства нашего тела: боль, голод, холод. Напряжение, движение.)

 

Ушастый вывалился на грязную, молчаливую  улицу. На стоянке, под паскудно моросящим холодным дождиком переругивались два водилы, но свободного такси не наблюдалось. Пришлось топать пешком по чавкающей грязи, чувствуя, как постепенно намокают кеды. Чёрт! Вот не везёт! Лохматая рыжая тётка в ларьке презрительно поморщилась, гаркнув: «Пива нет»

 

Видео-аудио-кинестетика - это основные наши системы восприятия, но если ещё подсолить… в смысле, добавить запах и вкус, то картинка станет ещё реальней. Если текст позволяет – солим:

+ запах и вкус.

 

«Ушастый вывалился на грязную, молчаливую  улицу. На стоянке, под паскудно моросящим холодным дождиком переругивались два водилы, но свободного такси не наблюдалось. Пришлось топать пешком  по чавкающей грязи, чувствуя, как постепенно намокают кеды. Утренняя свежесть, перемешанная с выхлопами автострады, била в лицо. На губах однозначно ощущался тот самый вкус – кровь.  Чёрт! Вот не везёт! Лохматая рыжая тётка в ларьке презрительно поморщилась, гаркнув: «Пива нет».»

Вам удаётся читать это диссациированно? Или вы уже непроизвольно поджимаете ваши пальцы в не мокрых кедах-тапочках и пытаетесь зарыться в плед, от холодного дождика? ))

 

На самом деле это не всё. Следующий шаг  - это приблизить картинку. Помните, в триди фильмах картинка любит выскакивать в зал?  Сунем и нашу под нос читателю. Что это означает? Нужно увидеть мелкие детали. Когда мы близко, мы видим мелкие детали. И опять же мы не можем увидеть эти детали, находясь далеко.

+ мелкие детали, которые можно увидеть или почувствовать, только находясь очень близко.

 

«Ушастый вывалился на грязную, молчаливую  улицу. На стоянке, под паскудно моросящим холодным дождиком переругивались два водилы, один из них рыча тыкал второго в грудь грязным пальцем с обкусанными ногтями, что-то доказывая. Свободного такси не светило. Пришлось топать пешком  по чавкающей грязи, чувствуя, как постепенно намокают кеды. Утренняя свежесть, перемешанная с выхлопами автострады, била в лицо. На губах однозначно ощущался тот самый вкус – кровь.  Чёрт! Вот не везёт! Лохматая рыжая тётка в ларьке, презрительно дыхнув перегаром, гаркнула: «Пива нет».»

Теперь наша картинка 5D! Читатель уже не на стуле, он на нашей улице. Но мы же на этом не остановимся? Добивать так до конца!

 

Как сделать ассоциацию глубже? Засунуть читателя в голову героя. Добавить сюда ещё и поток мыслей героя, «внутренний диалог».

Будьте внимательны, внутренний диалог без 5D ассоциации не будет внутренним. Он будет как чей- то подслушанный бубнёж себе под нос. Знаете бывает такое топает чудик под дождиком и сам себе бормочет. Не в голове, а тупо в пространство.

В нашей самой первой версии текста были фразы «Чёрт! Вот не везёт!» ещё вечером (о, это видимо был насыщенный вечер) они задумывались нами как мысли героя. Но реально  воспринимались на той стадии как бубнёж под нос. Потому что, во-первых текст был диссоциированным, во-вторых эти фразы лишены личных эмоций. Их можно сказать и просто напоказ, лживо выражая кому-то сочувствие или понимая, что надо что-то сказать, но не испытывая нужных эмоций. Эти фразы сами по себе равнодушны, обезличены и не привязаны ни к чему конкретно. Попробуем это изменить:

 

+ внутренний диалог.

Ещё раз перечитываем текст и вставляем в него мысли героя. Скорее всего ситуация приведшая к этой прогулке под дождём читателю известна, то есть описывать второй раз её не нужно, или же нам необходимо чтоб она осталась неизвестна – в любом случае эмоции героя здесь это что-то личное, вырванное кусками из переживаний в его голове. Это не анализ! Это только констатация душевных метаний:

 

«Ушастый вывалился на грязную, молчаливую  улицу. Прочь отсюда! Чтоб я ещё хоть раз… Да пошёл он! На стоянке, под паскудно моросящим холодным дождиком переругивались два водилы, один из них рыча тыкал второго в грудь грязным пальцем с обкусанными ногтями, что-то доказывая. Свободного такси не светило. Ну и ладно! Пришлось топать пешком  по чавкающей грязи, чувствуя, как постепенно намокают кеды. Утренняя свежесть, перемешанная с выхлопами автострады, била в лицо. На губах однозначно ощущался тот самый вкус – кровь.  Чёрт! Вот не везёт! И тут же одёрнул сам себя - слабак! Лохматая рыжая тётка в ларьке, презрительно дыхнув перегаром, гаркнула: «Пива нет». Он проводил её взглядом, вытер с лица мелкие дождевые капли…

 

Эти советы/уроки/радостный бред дабы развлечь почтенную публику (называйте как хотите) писались некоторое время назад для друзей в составе серии им подобных. К урокам шли домашние задания. Не знаю, насколько это будет интересно местной публике. Но пожалуй, добавлю, вдруг тут народ так же сочтёт это занимательным.

Домашнее задание учащимся:

Выберите ниже диссоциированный  кусок текста и протащите его по всем пунктам. Результат, пожалуйста, в комменты.

  1. Гуманойд вошёл в зал. Человека не было. Придётся ждать.
  2. Леди Диана присела на диван. Она очень хотела, чтобы Генрих её заметил. Но он танцевал с Маргаритой.
  3. Из каверны показалась клешня. Руслан укрылся за мусором. Вряд ли это надёжное укрытие.

Для тех, кто не прочь при выполнении задания повеселиться – придайте своему кусочку неожиданный оттенок. Пусть после вашей обработки в нём появится то, что могло подразумеваться и в начальном куске, но первым в голову точно не приходило, а выделившись полностью меняет смысл происходящего ))

Все уроки этой серии можно найти в свободном доступе на Кобре

30 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти