Мне снова 14

Автор: Джейн и Скарлетт Эйр / Добавлено: 17.12.17, 11:23:34

«Жизнь напрокат» Вероники Ягушинской

Восемнадцать, мне снова восемнадцать,

Я хочу петь, танцевать и влюбляться,

В твоем сердце занять свое место,

Я хочу быть счастливой невестой.

Точно знаю, любовь где-то рядом,

И порой хватает лишь взгляда,

Для того чтоб понять мы могли,

Я и ты — половинки судьбы.

«Бурановские бабушки» - «Мне снова 18»

«Жизнь напрокат» Вероники Ягушинской – современный любовный роман-однотомник, также относится к категориям «юмор» и «мистика».

Название

Джейн: В принципе, говорящее. Вот тебе, деточка, демо-версия идеальной жизни, а если понравится, то по истечению пробного периода, сможешь лицензию приобрести. Так и ждешь, что кто-то будет выдавать себя за другого или получит за плату-донат шикарное житье.

На мой взгляд, очень подходит для так называемых «женских детективов». Причудливы ассоциативные пути, нда.

Скарлетт: А мне очень нравится. Короткое, ёмкое и да, Джейн права, чётко указывает на аудиторию. Хотя я бы предположила, что кого-то отправляют в чужое тело, а не в своё несколько лет назад, но… Название всё равно импонирует.

Сюжет

Джейн: Ангелина в отчаянии – ее бросил очередной возлюбленный, детей нет, родители даже не вспомнили о юбилее, а ведь тридцать лет как-никак, и вообще, никто ее не любит. Поэтому Лина, как она любит себя называть, принимает взрослое, взвешенное решение – запихивает в себя несколько пачек «Димедрола» и начинает ожидать вечного сна.

Скарлетт: Тот случай, когда автор хотел показать взрослую отчаявшуюся женщину в безвыходной ситуации. Ситуация безвыходна донельзя: очередной возлюбленный бросил, детей нет, подруга не посочувствовала, маршрутка долго ехала, а тут ещё бывшая любовь с новой пассией встретились, и всё у них (о, ужас!) хорошо! Да, после такого дня, если тебе на ногу вдруг приглашающе свалится упаковка снотворного, кстати, просроченного, – пей. Тебе же тридцать, и ты знаешь, что жизнь кончена. Всё равно тебя никто не любит. Будь настоящей женщиной, прими взрослое решение – пусть они потом плачут на твоих похоронах, да!

Джейн: Вечный сон не спешит, вместо него появляется дама с косой (прическа такая) и начинает бурно выражать свое негодование – Лина ей всей планы под откос пустила, как не стыдно.

Скарлетт: За исключением причёски (кстати, неплохой ход) где-то мы это уже читали и даже недавно обзор на это делали. Хм…

Джейн: Чуток подустав ругаться, смертушка предлагает суициднице авантюру – вернуться в собственное прошлое и там отыскать единственного суженого-ряженого потенциального отца детей героини. Лина соглашается, и вот она просыпается на даче утром своего четырнадцатого дня рождения. На все про все у нее есть два месяца. Вперед, на поиски!

Скарлетт: Интересный ход, предсказанный нам ещё в аннотации. Ну кто из нас не думал, что вот если бы я раньше знала, я бы!.. А героине дали такой шанс! Ну сейчас она точно всё исправит, она же взрослая умная женщина (которая, правда, после тяжёлого дня не придумала ничего лучше, как отравиться, но бывают же помутнения рассудка – временные). Здесь мы замерли в предвкушении интересного сюжета.

Джейн: Спасибо даме с косой (прическа такая) за подсказку – именно в это лето героиня с этим потенциальным отцом общалась, этим летом он рядом и досягаем для отношений. А что, все истинные пары себе в четырнадцать находят.

Скарлетт: А то ж!

Джейн: Дачный поселок полон народа, мальчишек тут весьма немалое число. Лина обстоятельно составляет список и начинает проверять всех потенциальных женихов. Надо ли говорить, что истинный суженый в этот список не попадает, хоть и встретится ей в первый же день?

Скарлетт: Ну ладно тебе, Джейн, не спойлери. Вообще, интересная вариация модной нынче темы отбора. Только тут выбирает она, а их, как водится, много, и они все разные. Раздолье!

Джейн: Героиня бестолково мечется от одного к другому, завязывает весьма взрослые отношения с заезжим богатеньким студентом (про студента расскажет дорогая Скарлетт, она очень хотела), но при этом находит время на простые летние радости: общение с семьей, дискотеки и лошадей.

Скарлетт: О, да, про студента. Он прекрасен: атлетически сложен (как сейчас модно писать), умён, КМС-ник, в общем – идеал. А ещё он чудесно молод: ему двадцать. Правда, героиня попала в тело четырнадцатилетней, но в голове-то ей тридцать. И вести себя она старается соответствующе: вся такая уверенная и опытная. Так что на каждом свидании с этим лакомым кусочкам она всё ждёт: «Ну! Когда уже?» А он целомудренен в доску. Но проходит время, и вот они остаются наедине в пустом доме, играет «Энигма», он снимает с неё одежду, она возбуждена, он тоже. И тут, лаская её, он замечает, что что-то не так, и удивлённо спрашивает: «Ты что, девственница?» Она отвечает утвердительно. Тогда он удивляется: «А тебе разве не шестнадцать?» А, получив ответ, отпрыгивает от девочки и начинает злиться. Реакция для возбуждённого мужчины, получившего вместо секса облом, думаю, вполне нормальная. А вот реакция нашей опытной дамы: «Ну четырнадцать мне, ну и что – два года мне что-то дадут?» Студент говорит ей что-то ответственность, но героиня и слушать не желает: «Ах ты, гад, так, значит, не хочешь меня теперь?!» И тут можете называть меня ханжой, и да, я понимаю, что идеал мужчины должен был заранее уточнить, сколько даме лет, но реакция этой самой дамы, на мой взгляд, просто ужасна. То есть, это нормально, когда четырнадцатилетняя с двадцатилетним? Правда два года до шестнадцати ей ничего не дадут? Впрочем, конкретно этой героине и шестнадцать ничего не дали, но, чёрт возьми, уважаемые авторы, давайте если уж описывать такой секс в романе, то не оправдывать его! Это отвратительно.

Джейн: Сюжет изобилует оркестрами в кустах, героиня постоянно выезжает из сложных ситуаций, используя навыки, приобретенные во взрослой жизни. Навыков так много, что губы сами шепчут короткое «Сью»…

Скарлетт: О да! Я по наивности думала, что Мэри Сью – это только фантастика и фэнтези. Ха-ха! Наша героиня к тридцати годам и на лошади скачет, и боксом занимается, и поёт, как ангел, и причёску за пять минут сделает, и стилем обладает безукоризненным, и дом спроектирует, и вообще всех построит. Конечно, задним умом мы все сильны, но чтоб настолько! Каждый поворот сюжета, каждая сложная ситуация выдаёт нам вот такой прекрасный рояль в кустах, и он играет: «Ну мне же по факту тридцать!» Ну-ну.

Джейн: Изложение достаточно линейное, кто потенциальный избранник ясно с первых страниц, но Лина долго не может догадаться.

Скарлетт: Согласна, хотя отмечу: с интригой автор работать умеет. Ясно-то ясно, но нам постоянно подсовывают и вон того мальчика, и вот этого… В общем, пускают пыль глаза, но достаточно профессионально.

Джейн: У романа очень…своеобразный конец. Настолько отличающийся от основного повествования, что выглядит пришитым. Поэтому, я считаю своим долгом заспойлерить его нафиг. Итак, у героини все хорошо, дом-полная чаша, семья, дружба. Но проблемы со здоровьем приводят счастливую мать и жену на стол хирурга. И там у нее происходит клиническая смерть (не прическа), тут появляется дама с косой (прическа такая) и предлагает героине скоротать время за приятной беседой, пока ее там откачать пытаются. Смерть рассказывает Лине дивные вещи. Оказывается, ее счастливый верный выбор привел к большим бедам для всяких второстепенных персонажей, многие из них отдали концы. И кое-кто еще умрет очень скоро, если Лину не смогут спасти. Смерть и героиня смотрят на суетящихся врачей. Экзистенциальность. Постмодерн. Претензия на глубокий смысл. Зачем? Этот вопрос мы со Скарлетт задавали друг другу на разные голоса, но достойного ответа не сочинили. Автор решил своему легкому роману придать глубины и трагичности, нагнав инфернального ангста, изобразив человека рабом рока и показав, какие мы все пешки в руках могущественных сил. Но опять же нет ответа – зачем?

Скарлетт: Поясню наше недоумение. Мы долго думали, в чём основная мысль романа? В том, что мы все сильны задним умом? Допустим. В том, что если не прохлопать ушами второй шанс, всё можно исправить? Тоже допустим, и это наиболее вероятный вариант: героиня не прохлопала и получила свой хэппи энд. И тут здрасьте – эпилог. В котором эта основная мысль разбивается к чёртовой бабушке. Получается, что даже если ты выиграл в лотерею и получил свой шанс, и сделал всё правильно – от судьбы не уйдёшь? И? Создаётся впечатление, что автор хотела выпендриться: дескать, у меня глубокое произведение, смотрите, ну смотрите же какой глубокий! Драма! И это эпилог к лёгкому подростковому роману. Драма, ага. Думается, или автор просто не определилась с основной мыслью, или резко её поменяла в процессе написания, или просто не смогла правильно подать. Что не есть хорошо.

Герои

Джейн: Ангелина – тридцатилетняя дама с неудавшейся личной жизнью и кучей комплексов. В теле себя четырнадцатилетней Ангелина старается извлечь максимум пользы из жизненного опыта, но гормоны так просто не сдаются. Поэтому большая часть решений принята явно под их отчаянным давлением. Авторская магия наделяет героиню кучей качеств (активизируются в нужный момент). Загибайте пальцы: хорошо поет, играет на гитаре, занималась конным спортом, занималась боксом, хорошо стреляет. Будь это игра, можно было бы сказать, что класс героини: боевой бард.

Что касается личности Лины, то тут нас ждет большое-большое сборище обид на более успешных в личной жизни подруг, на родителей и брата, уехавших за границу и редко пишущих, на подруг юности за их злой розыгрыш и так далее, и так далее. Короче, Лина жизнью обиженная. И при этом она не симпатична читателю. Вот правда, все составляющие для читательской жалости (а я сентиментальна и жалостлива, как барышня из пансиона) есть, а героине не сопереживаешь. Знаете почему? Потому что героиня недружелюбная и желчная. Во всех видит недостатки, изъяны. Много говорит о том, какие ошибки в воспитании совершают ее бабушка и мать, но вскользь упомянет, что потом-то они с бабушкой душа в душу заживут. Мнение Лины о подругах – сплошной поток негатива. Что ж ты дружишь-то с ними? От безысходности или заставляют?

Кто-то скажет, что это авторский прием, способ показать бунтарство подростка, его протест миру и все такое. Так вот, для этого совсем нет необходимости поливать грязью всех окружающих. И потом, если тебя преследует вонь, может быть она исходит от тебя?

Скарлетт: Небольшой комментарий: гормоны гормонами, но сознание у героини тридцатилетнее, что она постоянно подчёркивает. И её совсем не удивляет, что она там нагрубила, того послала, там плохо ответила. Это для неё вполне нормально, для тридцатилетней-то. «Что я теперь, простить его должна?!» - говорит она в ответ на историю о разводе родителей своего недруга. Да, как читатель я жду, что раз ты Мэри Сью, то научилась в тридцать прощать. Это называется «опыт». Но нет, героиня не научилась. Героиня лучше будет всем вокруг мстить и вспоминать, какие она комплексы приобрела от подруг и семьи. Все вокруг гады, одна она королева. В людях она всегда видит сначала плохое, а если его вдруг нет, то она вспомнит что-нибудь тоже плохое, что с этим человеком позже произойдёт. Эгоистка и хамка до мозга костей. Как же меня бесили её выверты до самого конца книги! Тридцать лет даме, ну да.

Джейн: Потенциальный отец (имя пока засекречено) – тот самый единственный прынц, с которым у героини истинное-светлое-чистое. Он, и только он, может стать отцом героини (это не я придумала, это смерть так сказала). Рассудительный, правильный, заботливый, надежный и имеет много других позитивных характеристик. В общем, идеален. Как и всякий идеал, вынужден периодически отлучаться для спасательных миссий. Как и положено любому принцу, имеет во френдзоне агрессивную пафосную богатую красотку.

Скарлетт: Достаточно шаблонен, но на контрасте с героиней он просто бог! И что он в этой злыдне нашёл?

Джейн: Егор – самый понимающий и близкий друг. Три четверти книги маячит где-то на периферии, подхвате и задворках, чтобы потом внезапно стать самым-самым. Покажет читателю глубину, сердечность, личную трагедию, благородство и кучу положительных качеств. Фактически, вывалит весь свой богатый внутренний мир на читателя в последних нескольких главах. Гей, не иначе как для того, чтобы объяснить, почему героине он не пара.

Скарлетт: Да, дружба будет моментальна. Вжух – и вот он настоящий друг. Ну да, типа верим.

Джейн: Леха – младший брат героини. Непоседа девяти лет, поклонник «Арии» и персонаж, необходимый для моральной поддержки в трудных ситуациях.

Скарлетт: Героиня в начале романа буквально его ненавидит: он успешно женился, у него дети. А потом в середине книги вдруг вспоминает, как его любит. Ну да.

Джейн: В романе очень много героев. Большая поселковая «банда» подростков, родители, заезжие студенты – толпа народу. Управляться с большим количеством непросто, сложно жать всем обоснуй и мотив. Поэтому автор обходится самым минимумом – внешность, парочка черт характера, несколько слов о родителях.

Скарлетт: Однако отмечу: герои живые, все. Это у автора тоже получается. Хотя большинство из них несут в себе шаблон, они всё равно не картонки.

Джейн: Любопытный момент. Практически у всех сверстников Лины – хреновая судьба. Тот сел, тот сторчался, того брат в абстинентном синдроме грохнул, ту муж бросил – летопись отчаяния и мрачняка. Зато друг Лины топ-менеждер банка, муж – какой-то гиперуспешный бизнесмен. Мораль такова: надо было с Линой дружить.

Скарлетт: О да! И так было и до возвращения Лины в своё подростковое тело, и так стало после. А потому что!

Прямо заколдованный посёлок какой-то.

Мир

Джейн: Беларусь. Лето перед дефолтом. Дачный поселок под столицей, безликий, каких тысячи. Кто-то приезжает отдохнуть в отпуск, кто-то живет постоянно. В таком поселке каждый хоть раз в жизни, да бывал. Каждый себе представляет.

Девяностые подходят к концу. Кассетные плееры, все девчонки влюблены в Лео, что так хорош в «Титанике», а противостояние игровых консолей – это «сега» vs «денди».

Поселок, полный подростков, которые еще не до конца вошли в свой новый статус, и частенько готовы «тряхнуть стариной» и обнести чужой сад, попрыгать по стройке, построить шалаш. В перерывах между посиделками с пивком у костра, игрой в карты и перемыванием костей заклятым друзьям.

Много внимания уделено описанию быта подростков в девяностые. Их кумирам, моде, манере общения.

Атмосфера, ощущение этого дачного лета, автору удались. Лично мне летние каникулы тех лет помнятся примерно такими же (хоть я помладше и не оттуда). Это достоверно, живо, да и момент погружения в мир романа присутствует. Ну, вы понимаете – воспоминания, ностальгия и все такое.

Скарлетт: Согласна с Джейн: атмосфера добавляет львиную долю очарования роману. Если бы не главная героиня, которая всё портит!..

Язык

Джейн: Грамотный, хороший и достаточно разнообразный. Автор очень старалась сделать стилизацию под подростковый сленг того периода, и того… перестаралась. Просторечиями и жаргонизмами текст просто кишит. Я охотно верю, что некоторые приличные девушки в компании друзей могут общаться в стиле блатных старых сидельцев, но блин! Я все-таки художественную литературу читаю, и не по лагерной тематике.

Отдельным моментом хочу упомянуть шутки. Решив не останавливаться на собственных хохмочках, автор щедрой рукой приправил текст пересказом бородатых анекдотов. В принципе, в конце девяностых эти анекдоты вполне могли быть безусыми юнцами, но сейчас они откровенно неуместны, увы. А еще очень много злого юмора, насмешек над друзьями героини, когда ирония и подколы становятся откровенно жестокими. Но тут на любителя, кому-то вполне может показаться, что я неправа.

В романе «звучит» очень много песен. Герои постоянно что-то слушают, что-то поют и под что-то танцуют. Уф.

Скарлетт: Да, с песнями тут явный перебор. Убери их все, и роман станет вполовину меньше. И если в начале песни ещё созвучны с сюжетом, то дальше мы просто «слушаем» то, что по душе героине. А особенно мне понравился приём описания чувств героини через песню. Да, у читателя стихи создают определённый настрой, и этот настрой, как воздушный круг, помогает автору доплыть до нужного катарсиса. А без воздушного круга автор кульминацию писать умеет?

Сленга тоже много – меры автор не знает. А ещё лично меня позабавило «pease, door, ball». Мир, дверь, мяч, - это прекрасно, но мир всё же через “c”.

Но нельзя не отметить: текст достаточно чистый, и это плюс. Хотя с мерой у автора, что в песнях, что в сленге, что в бородатых анекдотах всё плохо.

Вывод

Джейн: История о новых шансах, попытке исправить старые ошибки, попутно наделав новые. С весьма невоспитанной, эгоистичной почти всемогущей героиней, плоскими второстепенными персонажами и финалом с претензией на экзистенциализм, постмодерн и другие философские термины.

Скарлетт: Яркая летняя история с такой злыдней-героиней, что только держись. Претензия на глубину в конце и незнание автором меры портят текст. Прямо какое-то торжество эгоистки-неудачницы!

Оценка: 4 из 10.

__________________________

Группа автора - здесь

Наша группа - здесь

8 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти

Судя по сюжету, получилась бы неплохая американская комедия=)) Отличный обзор, спасибо!)

Джейн и Скарлетт Эйр, ахах, черный юмор)))

avatar
Пальмира Керлис
17.12.2017, 21:47:37

Спасибо, как всегда интересно, и с юмором!

Пальмира Керлис, Мы стараемся)
Спасибо!

avatar
Руслан Бирюшев
17.12.2017, 15:47:37

"Ангелина в отчаянии – ее бросил очередной возлюбленный, детей нет, родители даже не вспомнили о юбилее, а ведь тридцать лет как-никак, и вообще, никто ее не любит."
Вот сейчас как раз досматриваю коротенькое (на 10 серий) аниме "Полноценная жизнь онлайн" ("Net-juu no Susume") где в точно такой же ситуации, ещё и потеряв работу, героиня (тоже тридцати лет) увлеклась он-лайн игрой навроде "WOW", познакомилась там с парнем, и в итоге случился хэппи-энд :) Изюминка в том, что играла она мужским персонажем, а парень играл женским, и реальные личности друг друга они узнали не сразу, что привело к массе комичных ситуаций, и сама история знакомства презабавнейшая.

"А вот реакция нашей опытной дамы: «Ну четырнадцать мне, ну и что – два года мне что-то дадут?»"
Тебе - нет. А вот ему дадут, и сильно больше двух лет, ага.

"и дом спроектирует, и вообще всех построит"
И кирпич кладёт ровнее молдавского прораба!

Руслан Бирюшев
17.12.2017, 21:46:43

Екатерина Шашкова, Как сказано в начале этого ролика... ХD
https://www.youtube.com/watch?v=noB6XbkRmqQ&list=PLl7XCgA0alafhB7UzRURWxHNETYZE3c3d

avatar
Агнесса Шизоид
17.12.2017, 16:06:52

Меня пугает, что у такой вот дамочки, считающей секс между 20-летним молодым мужчиной и девочкой-подростком 14 лет, по сюжету планируются дети (суицидальные наклонности тоже добавляют оптимизма), которых она, насколько я понимаю, спокойно подложит под первого попавшегося педофила, потому что зачем же ждать до совершеннолетия, что это даст?..
Что за мерзость.

Тару Халла
17.12.2017, 21:43:47

Джейн и Скарлетт Эйр, я подумала, а вдруг вы спрашивали, или в тексте было что-то, накрепко завязанное на 14 лет)

avatar
Ольга Жакова
17.12.2017, 21:25:52

Спасибо, очень интересный разбор! Читать, пожалуй, не буду:).

Ольга Жакова, Ну и правильно ;)

Финал порадовал. ) Вспомнила себя. Когда то я пыталась писать и очень любила такие концовки пришивать. Типа все хорошо, все уиерли. Причем сам текст обычно до тошноты позитивен был. Очень уж мне хотелось чтобы был эффект "все не так как вы думали", но получалось как получалось.

Екатерина Ефименко, О, ну... От начинающего автора - ладно, не попробуешь - не узнаешь, да? Но когда автор уже вполне ничего, и текст продаётся... это бесит, если честно.
Скарлетт

avatar
Тару Халла
17.12.2017, 13:10:30

Очень интересно, спасибо!
Я в последнее время ищу любовные романы в антураже 80-х и 90-х, но написанные недавно. Интересно именно ретроспективное повествование. А таких романов мало.
Спасибо за наводку! Хоть и много спойлеров, но хочется окунуться в атмосферу 90-х)

Тару Халла, Тогда вам должно понравиться, атмосфера в романе выдержана отлично. А сюжет, поверьте, мы не спойлерили) Там и так всё ясно)

Как всегда, интересно. Эпилог удивил, зато смерть с косой (прической) - это отлично :)

Евгения Александрова, Причёска - да, а остальное... это уже столько раз было!
Эпилог и впрямь странный.
Спасибо!