Гэрой подросток, или фантастика 9-ого класса!

Автор: Харитонов Дмитрий / Добавлено: 18.04.16, 10:58:22

Давно хотел спросить мнения обитателей, жителей, пользователей, читателей и авторов Лит-Эры вот о чем. Почему сейчас  набирает (или набрало) популярность движение героических подростков спасающих мир в фантастической или антиутопической вселенной? Почему все зациклилось на ребенке(ах) 16-ти с небольшим лет?

Какие могут быть у вас предположения на этот счет?

Вопрос приурочен больше к конкурсу "Революция Next" где приведены примеры ряда книг/фильмов с данной тематикой, откуда и сформированы правила конкурса. И почему, касательно конкурса, возростной интервал до 22-ух лет, а не до 23-ех? Один год является настолько критичным? ^^

Комментарии автору:

Всего веток: 26

Лара Снежкова 22.06.2016, 10:02:19

Подростки - самая читающая ЦА, как ни парадоксально.

В ветке 6 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Харитонов Дмитрий 22.06.2016, 11:07:32

Лара Снежкова, Да, но это явно не самая читающая аудитория.

Екатерина Цибер 22.06.2016, 00:01:30

Льстим ребёнкам:)

В ветке 9 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Екатерина Цибер 22.06.2016, 11:06:00

Андрей "Грейварн" Аполлонов, Но взрослый Дмитрий меня, полагаю, понял :) В контексте блога. :)
Сайт умилительно полон жутко сУрьезными буквалистами.
Что не мешает части из них быть - талантами:)

Наталья Романова 21.06.2016, 22:39:43

Потому что книги для подростков) А они хотят спасать мир) Ничего не поделаешь)

В ветке 8 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Харитонов Дмитрий 22.06.2016, 09:27:14

Екатерина Цибер, Мне, к сожалению, этого не понять(

Галина Штолле 22.06.2016, 00:51:02

Всё началось с Голодных Игр, которые устроили бум на подростковые антиутопии. Потом появилися Дивергент и прочее, а потом и наши издатетели опомнились. Была мода на вампиров, сейчас на это.
А что касается самих подростков, то бунтарство у них в крови. Возраст такой.

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Харитонов Дмитрий 22.06.2016, 09:22:24

Галина Штолле, Бунтарство у них в крови - зачастую таким нет дела до книжек про антиутопию.
А вот мне интересно, были ли книги, где гэрой-подросток активно бунтовал и рвал волосы со всех мест на теле, но внезапно, в самом начале книги помер, от того, что не разобрался в ситуации? Ведь именно к этому приводит тот самый бунтарский дух, пофигизм и гэроизм в том, в чем дети не то что не понимают, а просто не владеют информацией.

Гера Симова 21.06.2016, 23:18:18

Подросток подростку рознь. В большинстве случаев автору приходится постоянно напоминать читателям, что его герой ещё дитя дитём. Читатель хмыкает и продолжает увлечённо шуршать страницами про не по годам умненького-благоразумненького буратинку. :)

В ветке 4 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Харитонов Дмитрий 22.06.2016, 09:15:22

Гера Симова, Конечно, все еще зависит от от восприятия. Я скептически отношусь к такому позиционированию сюжета на герое, а именно на его взрослении... Уж как-то это уныло кажется. Почему? Потому что зачастую окружающему миру все равно, когда человек взрослеет и события не делят людей на "взрослых" или "не повзрослевших". Есть ситуации, события, где нужно принимать определенные действия.

Маргарита 21.06.2016, 22:31:17

у меня ребенок 15-и лет не вылазит из героических анимешек (вот именно где крутые подростки спасают и переделывают мир). Помню свой возраст, когда были интересны подобные вещи. Это проходит. Это такая реально психологическая особенность возраста, когда так, с размаху без раздумий и в чудеса. Бешеная энергия и мало опыта(страха). Доисторические люди именно в этом возрасте благодаря этим особенностям осваивали новые территории. Каждый это в себе 15-20летнем вспомнит. Современность коммерчески использует это.

В ветке 6 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Харитонов Дмитрий 21.06.2016, 23:31:42

Маргарита Яковенко, Увы, но нет, потому что для понимания вещей нужно быть подготовленным. Иметь базу. Если вам рассказывают, что и как надо делать, а вы не знаете таблицу умножения, как не проецируй знания, вы не поймете.
Тоже самое и здесь - искажение реального восприятия человека в той или иной ситуации. Применительно к фантастике слово "реальное" не совсем уместно. Но явно, мальчик или девочка 14 лет, когда в него/ее стреляют, вряд ли, присев, будет думать, где-же ему укрыться.

Остин Марс 18.04.2016, 22:13:49

Подростки для писателя - идеальный материал, гибкий и способный удивить. В 16 лет человек ещё не попробовал взрослой унылости, он верит, что может всё, поэтому с лёгкостью рискует и пускается в приключения.

Одна и та же ситуация, разные герои: идут он и она, им навстречу кот на задних лапах в деловом костюме, поздоровался и дальше пошёл.

12лет - охренеть, айда за ним!

16лет - за ним, только тихо, не спугни.

21год - чё за нах? Ты это тоже видишь? Мы не обдолбались? Наверное, кто-то просто надрессировал. Он не поздоровался, нам показалось. Не показалось? Да ну нафиг, завтра на пары.

23 года - здравствуй, кот. Дорогая, пойдём быстрее, я с работы точно так же, как и ты, и тоже хочу есть, а нам ещё в магазин.

Всё, работа - вкл, жажда приключений - выкл, следующая остановка - 31год, когда брутальные мачо, до сих пор не встретившие ТуСамую, её таки встречают и мигом тупеют.

В ветке 8 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Харитонов Дмитрий 21.06.2016, 23:28:19

Маргарита Яковенко, Вот именно, отсюда и идет казуализация всего. Подмена понятий, вкусов, предпочтений.

Ольга Жакова 21.04.2016, 19:45:50

Вообще-то подросток был главным и основным героем романа ВСЕГДА. То есть вообще всегда, во все времена. Начиная с мифа. Подросток был героем инициатического мифа, повествующего о прохождении обряда инициации - взросления, вступления во взрослую жизнь. Этот сюжет из мифа через сказку и прочий фольклор пришел в рыцарский роман, и на его основе уже разрабатывался роман воспитания в 18-19 веке. Так что это было всегда, испокон веков. Современный популярный роман паразитирует на формах сказки, рыцарского романа и романа воспитания, более того, он их прямой потомок, так что иначе и быть не может.
Вот здесь в моей статьей мельком об этом говорится: https://lit-era.com/reader/aprel-2016-psihologicheskaya-literatura-b7605?c=57351 (мельком, потому что статья все-таки не об этом)
Просто рамки возраста плавают туда-сюда в связи с социально-историческими причинами. 22 - это даже многовато, кажется, максимальный возраст совершеннолетия сейчас по миру 21. Возможно, привязка к окончанию университета - после уже начинается собственно взрослая жизнь.

В ветке 18 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Харитонов Дмитрий 28.04.2016, 09:39:30

Ольга Жакова, Не совсем про книги, с ними и так понятно, если авторы взялись их копировать. А про жанр фантастической антиутопии, он ведь не зациклен на Дивергенте и ГИ?

Наталья Самсонова 20.04.2016, 11:38:31

Возможно это связано с популярностью указанных в конкурсе книг? После 50 оттенков, появилось очень много подобных произведений, теперь вот Дивергент и голодные игры. Нет?

В ветке 13 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Наталья Романова 26.04.2016, 15:14:47

Харитонов Дмитрий, Ну значит не в мой)))

Наталья Жильцова 21.04.2016, 14:34:40

Что значит - сейчас?? о_О Сейлормун, слава богу, уже десятки лет существует =)

В ветке 10 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Анна Панова 25.04.2016, 16:03:57

Наталья Жильцова, вопрос: для кого?

Анна Панова 25.04.2016, 16:02:28

Дети пишут - дети читают.

Никто Инкогнито 20.04.2016, 10:49:29

ИМХО, ключ в "революции". В которых идейная движущая сила имеет две составляющие. Молодежь с горящими глазами и взрослые циники с очень холодными. Первые в качестве героев имеют заведомый бонус читательских симпатий.

В ветке 10 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Харитонов Дмитрий 23.04.2016, 23:09:23

Никто Инкогнито, Быстрее не значит лучше, разве не так?

Анастасия Химич 18.04.2016, 12:34:34

Я не читала тексты для Революции Next, не смотрела фильмы (а нет, вру, Дивергента начинала смотреть... а что, там ГГне 16? О_О), но у самой периодически проскакивают герои-подростки :) Правда, они быстро взрослеют, и в свои шестнадцать никого не спасают...

В ветке 81 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Анастасия Химич 22.04.2016, 14:32:10

Харитонов Дмитрий, XD

Анна Валентинова 18.04.2016, 12:42:32

В школе больше всего времени для чтения книг. серьезно. А 22 - возраст окончания универа.

В ветке 32 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Харитонов Дмитрий 22.04.2016, 10:18:06

Любовь Черникова, Конкурс в данном случае отражает некую вкусовую направленность, хотя бы жителей портала. Ведь не создали конкурс просто с фантастикой, а добавили вполне конкретные ограничения. Чем может быть это вызвано? Наверное тем, что тематика подростков более востребована чем общая тематика повествования без привязки к циферке.

Марина Весенняя 20.04.2016, 12:14:13

По мне так все банально. Есть читательская аудитория - есть книги для неё. Подростки в своём максимализме часто не хотят читать классику, или про взрослую жизнь дядь и теть. Им хочется чииать о том, как можно в 14-18 лет спасать планету, встречать любофф всей жизни. Причём не добиваясь чего-то тяжким трудом, а просто потому что ты такой охрененный.
Пока реальная жизнь загружает ограничениями, в книге ты находишь свободу и безграничные возможности. И по мне, так это здорово, что жанр набирает обороты, это значит что все больше подростки начинают читать, а не сидеть в компьютерных играх. Есть шанс, что со временем они переключатся на более серьёзную литературу.
Что касается возрастного интервала, мне кажется, что это как-то связанно с возрастом окончания Вуза у большинства. Вроде как с дипломом - уже совсем взрослый. Но я могу ошибаться.

В ветке 4 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Марина Весенняя 20.04.2016, 14:39:45

Андрей "Грейварн" Аполлонов, Кто ж спорит? Только это мы с вами понимаем. А они нет.Плюс ко всему еще обычно в школе отбивают всякий интерес к классике.
И понятно, что даже сотня прочитанных книжек про РПГ, академии, не сравняться по ценности с русскими классиками. Но мне кажется, что даже одна прочитанная книжка, не важно какая, лучше и полезнее, чем то же время, проведенное за просмотром тв или играми на компе. И хочется верить, что это может быть стартом к более серьезной литературе со временем.
В конце концов, наши родители/бабушки/дедушки точно так же считали наши увлечения Толкином, Перумовым и прочими - пустой тратой времени. И ничего, выросли же адекватными членами общества,....

Антон Пашнин 19.04.2016, 15:26:47

Думаю дело в том что наш мир молодеет! В отличии от прошлых поколений у теперешних подростков есть шанс оставаться ими всю жизнь. Поэтому сейчас юные герои выходят на передний план и несут своё знамя молодости на встречу будущему.

В ветке 7 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Харитонов Дмитрий 20.04.2016, 14:31:03

Антон Пашнин, Множество книг - не экранизированы, поэтому брать за основу целевую аудиторию фильмов, проецировать ее на книги и пытаться в книге описать фильм - глупо. А точнее бесперспективно.
Как написал чуть ниже Андрей, читатель сопереживает герою, а не ставит себя на его место. Автор, настоящий, пытается заставить читателя думать, анализировать, оценивать все происходящее в книге, а не фокусировать все внимание на персонаже и то, как у него прыщи растут и ломается голос. Для погружения читателя в книгу авторы используют разные приемы, в том числе, ассоциацию себя и главного героя, но это один из моментов "творческой заманухи". То как автор жонглирует этими методами, то как швыряет читателя из одного уголка сознания в другой, делает его книгу уникальной и близкой к шедевру.
Тут люди упоминали серию Гарри Поттера. Да, там есть акцент на 11-ти летнего мальчика, но помимо всего этого, сколько еще различных моментов и тонкостей показано в фильме? Не говоря уже про книгу.

Гера Симова 19.04.2016, 12:19:43

У мужчин-авторов такие герои в почёте уже давно, как мне кажется. Или другие мне редко попадаются. А женщины вообще любят юных героинь :)

На конкурс предпочитают брать книги о тинэйджерах и дают небольшой запасец на взросление и получение высшего образования. дальше человек уже считается взрослым и самостоятельным :)

В ветке 8 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Харитонов Дмитрий 20.04.2016, 14:18:41

Гера Симова, Так кто же против этого спорит? К тому же для домашнего чтения можно использовать и книги с подробным описанием секса и мучительств. Тут дело вкуса.

Влад Ларионов 18.04.2016, 14:40:30

Да потому что подросток растет, меняется, тот подросток, про которого я пишу или читаю (про других просто не буду) задается сложными вопросами, думает, ищет ответы. Все это очень интересно. Интересно, как из ребенка возникает взрослый, как влияет среда, он сам, близкие и значимые люди.
Правда своих героев я бы гигантами не назвал, хотя мир они спасают временами (хотя чаще не мир, а родной дом все-таки).

В ветке 27 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Харитонов Дмитрий 20.04.2016, 11:28:29

Влад Ларионов, Тема про мужиков ФЛРщиков и задротов ЛитРПГшников - мне еще больше непонятна. Хотя по поводу последнего у меня есть ряд мыслей, но что касается ФЛР - тут я ничего не могу сказать.
Что же касается подростков-героев, мне искренне не хочется верить, что авторы пишущие про них, ни о чем другом не могут написать, поэтому я и хочу понять истинные мотивы. Пока получается не очень хорошо, так как многие доводы упираются не в совсем понятные вещи, такие как ориентация данных книг на ЦА которое не читает книги в принципе.

Anna Michi 19.04.2016, 15:34:12

Когда я сама была подростком (лет 13-16), литературы для нас (них) практически не было, было множество детских книг и множество взрослых, а тех, где герой именно подросток - раз-два и обчёлся. Поэтому я решила, что надо мне самой писать для/про них. Ну и так оно и тянется. :)
Взрослые мне до сих пор не так интересны, и до сих пор кажется, что литературы больше про взрослых... Или мне просто попадается на глаза только взрослая.
В отличие от русскоязычных произведений вот в японской манге наоборот - через одного герой подросток.

В ветке 5 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Харитонов Дмитрий 20.04.2016, 11:23:51

Anna Michi, Вот и мне хочется разобраться, хотя бы для себя, откуда взялся такой ажиотаж, каковы были предпосылки.
Тут уже много всего в блогах написано, но можно попытаться вычленить основные мысли: первое, о чем говорят - это о тренде и "модной" тенденции писать про подростков; второе - это проекция некого своего "Я" на данный возрастной период, отсюда и тематика книги; третье - простота изложения, "мол дети все съедят", напрягаться не нужно; а вот четвертое - это непосредственная ориентация книги на данную ЦА, что в принципе вызывает огромные сомнения ввиду "всеобщей" деградации.

Михаил Северный 18.04.2016, 12:11:50

Наверное появился спрос на подростковую литературу свою. Вот и ищут авторов.

В ветке 20 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Харитонов Дмитрий 18.04.2016, 15:49:43

Михаил Северный, Конечно, еще бы! Если у человека нет стремления развиваться, становиться лучше, то он рано или поздно скукситься и зачахнет. А творческий процесс еще более требователен к этому.

Лена Митягина 18.04.2016, 11:07:00

Подростки - одна из самых благодарных аудиторий. Они с легкостью подсаживаются на такие истории, в отличие от взрослых, которые прочитали, забыли. А подростки создают потом целый культ из понравившихся книг/фильмов. Ну а читать им интереснее всего про таких же молодых, как они, героев, которые могут даже в подростковом возрасте как-то повлиять на мир, изменить его. Это вдохновляет.

В ветке 22 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Харитонов Дмитрий 18.04.2016, 15:00:50

Виктория Эл, Ну тогда нам трудно докопаться будет до истины) Раз никто из нас в данной тематике не писал)

Максим Анаэль 18.04.2016, 14:13:14

Это не сейчас. Уже давно так.

В ветке 4 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Харитонов Дмитрий 18.04.2016, 14:36:17

Максим Анаэль, Да, определенный временной интервал пройден, но вся равно такое широкое развитие это получило лишь недавно. С момента подключения львиной доли пользователей к интернету.

Андрей Аполлонов 18.04.2016, 13:21:01

Вот тоже не вижу смысла в ограничении произведения такими рамками. Наоборот, стараюсь охватывать по возрастным рамкам аудиторию побольше.

Все это - одно из следствий более глобальных процессов в человеческом обществе. Ранее важнее были широкопрофильные специалисты, сейчас идет стремление к узкопрофильной специализации. И в литературе также. Стремление к жанровым, возрастным, гендерным ограничениям, углубление в отдельные узкие поджанры вместо попыток смешивания более интересных и оригинальных коктейлей из различных жанров под все гендеры и любые возрасты. Все это при том, что самые лучшие шедевры всегда рождались именно на стыке различных жанров и направлений - в виде оригинальных "коктейлей".

Понятие "ЦА" - тоже следствие этих процессов. Намерено создается иллюзия того, что ограничения произведения для рамок какой-то определенной ЦА увеличит количество читателей. Ведь ограничение-то может привести только наоборот к уменьшению читательской аудитории. Наиболее популярными в мировых масштабах, в конечном счете остаются только те произведения, в которых подобных ограничений под определенную ЦА нет или почти нет.

В ветке 3 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Харитонов Дмитрий 18.04.2016, 13:48:18

Андрей "Грейварн" Аполлонов, Да, сложно что-либо добавить, так как ваше мнение совсем не лишено смысла. Широкопрофильность и всеобъемлемость те моменты творчества, которые активно выкорчевываються, а взамен их предлагаются шаблонные решения, которые якобы нацелены на некую популяризацию автора.
А ведь действительно, раньше вряд ли авторы задумывались, что им надо сначала выстроить ориентир их творческой мысли, нацелив его на ЦА, а уже потом приступить к активному созданию шедевра.
Печально, что настолько меняется сознание наших современников.

Елена Ершова 18.04.2016, 11:08:36

Я кстати задаюсь тем же вопросом, почему до 22-х? Тогда как по законодательству, например, поддержка детей-сирот идет до 23-х лет.
А популярность героев-подростков наверное связано с юношеским максимализмом: Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю. Кто в этом возрасте не хотел изменить мир?) Терапевтическая литература, как бэ

В ветке 18 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Харитонов Дмитрий 18.04.2016, 13:36:51

Лена Митягина, Ну это немножко другое направление дискуссии) Все же я не считаю верным писать под шаблоны. Где тут авторская уникальность? Любое творец создает что-либо только по зову собственной души, а не по свистку кошелька. Когда в творческий процесс приплетают финансовую подоплеку, то от авторской уникальности остается только лишь воспоминание. Литература, культура, это как юмор, где нельзя шутить на заказ. Иначе получится натужно, как в небезызвестных комедийных шоу, которыми загадили все ТВ.

Александр Никатор 18.04.2016, 12:05:20

Прежде всего рынок, раз уж капитализьмъ победил все прочие экономические течения(пока))): "Гарри Поттер" и его феноменальный успех - заставили многих присмотреться к герою-подростку и дело пошло "на поток".
Родители покупают детям рекламируемый бренд, сами дети, благодаря электронным платежам и возможностям с ними связанным - более свободно тратят собственные накопления на приобретение произведений, где такие как они или очень похожие на них персонажи: всё решают и всем верховодят. Реклама данных серий идёт более легко благодаря крупным сетевым площадкам, на которые подростки вполне заходят самостоятельно, без контроля со стороны родителей.
В своё время я обожал Януша Корчака и его книгу "Король Матиуш Первый" и бредил идеей Детского парламента и чего подобного. Сейчас подростки грезят что спасают мир "палочкой Гарри" или странными соревнованиями, после которых возможно смена диктаторского режима...
Запад становится всё более инфантильным и нас за собой тянет. Пересматривал недавно "В-вендетта" и перечитывал "Дракона" Шварца - небо и земля! Первое - совершенно наивная детская сказка, второе - произведение скорее для взрослых, где необходимо просчитывать шаги...

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Харитонов Дмитрий 18.04.2016, 12:30:49

Александр Никатор, Кстати говоря о Гарри Поттере - как раз тут автор сумел уйти от непосредственно прямой линии где ребенок - герой, спасающий мир. В книгах ГП - взрослеет, учится, влюбляется, заводит и теряет друзей и все это в созданном мире с огромным количеством мелочей и деталей, заправленных магией. Все это в комплексе не делает серию ГП унылым, прямолинейным штампом где школьник 16-ти лет свергнул неугодный режим на всего за 10.7 авторских листа.
Но без сомнения, ГП оставил огромный след в фэнтези, так же застолбил за собой право быть единоличным лидером в данном направлении. Отсюда и бесполезность всех подобных копий, что пытаются наклепать новенькие авторы, так или иначе взяв за основу историю магии, школы и парочки героев-детей.

Галина Узунова 18.04.2016, 11:08:52

Ребёнки шестнадцати лет отличаются умом и сообразительностью, но их действия и поступки часто спонтанны и редко подчиняются логике взрослого человека, а посему можно расставить по кустам огромное количество роялей и все они будут уместны. Как говорит мой любимый видеоблогер BadComedian: "Это подростковое кино, тут не надо об этом думать!"

В ветке 2 комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Харитонов Дмитрий 18.04.2016, 11:30:52

Узунова Галина, Нет, ну как это нечего об этом думать. Ведь есть такое направление, причем очень серьезное. Хочется понять, на чем это основано. Лишь на спекуляции псевдожеланий? Игра на том, что ребенком был каждый, каждый хотел полететь в космос, но никто так и не стал космонавтом? Но, исходя из современности, уверены ли что школьники будут вообще читать что-либо в своей массе?